[ Литературные клубы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Plotnick 
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Русско-Японская война. Взгляд из 21 века.
Русско-Японская война. Взгляд из 21 века.
studenhДата: Суббота, 30.08.2014, 17:09:49 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
РУССКО – ЯПОНСКАЯ ВОЙНА. ВЗГЛЯД ИЗ 21 ВЕКА
Аннотация. События русско-японской войны окрашены в нашей памяти исключительно в черно-серые тона. Мы знаем о позорных поражениях, бездарном и чуть ли не продажном командовании и прогнившем царизме, о напрасных жертвах и материальных потерях. В данной статье предпринята попытка реабилитировать не только ни в чём не повинный рядовой и офицерский состав армии и, главное, погибшего флота, выполнившие свой воинский долг до конца, но и высшее командование крепости Порт-Артур и обеих Тихоокеанских эскадр.
1. Предыстория конфликта
1890-е годы характерны бурным экономическим ростом России с ежегодным ростом ВВП до 10 процентов при одновременном непрекращающемся естественном приросте населения. Успехи и достижения страны того периода неразрывно связаны с именем министра финансов (ключевая фигура в правительстве) С.Ю.Витте, как сегодня бы сказали – «отцом русского экономического чуда» - да, было и такое на нашем веку! Витте проводит протекционистскую политику (защита собственного рынка), вводит винную монополию государства, осуществляет финансовую реформу, введя в обращение золотой рубль, который сразу и вплоть до 1917 года становится конвертируемым и, мало того, самой крепкой валютой в Европе (когда такое было!); бурно развивается промышленность и сельское хозяйство, несмотря на ряд сдерживающих факторов.
Вступивший на русский престол в 1896 году молодой царь, подталкиваемый советниками, особенно Витте, обращает державное внимание на восток, на Дальний Восток. По настоянию именно Витте с 1892 года начинается строительство Великого Транссибирского железнодорожного пути из центра России до Владивостока через Маньчжурию (Северный Китай). Первый поезд пошел уже в 1901 году. Транссиб был вообще подвиг и отдельная песня, действует этот путь, соединяющий Атлантический океан с Тихим, до сих пор и, кстати, большинство используемых нами в настоящее время железных дорог построено именно при «кровавом царизме». Вот так-то! Современные РЖД должны отстёгивать проценты потомкам Романовых за эксплуатацию их «ноу-хау». Расширение империи и экономическая экспансия России оказались возможны только в восточном направлении. С запада мы упирались в Германию - Австро-Венгрию, будущих противников в Великой войне; с юга была перспектива разобраться в ближайшем будущим с наследием догнивающей Турции (но чуть позже, плод ещё не дозрел); в Персии и Афганистане началась скрытая борьба с вездесущими англичанами, крайне ревниво относящимися к продвижению России на дальние подступы к «жемчужине Британской короны» - Индии; в северном направлении нас сдерживали только белые медведи. Большевики приписывают себе открытие и освоение Северного морского пути – так вот, уже в 1891 году существовал морской порт Романов-на-Мурмане, из которого были проведены по Северному морскому пути к устью Енисея первые 20 кораблей с грузами для начала строительства Транссиба. За 40 лет до Папанина и челюскинцев. Вот так-то, славяне!..
Только на Дальнем Востоке манили возможностями рыхлый на ту пору и застрявший в средневековом самосозерцании Китай и примкнувшая к нему Корея. России удалось прибрать к рукам почти всю Маньчжурию, проложив там на определённых условиях КВЖД – Китайскую Восточную железную дорогу - от Читы на Владивосток с ответвлением на Порт-Артур в Корее. Корея была фактически под протекторатом России, быстро отстраивались порты и крепость Порт-Артур и Дальний, формировалась мощная броненосная порт-артурская эскадра молодого Тихоокеанского флота России. Взгляните на карту - как глубоко вонзил когти двуглавый орёл, чуть ли не на пол-Китая! Это дело, естественно, не понравилось другому молодому хищнику Японии. Та тоже развивалась стремительно и требовала себе места под солнцем, и этим местом оказались уже занятые Россией территории. Война была неизбежна и она разразилась в январе 1904 года с внезапным нападением японского флота на русские корабли, часть из которых была надолго выведена из строя, что повлияло на весь дальнейший ход боевых действий. У нас принято героизировать знаменитых «Варяга» и «Корейца», но их потеря не была так болезненна как вывод из боевых действий двух новейших броненосцев и броненосного крейсера, что сразу значительно изменило соотношение сторон в пользу противника – этот фактор стал решающим в начальном периоде войны на море и, безусловно, сказался в дальнейшем.

2. Тактические и стратегические особенности
Как всегда великие и на ту пору Англия и Франция были тайно или явно на стороне Японии и, почему-то, как всегда, против России (эта привычка остаётся у них до сих пор). Германия в лице молодого кайзера Вильгельма II также подталкивала Россию идти на Восток, тем самым отвлекая её от европейского театра, где у немцев уже тогда намечался интересный пасьянс в недалёком будущем. США на словах были «ни нашим, ни вашим», но фактически поддерживали японцев, в том числе кредитами. И опять Россия – против всего остального мира. Отметим себе это обстоятельство, пригодится в дальнейшем.
Транссибирская магистраль к началу войны имела пропускную способность всего 3 пары эшелонов в сутки, что, безусловно, было совершенно недостаточно для полноценного снабжения и пополнения войск из центральной России. Япония же была рядом и фактор расстояний, по моему убеждению, сыграл ключевую и роковую для России роль. В 1904 году ещё не было Круглобайкальской железной дороги в обход Байкала, поезда через Байкал переправлялись на специальном железнодорожном пароме, что, естественно, также не способствовало скорости воинских перевозок. А вот зимой – неожиданное решение – рельсы укладывались прямо на лед и состав с паровозом медленно продвигался по такой импровизированной «насыпи». Когда же толщина льда внушала опасения, по рельсам пускали одиночные вагоны на ... конной тяге, совсем как городская конка. Чем не «Дорога жизни»? Интересно, на Ладоге в 1941-м в Блокаду что мешало проложить временный рельсовый путь прямо по льду и тянуть хотя бы одиночные вагоны, каждый их которых брал бы груз 20 тонн, а не 2, как фронтовая полуторка? Опыт военных перевозок по льду в русско-японскую войну был известен, но что-то помешало, может, недостаточная толщина льда?
Нас все время учили, что поражение потерпела не Россия, а царизм «прогнивший и кровавый», а я вкратце остановлюсь на следующих соображениях. Японцев вооружали европейские державы и США, в том числе строили им флот, и имели японцы, в основном, новейшие образцы кораблей, орудий, пулемётов, оптики и вспомогательных механизмов. У нас же, помимо заказов за границей, вовсю работало собственное оборонное производство, в том числе и современные корабельные верфи. Традиционно русская артиллерия доказала свое превосходство и в боях на сопках Маньчжурии, кавалерия – это просто нельзя сопоставлять – где вы видели японца на коне, кроме как в кино про семь самураев (впрочем, имелось несколько полков кавалерии); пехота – да: стойкость русского солдата столкнулась с фанатичным упорством азиатов, но на уровне подразделений русские части, как правило, брали верх. Вот только высшее русское армейское командование подкачало. Японские генералы оказались не то, чтобы более удачливыми, но, понаглее что ли, я бы сказал с болеем маневренным и рисковым мышлением, а что ещё вернее – перед ним не стояло задачи сбережения людского ресурса: не зря, несмотря на поражение, потери русских войск по итогам всей войны оказались в полтора-два раза ниже японских. Командование противника не стеснялось применять тактические обходы и охваты в масштабах корпусов и даже армий, чего наше штабы не практиковали. Вот и получалось, что в относительно небольших стычках русские, как правило, брали верх, а уже в массовых сражениях на уровне армий – увы – приходилось отступать. Но ни «котлов», ни разгромов русская армия не познала.
Хотя, надо признать, стратегическая инициатива на протяжении всей войны принадлежала противнику. Инициатива в войне предполагает выбор атакующей стороной места и времени решительного наступления. Непрекращающиеся, непрерывные, неожиданные удары заставляют обороняющуюся сторону распылять силы по всему фронту, или, хотя бы, сосредотачивать их в предполагаемом, только лишь предполагаемом месте удара противника. Наступающая сторона может позволить себе импровизацию, экспромт, фантазию, в то время как обороняющаяся только может рассчитывать предугадать ход противника и парировать его, и не всегда даже внушительное превосходство в силах спасает пассивную сторону от разгрома. Аналогию мы можем найти в таких далёких от военного искусства занятиях, как шахматы и ... футбол, где постоянно и умело атакующий игрок (команда) имеют заведомое преимущество и где тоже очень важно перехватить инициативу.
Русскому командованию ни в 1904, ни в 1905 году это не удалось, в отличие от действий японского, которое предвосхитило немецкие «клещи» и «котлы» второй мировой войны. Во всех известных сражениях русско-японской войны японцы стремились наносить фланговые удары с продвижением в тыл противостоящих сил и нанесением рассекающего удара с фронта. И эта тактика срабатывала непременно, хотя, как указывалось выше, ни разу японцам не удалось устроить русской армии ни котла, ни полноценного окружения и даже охвата: русские успевали вовремя отходить, нанеся при этом чувствительные потери наступающей стороне. Но поле боя оставалось за японцами.
3. Где была русская разведка
Теперь ещё об одном аспекте русско-японской войны, на который особо не принято обращать внимание при оценках влияния различных факторов на ход военных действий. Как указывалось, война началась с внезапного нападения японского флота на наши корабли, при котором русские понесли первые и очень чувствительные потери. А именно: уже через день после уведомления о разрыве дипотношений с Россией японская миноносная флотилия в количестве всего 10 вымпелов атаковала порт-артурскую эскадру, стоящую на внешнем рейде, нанеся тяжелые повреждения двум эскадренным броненосцам и одному крейсеру, которые надолго выбыли из боевого состава. Броненосцев в строю осталось всего 5 против 6 на тот момент у японцев. Ещё один крейсер через три дня подорвался на мине и затонул. Это всё, помимо, всем известного «Варяга» и «Корейца». Вот так начиналась война на море. Чем не Пирл-Харбор?
Но и беспечность русского командования поражает. Слухи о грядущем столкновении с Японией ходили давно, получено известие о разрыве дипотношений, а эскадра выстроилась у входа в гавань, высматривая главные силы японского флота в надежде на благородное рыцарское столкновение. Вместо броненосцев в атаку пошли небольшие юркие судёнышки – миноносцы, водоизмещением всего до 200 тонн, по сути, крытые железом шаланды, но несущие новое и как оказалось страшное оружие морской войны – торпеды (или мины Уайтхеда, как их тогда называли). Я так понимаю, не было ни должным образом организованной разведки морских сил противника (дозорными крейсерами), ни боевого охранения своими миноносцами. Русские корабли, ожидая встретить противника в открытом бою, не предполагали пиратского нападения и не произвели должного затемнения, будучи отчётливо различимы с моря на фоне береговой линии.
И в этом случае, и далее на протяжении всей войны собственно разведка отсутствовала напрочь и в армии, и на флоте. И вот это было ещё одним принципиальным отличием России и Японии в подходе к войне, в подготовке к ней. Российский Генштаб имел весьма смутное представление о военно-промышленном потенциале будущего противника и его мобилизационных возможностях, преобладали шапкозакидательские настроения. С началом войны положение с разведданными не изменилось: они были скудны и обрывисты, штабы зачастую пользовались слухами, агентурная сеть как таковая отсутствовала. У японцев же, наоборот, не только в районе будущих боёв и в прифронтовой зоне всё было наводнено шпионами, но даже в самом Петербурге, а также городах на Сибирской магистрали действовали агенты японского Генштаба под различным прикрытием. Они даже умудрялись повреждать дорогу, выводить из строя подвижной состав, прерывая сообщение на несколько суток. Что говорить о Порт-Артуре! – каждый шаг русских, каждое передвижение кораблей было известно японскому командованию чуть ли не раньше, чем нашему. Русские действовали, как правило, вслепую, отсюда и внезапные эффективные атаки врага, и, напротив, предсказуемые для него действия русских.
4. Русское морское рейдерство. Успехи и провалы.
Далее. Чтобы воевать на континенте, островной державе необходимо высадить там свою сухопутную армию, иными словами серьёзный десант. Что и было осуществлено японцами уже в феврале 1904 года в Корее и затем в апреле того же года на Ляодунском полуострове непосредственно вблизи Порт-Артура (в 40 милях) в целях образования фронта против крепости и блокирования тем самым её с суши. Переправить через море десятки тысяч солдат со снаряжением – задача непростая и архисложная. Япония имела не только соответствующее количество транспортов для перевозки армии, но и современный броненосный и миноносный флот для обеспечения перехода кораблей десанта и самой высадки на частично оборудованное побережье. И вот этот момент не совсем понятен. Японцы дважды переправляли огромную армию морем и постоянное пополнение при абсолютном отсутствии противодействия со стороны русского флота. Это как?! При переходе морем транспорта десанта, даже при наличии охранения, совершенно беззащитны перед любым боевым кораблём противника, особенно уязвимы войска при самой высадке и захвате плацдарма.
В первом случае (в феврале) отсутствие данных разведки – вот оно, агентурная сеть, где?- не позволили порт-артурской эскадре выйти на перехват врага и разгромить конвой, а во втором, хотя высадка и производилась полтора месяца(!), командование остатков флота (было потеряно на минах ещё 2 броненосца и убит командующий адм. Макаров) не решилось отправить хотя бы отчаянных охотников на миноносцах и брандерах для противодействия высадке. Впредь японцы продолжали практически беспрепятственно пополнять и снабжать свои войска. Пример удачных действий на японских морских коммуникациях явил Владивостокский отряд крейсеров в июне 1904 года, вышедший в составе трех вымпелов на перехват японских транспортов. В результате рейдерских действий было потоплено 3 корабля противника с несколькими тысячами солдат (2 полка) и, главное, 18 тяжелыми 280мм гаубицами, предназначенными для обстрела Порт-Артура. Удар получился очень болезненным для врага, которому не так жаль было людей, как дорогостоящих, поставляемых из Германии орудий. Названия русских крейсеров достойно ещё одного упоминания: «Россия», «Рюрик», «Громобой»!!! Они воевали за всю эскадру: топили транспорта, арестовывали и топили нейтралов с контрабандой (англичан, между прочим), умудрялись ходить к японским берегам и даже к Токийскому заливу. «Рюрик» геройски погиб в неравном бою крейсеров с японским отрядом кораблей: оставшиеся в живых офицеры и матросы крейсера затопили искорёженный в бою корабль.
Уничтожение ещё, хотя бы, части десанта могло избавить Порт-Артур от затяжной осады и последующей неизбежной капитуляции, состоявшейся 20 декабря 1904 года. Эскадра Рожественского, кстати, в ту пору ещё стояла на Мадагаскаре. Капитуляция эта состоялась ввиду невозможности оборонять крепость после взятия японцами господствующих высот и установки там орудий крупного калибра (280 мм), которыми они в течение всего нескольких дней добили остатки эскадры в гавани, а затем приступили к разрушению фортов и казематов. Есть мнение, что Порт-Артур мог бы ещё какое-то время продержаться и что сдавший его генерал-адъютант Стессель чуть ли не изменник, но не зря со временем Николай II простил генерала – ситуация выглядела безнадежной, слишком долго собиралась в дорогу 2-я Тихоокеанская эскадра.
5. Цусима: не все так однозначно.
Теперь о Цусиме (название острова стало нарицательным). Тут тоже безоговорочно в одну дуду стройным хором уже более ста лет: позорное поражение, бездарные адмиралы, прогнивший царизм, устаревшее вооружение, гибельная тактика и т.д. и т.п. Докладываю: первая, сформированная на Балтике эскадра под командованием Рожественского, отправилась через три океана вокруг Африки только 2 октября 1904 года. По пути к ней присоединились собранные «с бору по сосенке» 2-й и 3-й отряды в гораздо менее боеспособном составе. Соединенная флотилия включала в себя помимо боевых быстроходных кораблей основных классов (броненосцы, крейсера, эсминцы) также и тихоходные вспомогательные суда (госпитальные, ремонтные, транспорты и буксиры). Задачей флотилии изначально ставилось деблокирование осажденного Порт-Артура, чтобы затем с помощью порт-артурской эскадры нанести решительное поражение японскому флоту и воспрепятствовать снабжению и пополнению квантунской группировки противника и, тем самым, выиграть войну.
Задумано было верно: пополнив запасы, отдохнув и отремонтировавшись в Порт-Артуре после утомительного перехода, навалиться превосходящими силами на японцев. Но ещё во время столь длительного круиза Порт-Артур капитулировал, идти отдыхать и ремонтироваться было некуда, путь был один – прорываться во Владивосток, но у острова Цусима нас поджидал полностью боеготовый, свежий, имеющий близкое базирование японский флот. Ударная сила русской флотилии – броненосцы – были вынуждены идти на прорыв на скорости всего 8-10 узлов вместо макс. 18, имея в кильватерном строю все свои тихоходные вспомогательные суда, ибо бросить их на растерзание миноносцев противника не представлялось возможным. Японский командор получил возможность сосредотачивать огонь своего главного калибра с предельных дистанций сначала по русскому флагману, затем, выбив его, броненосцы противника обрушивали огонь на следующий в строю корабль и так далее. Русские были лишены возможности манёвра из-за потери хода, и трагедия свершилась.
Ход Цусимского боя описан ещё его участниками едва ли не по минутам, по этой теме защищена куча диссертаций, написаны десятки книг и сотни статей, подсчитаны орудия, калибры, вес залпа, попадания, разрушения, погибшие и раненые. Но, поскольку, сама «Цусима» повлияла на весь дальнейший ход мировой истории, остановим ещё раз на этой теме свой незамыленный взгляд дилетанта. Из схемы первой фазы боя (в которой всё и решилось) следует: Рожественский построил свою флотилию в кильватерную колонну, имея в хвосте транспорты и вспомогательные суда под вынужденной охраной крейсеров, скорость всей армады определялась самым тихоходным из пароходов – 9 узлов (у японцев до 18 и более). Мера вынужденная. Трудно представить себе атакующую конницу Чингисхана, за первой линией которой тащатся верблюжьи повозки и ишаки с провиантом, жёнами, добычей и снаряжением – они оставались в дальних оврагах под охраной до исхода боя. В море оврагов не оказалось и пришлось весь этот «вавилон» тащить за собой, да ещё и охранять от бесчисленных стай москитного флота японцев, то есть распылять силы и внимание.
В морском бою скорость перестроения кораблей согласно воле командующего – один из ключевых факторов успеха. Корабли адмирала Того быстрее занимали предписанные им позиции, быстрее совершали необходимые эволюции. В начальной фазе боя броненосных сил противоборствующие стороны шли практически встречным курсом в кильватерных колоннах броненосных отрядов, но на дистанции около 40 кабельтовых (4 морские мили) японская эскадра осуществляет манёвр последовательного поворота влево на 140-150 град., то есть, чуть ли не на обратный курс, описывая тем самым так называемую «петлю Того» и получив возможность вести огонь четырёх своих броненосцев по русскому флагману «Суворов». Рожественский ошибочно по непонятной причине не открывает огонь по противнику в точку его последовательного поворота, хотя тот 15 минут и вынужден подставлять свои борта под удар. Через полчаса боя русская эскадра пытается уклониться вправо, чтобы следующие в ордере корабли могли стрелять по врагу всем левым бортом, но для завершения перестроения не хватает тех самых роковых нескольких минут, потерянных из-за дефицита скорости.
Не забываем и такой факт: русские корабли одновременно были вынуждены следить за действиями 65 (!) эсминцев и миноносцев и неимоверного количества крейсеров противника числом до 35 (против 10 наших), которые как стая волков были готовы ринуться на зазевавшуюся добычу. Русская эскадра не была в состоянии провести с собой за три океана такое же количество «торпедных катеров» из-за их низкой мореходности, миноносцев у нас всего было 9 штук. Японцы же по близости базирования могли себе позволить нашпиговать прибрежную зону быстроходными номерными (даже без собственных названий, только номера) корабликами. Постоянная угроза минной атаки, необходимость своевременного уклонения от торпед – тоже немаловажные факторы, повлиявшие на исход боя.
Маневр адмирала Того был превосходен, выше всяких похвал, величайшее решение в истории морских битв, но... Японское адмиралтейство было прекрасно осведомлено не только о составе русской эскадры и её боевых возможностях, но и могло вполне обоснованно предполагать действия её командующего при проходе пролива у острова Цусима. Конфигурация береговой линии, глубины, расположение островов, особенности фарватера не оставляли Рожественскому большой свободы в выборе направления движения: курс мог колебаться в пределах 20-25 град. к норд-осту. Здесь не только ждали русский флот, но и были, наверняка, заготовлены варианты действий японского флота в зависимости от ограниченного выбора Рожественского. Идеальным вариантом для русской флотилии был бы проход Цусимы в темное время суток, но был огромный риск нарваться на минные банки и ночные атаки уже доказавших свою эффективность миноносцев. Или, если сильно повезет – прорваться днем, но в тумане, без обнаружения противником. Этого не произошло. Эскадра была обнаружена многочисленными дозорами и флот Того вышел на перехват русских по заранее разработанному плану. Того оставалось установить как именно Рожественский выстроил свои корабли, чтобы применить тот или иной вариант. То есть, если бы корабли шли не в кильватер, а, например, как при прохождении Малаккского пролива, строем основных кораблей, окружающих и прикрывающих тихоходные транспорта, то был бы применён какой-нибудь план «Б». То, что он был – несомненно.
Японцы играли на своем поле и по своим правилам и, безусловно, прекрасно подготовились к бою, в том числе и тактически. А вот Рожественскому пришлось подстраиваться под противника, что уже означало проигрыш, но выбирать было не из чего. Та самая инициатива была у японцев. Своей контригры русский командующий навязать не смог, тем более, что четырехкратное превосходство японцев в крейсерах позволяло им обрушить на русские броненосцы снаряды средних калибров (до 180мм), которые, хоть и не могли пробить броненосный пояс русских флагманов, тем не менее сносили надстройки, рангоут и такелаж, лишая их маневренности и управляемости. Не обошлось без сказочного для японцев везения: в начале боя японский снаряд попадает в амбразуру боевой рубки русского флагмана, в результате чего тяжело ранен командующий эскадрой, убиты и ранены несколько флаг-офицеров эскадры и самого броненосца «Суворов». Управление эскадрой нарушено с неизбежными тяжелыми для нас последствиями. 27 мая 1905 года – черная дата в нашей истории. Вечная память морякам-героям!
Не забываем, наши корабли более полугода шли по тропическим морям, не имея возможности полноценного ремонта оборудования, вооружения и механизмов, команда не имела отдыха, шесть с половиной месяцев качки и штормов, утомительные вахты, мучительные и частые погрузки некачественного, кстати, угля… Последняя погрузка его состоялась уже вблизи японского острова Окинава с немецких транспортов непосредственно в море. Корабельная жизнь вообще не сахар (это я вам как бывший флотский говорю), а в походе, месяцами не видя берегов, и с ума можно сойти – тогда кроме батюшки психологов не полагалось. И вот представьте: после всего этого, без ремонта, без отдыха, - да элементарно днище ракушками обросло – скорость падает на 10%, а это в бою – жизнь! – и с ходу в мясорубку со свежим, имеющим преимущество в скорости и маневре противником… Я бы вообще не осуждал ни командующего, ни офицеров, ни, тем более, матросов. Они сделали что могли. Роковое стечение обстоятельств, избежать которые было просто НЕВОЗМОЖНО!!! Был вариант повернуть назад и интернироваться в нейтральных портах, но это, господа, не про нас.
Такой нюанс. Никто, НИКОГДА, ни до, ни после, ни парусные корабли, ни паровые, ни атомные не совершали совместного плаванья в таком количестве (40 вымпелов) в течение семи месяцев, а тем более, вступив затем с ходу в бой. Это был беспримерный подвиг русского военно-морского флота, а не «позорное поражение». 27 мая (день Цусимы) должен стать днем памяти погибших в боях за Отечество моряков русского флота.
6. Портсмутский мир. Война за Сахалин.
Потеря флота, безусловно, была невосполнима и ужасна, только после этого Россия согласилась на мирные переговоры, о чем японцы, между прочим, уже дважды просили через посредников. К началу переговоров ресурсы Японии и её возможности к продолжению войны были исчерпаны, страна от военного напряжения стояла на грани банкротства. Русский медведь, напротив, только начал просыпаться – в Маньчжурию прибывали свежие резервы, боеприпасы, войска получали пополнения. Если промышленность Японии работала с полным напряжением на военных заказах, то российский ВПК пребывал в обычном режиме мирного времени, думаю, в глубинке центральных губерний не все догадывались, что страна, вообще-то, находится в состоянии войны. Но, как всегда есть маленькое но… Россия тоже не могла продолжать войну по причине начавшейся так называемой первой русской революции 1905-1907 годов. Большевистская историография ключевой причиной революции называет именно русско-японскую войну и череду поражений в ней, но истинные причины были глубже и таились в самой природе существовавшего тогда политического строя и неразрешенных противоречий между «трудом и капиталом» как в городе, так и в деревне.
В результате мирных переговоров Россия лишалась южной части Сахалина, уходила из Кореи, но сохраняла за собой КВЖД и особое влияние в Северном Китае. Японцы настаивали на контрибуции, но глава делегации Витте показал им кукиш. В общем, итог предсказуемый: Россия не смогла проглотить такой громадный кусок азиатского пирога, хоть и широко раскрыла рот – силенок оказалось маловато, а главное, объект вожделения был слишком далек от экономического и исторического центра страны. Это, между прочим, касается и истории с Аляской: наверняка также не удалось бы её удержать – она, почитай, в другом полушарии.
Хотелось бы ещё кратко остановиться на таком интересном моменте. Война шла на территории Китая, Маньчжурии, Кореи, но, почему-то, не акцентируется внимание на факт вторжения японских войск и на непосредственно русскую территорию – а это уже агрессия как таковая – я имею в виду захват японцами практически беззащитного Сахалина. В июне 1904 года была ещё высадка небольшого японского отряда в 150 человек даже на Камчатку, но это, скорее, была демонстративная акция, тем более что через месяц этот отряд был разгромлен и остатки его ретировались на Курильские острова. А Сахалин на ту пору был знаменит только своими каторжанами при соответствующей незначительной охране – бежать там было некуда – и перспективными угольными месторождениями, которые и притягивали самураев как магнитом. Немногочисленные воинские команды были разбросаны по приморским рыбацким городкам и административным центрам при устаревшей артиллерии и десяти пулемётах на весь остров длиной почти тысячу км. То есть береговая оборона была никакая и надежда по отражению японцев была только на флот и Николая Угодника.
При приближении японских кораблей к острову (уже после Цусимы) была даже попытка вооружить чем попало каторжан с обещанием в дальнейшем «скостить срок», помимо того мобилизовали полицию, охранников, запасников и просто добровольцев-охотников. С началом войны строились дополнительные береговые укрепления. Но против корабельной артиллерии эти меры оказались бессильны. Орудия эсминцев из-за пределов досягаемости береговых пушек разносили вдребезги наспех созданные рубежи, а затем спокойно высаживался десант. Были эпизоды отчаянного сопротивления разрозненных полупартизанских отрядов русских, но превосходящие силы врага, не без потерь, постепенно продвигались по острову вглубь. При этом японцы проявили непонятную и ещё не принятую в те времена жестокость по отношению к побежденному противнику: были случаи расстрелов пленных и убийств мирных жителей, причём даже за неделю до подписания мирного договора. Япония осуществила геноцид русского населения, очищая остров для себя. Может, в частности, и по этой причине Сталин в 45-м упорно добивал уже почти поверженного противника, так поквитавшись, в том числе, и за Сахалин. Да и насчёт Порт-Артура. Мало кто теперь помнит, что русский патриот (без иронии) тов. Сталин забрал его обратно вроде как в аренду на 50 лет – там после войны реально была база Тихоокеанского флота СССР, - но в 1955-м вездесущий Хрущёв подарил и этот кусок родной русской земли другу Мао. Может, пора и в Порт-Артуре референдум провести? Справедливости ради надо отметить, что китайцы чтут память русских солдат и моряков, погибших в обоих русско-японских конфликтах в боях за Порт-Артур.
7. Некоторые выводы.
Я почему решил напомнить о забытой войне – а потому, что именно забытая и опозоренная в нашей памяти. А это не так. После военных катастроф 1941-42 годов в Великой Отечественной войне советской пропаганде надо было как-то обелить своих заказчиков и хозяев за счет исторической правды и обильного полива помоями памяти и славы предков. И в первой Мировой мы воевали, мол, тупо и бездарно, снарядов не хватало, голод, волнения; а то, что прогнившая, якобы, царская Россия имела всего 2 миллиона безвозвратных потерь (включая умерших от болезней и эпидемий наподобие тифа), а СССР, продвинутое в идеологическом плане государство рабочих и крестьян, раз в десять больше (до сих пор подсчитать не могут этот госсекрет) – это как?!
Не все так однозначно. Хоть и принято считать Россию потерпевшей поражение в той войне, однако нет худа без добра: широкий анализ хода боевых действий на суше и на море соответствующими государственными комиссиями позволил выработать необходимые реформы и преобразования в области обороны. Что, несомненно, сыграло свою роль и в подготовке страны к грядущей Мировой войне. Русско-японская война стала всего лишь третьим столкновением массовых армий в новейшей истории после франко-прусской войны 1871 года и русско-турецкой 1877 года, а уж морских боёв такого масштаба не было со времён Трафальгара. И поэтому Генштабы всех ведущих мировых держав очень внимательно следили за перипетиями войны и делали свои выводы. А именно: прибрежные операции невозможны без господства на море своего флота; минно-торпедное оружие из экзотики превратилось в грозный фактор морского боя; подводные лодки становятся не игрушками адмиралтейства и забавой сумасшедших изобретателей, а подлинным морским убийцей. Кстати, во Владивостокском отряде кораблей был сформирован первый дивизион подводных лодок российской постройки, доставленных по железной дороге, они выходили в море и атаковали, пока без побед, японские корабли. Появление на британском флоте первых дредноутов – мегаброненосцев с главным калибром до 405 мм и водоизмещением от 20 тысяч тонн – тоже было подстёгнуто результатами войны на море. На сухопутном фронте становилась очевидной решающая роль сосредоточенного артиллерийского огня орудий крупных калибров, а также подвижной полевой артиллерии и, особенно, пулемётов. На фронте под Мукденом образовался первый участок позиционной войны, на который, впрочем, внимания не обратили, а зря. Практически вся первая Мировая война прошла в окопах, в соревнованиях типа «стенка на стенку», или же перетягивании каната. Ну, а до отравляющих газов «сумрачный германский гений» додумался сам.


Сообщение отредактировал studenh - Суббота, 30.08.2014, 19:41:26
 
СообщениеРУССКО – ЯПОНСКАЯ ВОЙНА. ВЗГЛЯД ИЗ 21 ВЕКА
Аннотация. События русско-японской войны окрашены в нашей памяти исключительно в черно-серые тона. Мы знаем о позорных поражениях, бездарном и чуть ли не продажном командовании и прогнившем царизме, о напрасных жертвах и материальных потерях. В данной статье предпринята попытка реабилитировать не только ни в чём не повинный рядовой и офицерский состав армии и, главное, погибшего флота, выполнившие свой воинский долг до конца, но и высшее командование крепости Порт-Артур и обеих Тихоокеанских эскадр.
1. Предыстория конфликта
1890-е годы характерны бурным экономическим ростом России с ежегодным ростом ВВП до 10 процентов при одновременном непрекращающемся естественном приросте населения. Успехи и достижения страны того периода неразрывно связаны с именем министра финансов (ключевая фигура в правительстве) С.Ю.Витте, как сегодня бы сказали – «отцом русского экономического чуда» - да, было и такое на нашем веку! Витте проводит протекционистскую политику (защита собственного рынка), вводит винную монополию государства, осуществляет финансовую реформу, введя в обращение золотой рубль, который сразу и вплоть до 1917 года становится конвертируемым и, мало того, самой крепкой валютой в Европе (когда такое было!); бурно развивается промышленность и сельское хозяйство, несмотря на ряд сдерживающих факторов.
Вступивший на русский престол в 1896 году молодой царь, подталкиваемый советниками, особенно Витте, обращает державное внимание на восток, на Дальний Восток. По настоянию именно Витте с 1892 года начинается строительство Великого Транссибирского железнодорожного пути из центра России до Владивостока через Маньчжурию (Северный Китай). Первый поезд пошел уже в 1901 году. Транссиб был вообще подвиг и отдельная песня, действует этот путь, соединяющий Атлантический океан с Тихим, до сих пор и, кстати, большинство используемых нами в настоящее время железных дорог построено именно при «кровавом царизме». Вот так-то! Современные РЖД должны отстёгивать проценты потомкам Романовых за эксплуатацию их «ноу-хау». Расширение империи и экономическая экспансия России оказались возможны только в восточном направлении. С запада мы упирались в Германию - Австро-Венгрию, будущих противников в Великой войне; с юга была перспектива разобраться в ближайшем будущим с наследием догнивающей Турции (но чуть позже, плод ещё не дозрел); в Персии и Афганистане началась скрытая борьба с вездесущими англичанами, крайне ревниво относящимися к продвижению России на дальние подступы к «жемчужине Британской короны» - Индии; в северном направлении нас сдерживали только белые медведи. Большевики приписывают себе открытие и освоение Северного морского пути – так вот, уже в 1891 году существовал морской порт Романов-на-Мурмане, из которого были проведены по Северному морскому пути к устью Енисея первые 20 кораблей с грузами для начала строительства Транссиба. За 40 лет до Папанина и челюскинцев. Вот так-то, славяне!..
Только на Дальнем Востоке манили возможностями рыхлый на ту пору и застрявший в средневековом самосозерцании Китай и примкнувшая к нему Корея. России удалось прибрать к рукам почти всю Маньчжурию, проложив там на определённых условиях КВЖД – Китайскую Восточную железную дорогу - от Читы на Владивосток с ответвлением на Порт-Артур в Корее. Корея была фактически под протекторатом России, быстро отстраивались порты и крепость Порт-Артур и Дальний, формировалась мощная броненосная порт-артурская эскадра молодого Тихоокеанского флота России. Взгляните на карту - как глубоко вонзил когти двуглавый орёл, чуть ли не на пол-Китая! Это дело, естественно, не понравилось другому молодому хищнику Японии. Та тоже развивалась стремительно и требовала себе места под солнцем, и этим местом оказались уже занятые Россией территории. Война была неизбежна и она разразилась в январе 1904 года с внезапным нападением японского флота на русские корабли, часть из которых была надолго выведена из строя, что повлияло на весь дальнейший ход боевых действий. У нас принято героизировать знаменитых «Варяга» и «Корейца», но их потеря не была так болезненна как вывод из боевых действий двух новейших броненосцев и броненосного крейсера, что сразу значительно изменило соотношение сторон в пользу противника – этот фактор стал решающим в начальном периоде войны на море и, безусловно, сказался в дальнейшем.

2. Тактические и стратегические особенности
Как всегда великие и на ту пору Англия и Франция были тайно или явно на стороне Японии и, почему-то, как всегда, против России (эта привычка остаётся у них до сих пор). Германия в лице молодого кайзера Вильгельма II также подталкивала Россию идти на Восток, тем самым отвлекая её от европейского театра, где у немцев уже тогда намечался интересный пасьянс в недалёком будущем. США на словах были «ни нашим, ни вашим», но фактически поддерживали японцев, в том числе кредитами. И опять Россия – против всего остального мира. Отметим себе это обстоятельство, пригодится в дальнейшем.
Транссибирская магистраль к началу войны имела пропускную способность всего 3 пары эшелонов в сутки, что, безусловно, было совершенно недостаточно для полноценного снабжения и пополнения войск из центральной России. Япония же была рядом и фактор расстояний, по моему убеждению, сыграл ключевую и роковую для России роль. В 1904 году ещё не было Круглобайкальской железной дороги в обход Байкала, поезда через Байкал переправлялись на специальном железнодорожном пароме, что, естественно, также не способствовало скорости воинских перевозок. А вот зимой – неожиданное решение – рельсы укладывались прямо на лед и состав с паровозом медленно продвигался по такой импровизированной «насыпи». Когда же толщина льда внушала опасения, по рельсам пускали одиночные вагоны на ... конной тяге, совсем как городская конка. Чем не «Дорога жизни»? Интересно, на Ладоге в 1941-м в Блокаду что мешало проложить временный рельсовый путь прямо по льду и тянуть хотя бы одиночные вагоны, каждый их которых брал бы груз 20 тонн, а не 2, как фронтовая полуторка? Опыт военных перевозок по льду в русско-японскую войну был известен, но что-то помешало, может, недостаточная толщина льда?
Нас все время учили, что поражение потерпела не Россия, а царизм «прогнивший и кровавый», а я вкратце остановлюсь на следующих соображениях. Японцев вооружали европейские державы и США, в том числе строили им флот, и имели японцы, в основном, новейшие образцы кораблей, орудий, пулемётов, оптики и вспомогательных механизмов. У нас же, помимо заказов за границей, вовсю работало собственное оборонное производство, в том числе и современные корабельные верфи. Традиционно русская артиллерия доказала свое превосходство и в боях на сопках Маньчжурии, кавалерия – это просто нельзя сопоставлять – где вы видели японца на коне, кроме как в кино про семь самураев (впрочем, имелось несколько полков кавалерии); пехота – да: стойкость русского солдата столкнулась с фанатичным упорством азиатов, но на уровне подразделений русские части, как правило, брали верх. Вот только высшее русское армейское командование подкачало. Японские генералы оказались не то, чтобы более удачливыми, но, понаглее что ли, я бы сказал с болеем маневренным и рисковым мышлением, а что ещё вернее – перед ним не стояло задачи сбережения людского ресурса: не зря, несмотря на поражение, потери русских войск по итогам всей войны оказались в полтора-два раза ниже японских. Командование противника не стеснялось применять тактические обходы и охваты в масштабах корпусов и даже армий, чего наше штабы не практиковали. Вот и получалось, что в относительно небольших стычках русские, как правило, брали верх, а уже в массовых сражениях на уровне армий – увы – приходилось отступать. Но ни «котлов», ни разгромов русская армия не познала.
Хотя, надо признать, стратегическая инициатива на протяжении всей войны принадлежала противнику. Инициатива в войне предполагает выбор атакующей стороной места и времени решительного наступления. Непрекращающиеся, непрерывные, неожиданные удары заставляют обороняющуюся сторону распылять силы по всему фронту, или, хотя бы, сосредотачивать их в предполагаемом, только лишь предполагаемом месте удара противника. Наступающая сторона может позволить себе импровизацию, экспромт, фантазию, в то время как обороняющаяся только может рассчитывать предугадать ход противника и парировать его, и не всегда даже внушительное превосходство в силах спасает пассивную сторону от разгрома. Аналогию мы можем найти в таких далёких от военного искусства занятиях, как шахматы и ... футбол, где постоянно и умело атакующий игрок (команда) имеют заведомое преимущество и где тоже очень важно перехватить инициативу.
Русскому командованию ни в 1904, ни в 1905 году это не удалось, в отличие от действий японского, которое предвосхитило немецкие «клещи» и «котлы» второй мировой войны. Во всех известных сражениях русско-японской войны японцы стремились наносить фланговые удары с продвижением в тыл противостоящих сил и нанесением рассекающего удара с фронта. И эта тактика срабатывала непременно, хотя, как указывалось выше, ни разу японцам не удалось устроить русской армии ни котла, ни полноценного окружения и даже охвата: русские успевали вовремя отходить, нанеся при этом чувствительные потери наступающей стороне. Но поле боя оставалось за японцами.
3. Где была русская разведка
Теперь ещё об одном аспекте русско-японской войны, на который особо не принято обращать внимание при оценках влияния различных факторов на ход военных действий. Как указывалось, война началась с внезапного нападения японского флота на наши корабли, при котором русские понесли первые и очень чувствительные потери. А именно: уже через день после уведомления о разрыве дипотношений с Россией японская миноносная флотилия в количестве всего 10 вымпелов атаковала порт-артурскую эскадру, стоящую на внешнем рейде, нанеся тяжелые повреждения двум эскадренным броненосцам и одному крейсеру, которые надолго выбыли из боевого состава. Броненосцев в строю осталось всего 5 против 6 на тот момент у японцев. Ещё один крейсер через три дня подорвался на мине и затонул. Это всё, помимо, всем известного «Варяга» и «Корейца». Вот так начиналась война на море. Чем не Пирл-Харбор?
Но и беспечность русского командования поражает. Слухи о грядущем столкновении с Японией ходили давно, получено известие о разрыве дипотношений, а эскадра выстроилась у входа в гавань, высматривая главные силы японского флота в надежде на благородное рыцарское столкновение. Вместо броненосцев в атаку пошли небольшие юркие судёнышки – миноносцы, водоизмещением всего до 200 тонн, по сути, крытые железом шаланды, но несущие новое и как оказалось страшное оружие морской войны – торпеды (или мины Уайтхеда, как их тогда называли). Я так понимаю, не было ни должным образом организованной разведки морских сил противника (дозорными крейсерами), ни боевого охранения своими миноносцами. Русские корабли, ожидая встретить противника в открытом бою, не предполагали пиратского нападения и не произвели должного затемнения, будучи отчётливо различимы с моря на фоне береговой линии.
И в этом случае, и далее на протяжении всей войны собственно разведка отсутствовала напрочь и в армии, и на флоте. И вот это было ещё одним принципиальным отличием России и Японии в подходе к войне, в подготовке к ней. Российский Генштаб имел весьма смутное представление о военно-промышленном потенциале будущего противника и его мобилизационных возможностях, преобладали шапкозакидательские настроения. С началом войны положение с разведданными не изменилось: они были скудны и обрывисты, штабы зачастую пользовались слухами, агентурная сеть как таковая отсутствовала. У японцев же, наоборот, не только в районе будущих боёв и в прифронтовой зоне всё было наводнено шпионами, но даже в самом Петербурге, а также городах на Сибирской магистрали действовали агенты японского Генштаба под различным прикрытием. Они даже умудрялись повреждать дорогу, выводить из строя подвижной состав, прерывая сообщение на несколько суток. Что говорить о Порт-Артуре! – каждый шаг русских, каждое передвижение кораблей было известно японскому командованию чуть ли не раньше, чем нашему. Русские действовали, как правило, вслепую, отсюда и внезапные эффективные атаки врага, и, напротив, предсказуемые для него действия русских.
4. Русское морское рейдерство. Успехи и провалы.
Далее. Чтобы воевать на континенте, островной державе необходимо высадить там свою сухопутную армию, иными словами серьёзный десант. Что и было осуществлено японцами уже в феврале 1904 года в Корее и затем в апреле того же года на Ляодунском полуострове непосредственно вблизи Порт-Артура (в 40 милях) в целях образования фронта против крепости и блокирования тем самым её с суши. Переправить через море десятки тысяч солдат со снаряжением – задача непростая и архисложная. Япония имела не только соответствующее количество транспортов для перевозки армии, но и современный броненосный и миноносный флот для обеспечения перехода кораблей десанта и самой высадки на частично оборудованное побережье. И вот этот момент не совсем понятен. Японцы дважды переправляли огромную армию морем и постоянное пополнение при абсолютном отсутствии противодействия со стороны русского флота. Это как?! При переходе морем транспорта десанта, даже при наличии охранения, совершенно беззащитны перед любым боевым кораблём противника, особенно уязвимы войска при самой высадке и захвате плацдарма.
В первом случае (в феврале) отсутствие данных разведки – вот оно, агентурная сеть, где?- не позволили порт-артурской эскадре выйти на перехват врага и разгромить конвой, а во втором, хотя высадка и производилась полтора месяца(!), командование остатков флота (было потеряно на минах ещё 2 броненосца и убит командующий адм. Макаров) не решилось отправить хотя бы отчаянных охотников на миноносцах и брандерах для противодействия высадке. Впредь японцы продолжали практически беспрепятственно пополнять и снабжать свои войска. Пример удачных действий на японских морских коммуникациях явил Владивостокский отряд крейсеров в июне 1904 года, вышедший в составе трех вымпелов на перехват японских транспортов. В результате рейдерских действий было потоплено 3 корабля противника с несколькими тысячами солдат (2 полка) и, главное, 18 тяжелыми 280мм гаубицами, предназначенными для обстрела Порт-Артура. Удар получился очень болезненным для врага, которому не так жаль было людей, как дорогостоящих, поставляемых из Германии орудий. Названия русских крейсеров достойно ещё одного упоминания: «Россия», «Рюрик», «Громобой»!!! Они воевали за всю эскадру: топили транспорта, арестовывали и топили нейтралов с контрабандой (англичан, между прочим), умудрялись ходить к японским берегам и даже к Токийскому заливу. «Рюрик» геройски погиб в неравном бою крейсеров с японским отрядом кораблей: оставшиеся в живых офицеры и матросы крейсера затопили искорёженный в бою корабль.
Уничтожение ещё, хотя бы, части десанта могло избавить Порт-Артур от затяжной осады и последующей неизбежной капитуляции, состоявшейся 20 декабря 1904 года. Эскадра Рожественского, кстати, в ту пору ещё стояла на Мадагаскаре. Капитуляция эта состоялась ввиду невозможности оборонять крепость после взятия японцами господствующих высот и установки там орудий крупного калибра (280 мм), которыми они в течение всего нескольких дней добили остатки эскадры в гавани, а затем приступили к разрушению фортов и казематов. Есть мнение, что Порт-Артур мог бы ещё какое-то время продержаться и что сдавший его генерал-адъютант Стессель чуть ли не изменник, но не зря со временем Николай II простил генерала – ситуация выглядела безнадежной, слишком долго собиралась в дорогу 2-я Тихоокеанская эскадра.
5. Цусима: не все так однозначно.
Теперь о Цусиме (название острова стало нарицательным). Тут тоже безоговорочно в одну дуду стройным хором уже более ста лет: позорное поражение, бездарные адмиралы, прогнивший царизм, устаревшее вооружение, гибельная тактика и т.д. и т.п. Докладываю: первая, сформированная на Балтике эскадра под командованием Рожественского, отправилась через три океана вокруг Африки только 2 октября 1904 года. По пути к ней присоединились собранные «с бору по сосенке» 2-й и 3-й отряды в гораздо менее боеспособном составе. Соединенная флотилия включала в себя помимо боевых быстроходных кораблей основных классов (броненосцы, крейсера, эсминцы) также и тихоходные вспомогательные суда (госпитальные, ремонтные, транспорты и буксиры). Задачей флотилии изначально ставилось деблокирование осажденного Порт-Артура, чтобы затем с помощью порт-артурской эскадры нанести решительное поражение японскому флоту и воспрепятствовать снабжению и пополнению квантунской группировки противника и, тем самым, выиграть войну.
Задумано было верно: пополнив запасы, отдохнув и отремонтировавшись в Порт-Артуре после утомительного перехода, навалиться превосходящими силами на японцев. Но ещё во время столь длительного круиза Порт-Артур капитулировал, идти отдыхать и ремонтироваться было некуда, путь был один – прорываться во Владивосток, но у острова Цусима нас поджидал полностью боеготовый, свежий, имеющий близкое базирование японский флот. Ударная сила русской флотилии – броненосцы – были вынуждены идти на прорыв на скорости всего 8-10 узлов вместо макс. 18, имея в кильватерном строю все свои тихоходные вспомогательные суда, ибо бросить их на растерзание миноносцев противника не представлялось возможным. Японский командор получил возможность сосредотачивать огонь своего главного калибра с предельных дистанций сначала по русскому флагману, затем, выбив его, броненосцы противника обрушивали огонь на следующий в строю корабль и так далее. Русские были лишены возможности манёвра из-за потери хода, и трагедия свершилась.
Ход Цусимского боя описан ещё его участниками едва ли не по минутам, по этой теме защищена куча диссертаций, написаны десятки книг и сотни статей, подсчитаны орудия, калибры, вес залпа, попадания, разрушения, погибшие и раненые. Но, поскольку, сама «Цусима» повлияла на весь дальнейший ход мировой истории, остановим ещё раз на этой теме свой незамыленный взгляд дилетанта. Из схемы первой фазы боя (в которой всё и решилось) следует: Рожественский построил свою флотилию в кильватерную колонну, имея в хвосте транспорты и вспомогательные суда под вынужденной охраной крейсеров, скорость всей армады определялась самым тихоходным из пароходов – 9 узлов (у японцев до 18 и более). Мера вынужденная. Трудно представить себе атакующую конницу Чингисхана, за первой линией которой тащатся верблюжьи повозки и ишаки с провиантом, жёнами, добычей и снаряжением – они оставались в дальних оврагах под охраной до исхода боя. В море оврагов не оказалось и пришлось весь этот «вавилон» тащить за собой, да ещё и охранять от бесчисленных стай москитного флота японцев, то есть распылять силы и внимание.
В морском бою скорость перестроения кораблей согласно воле командующего – один из ключевых факторов успеха. Корабли адмирала Того быстрее занимали предписанные им позиции, быстрее совершали необходимые эволюции. В начальной фазе боя броненосных сил противоборствующие стороны шли практически встречным курсом в кильватерных колоннах броненосных отрядов, но на дистанции около 40 кабельтовых (4 морские мили) японская эскадра осуществляет манёвр последовательного поворота влево на 140-150 град., то есть, чуть ли не на обратный курс, описывая тем самым так называемую «петлю Того» и получив возможность вести огонь четырёх своих броненосцев по русскому флагману «Суворов». Рожественский ошибочно по непонятной причине не открывает огонь по противнику в точку его последовательного поворота, хотя тот 15 минут и вынужден подставлять свои борта под удар. Через полчаса боя русская эскадра пытается уклониться вправо, чтобы следующие в ордере корабли могли стрелять по врагу всем левым бортом, но для завершения перестроения не хватает тех самых роковых нескольких минут, потерянных из-за дефицита скорости.
Не забываем и такой факт: русские корабли одновременно были вынуждены следить за действиями 65 (!) эсминцев и миноносцев и неимоверного количества крейсеров противника числом до 35 (против 10 наших), которые как стая волков были готовы ринуться на зазевавшуюся добычу. Русская эскадра не была в состоянии провести с собой за три океана такое же количество «торпедных катеров» из-за их низкой мореходности, миноносцев у нас всего было 9 штук. Японцы же по близости базирования могли себе позволить нашпиговать прибрежную зону быстроходными номерными (даже без собственных названий, только номера) корабликами. Постоянная угроза минной атаки, необходимость своевременного уклонения от торпед – тоже немаловажные факторы, повлиявшие на исход боя.
Маневр адмирала Того был превосходен, выше всяких похвал, величайшее решение в истории морских битв, но... Японское адмиралтейство было прекрасно осведомлено не только о составе русской эскадры и её боевых возможностях, но и могло вполне обоснованно предполагать действия её командующего при проходе пролива у острова Цусима. Конфигурация береговой линии, глубины, расположение островов, особенности фарватера не оставляли Рожественскому большой свободы в выборе направления движения: курс мог колебаться в пределах 20-25 град. к норд-осту. Здесь не только ждали русский флот, но и были, наверняка, заготовлены варианты действий японского флота в зависимости от ограниченного выбора Рожественского. Идеальным вариантом для русской флотилии был бы проход Цусимы в темное время суток, но был огромный риск нарваться на минные банки и ночные атаки уже доказавших свою эффективность миноносцев. Или, если сильно повезет – прорваться днем, но в тумане, без обнаружения противником. Этого не произошло. Эскадра была обнаружена многочисленными дозорами и флот Того вышел на перехват русских по заранее разработанному плану. Того оставалось установить как именно Рожественский выстроил свои корабли, чтобы применить тот или иной вариант. То есть, если бы корабли шли не в кильватер, а, например, как при прохождении Малаккского пролива, строем основных кораблей, окружающих и прикрывающих тихоходные транспорта, то был бы применён какой-нибудь план «Б». То, что он был – несомненно.
Японцы играли на своем поле и по своим правилам и, безусловно, прекрасно подготовились к бою, в том числе и тактически. А вот Рожественскому пришлось подстраиваться под противника, что уже означало проигрыш, но выбирать было не из чего. Та самая инициатива была у японцев. Своей контригры русский командующий навязать не смог, тем более, что четырехкратное превосходство японцев в крейсерах позволяло им обрушить на русские броненосцы снаряды средних калибров (до 180мм), которые, хоть и не могли пробить броненосный пояс русских флагманов, тем не менее сносили надстройки, рангоут и такелаж, лишая их маневренности и управляемости. Не обошлось без сказочного для японцев везения: в начале боя японский снаряд попадает в амбразуру боевой рубки русского флагмана, в результате чего тяжело ранен командующий эскадрой, убиты и ранены несколько флаг-офицеров эскадры и самого броненосца «Суворов». Управление эскадрой нарушено с неизбежными тяжелыми для нас последствиями. 27 мая 1905 года – черная дата в нашей истории. Вечная память морякам-героям!
Не забываем, наши корабли более полугода шли по тропическим морям, не имея возможности полноценного ремонта оборудования, вооружения и механизмов, команда не имела отдыха, шесть с половиной месяцев качки и штормов, утомительные вахты, мучительные и частые погрузки некачественного, кстати, угля… Последняя погрузка его состоялась уже вблизи японского острова Окинава с немецких транспортов непосредственно в море. Корабельная жизнь вообще не сахар (это я вам как бывший флотский говорю), а в походе, месяцами не видя берегов, и с ума можно сойти – тогда кроме батюшки психологов не полагалось. И вот представьте: после всего этого, без ремонта, без отдыха, - да элементарно днище ракушками обросло – скорость падает на 10%, а это в бою – жизнь! – и с ходу в мясорубку со свежим, имеющим преимущество в скорости и маневре противником… Я бы вообще не осуждал ни командующего, ни офицеров, ни, тем более, матросов. Они сделали что могли. Роковое стечение обстоятельств, избежать которые было просто НЕВОЗМОЖНО!!! Был вариант повернуть назад и интернироваться в нейтральных портах, но это, господа, не про нас.
Такой нюанс. Никто, НИКОГДА, ни до, ни после, ни парусные корабли, ни паровые, ни атомные не совершали совместного плаванья в таком количестве (40 вымпелов) в течение семи месяцев, а тем более, вступив затем с ходу в бой. Это был беспримерный подвиг русского военно-морского флота, а не «позорное поражение». 27 мая (день Цусимы) должен стать днем памяти погибших в боях за Отечество моряков русского флота.
6. Портсмутский мир. Война за Сахалин.
Потеря флота, безусловно, была невосполнима и ужасна, только после этого Россия согласилась на мирные переговоры, о чем японцы, между прочим, уже дважды просили через посредников. К началу переговоров ресурсы Японии и её возможности к продолжению войны были исчерпаны, страна от военного напряжения стояла на грани банкротства. Русский медведь, напротив, только начал просыпаться – в Маньчжурию прибывали свежие резервы, боеприпасы, войска получали пополнения. Если промышленность Японии работала с полным напряжением на военных заказах, то российский ВПК пребывал в обычном режиме мирного времени, думаю, в глубинке центральных губерний не все догадывались, что страна, вообще-то, находится в состоянии войны. Но, как всегда есть маленькое но… Россия тоже не могла продолжать войну по причине начавшейся так называемой первой русской революции 1905-1907 годов. Большевистская историография ключевой причиной революции называет именно русско-японскую войну и череду поражений в ней, но истинные причины были глубже и таились в самой природе существовавшего тогда политического строя и неразрешенных противоречий между «трудом и капиталом» как в городе, так и в деревне.
В результате мирных переговоров Россия лишалась южной части Сахалина, уходила из Кореи, но сохраняла за собой КВЖД и особое влияние в Северном Китае. Японцы настаивали на контрибуции, но глава делегации Витте показал им кукиш. В общем, итог предсказуемый: Россия не смогла проглотить такой громадный кусок азиатского пирога, хоть и широко раскрыла рот – силенок оказалось маловато, а главное, объект вожделения был слишком далек от экономического и исторического центра страны. Это, между прочим, касается и истории с Аляской: наверняка также не удалось бы её удержать – она, почитай, в другом полушарии.
Хотелось бы ещё кратко остановиться на таком интересном моменте. Война шла на территории Китая, Маньчжурии, Кореи, но, почему-то, не акцентируется внимание на факт вторжения японских войск и на непосредственно русскую территорию – а это уже агрессия как таковая – я имею в виду захват японцами практически беззащитного Сахалина. В июне 1904 года была ещё высадка небольшого японского отряда в 150 человек даже на Камчатку, но это, скорее, была демонстративная акция, тем более что через месяц этот отряд был разгромлен и остатки его ретировались на Курильские острова. А Сахалин на ту пору был знаменит только своими каторжанами при соответствующей незначительной охране – бежать там было некуда – и перспективными угольными месторождениями, которые и притягивали самураев как магнитом. Немногочисленные воинские команды были разбросаны по приморским рыбацким городкам и административным центрам при устаревшей артиллерии и десяти пулемётах на весь остров длиной почти тысячу км. То есть береговая оборона была никакая и надежда по отражению японцев была только на флот и Николая Угодника.
При приближении японских кораблей к острову (уже после Цусимы) была даже попытка вооружить чем попало каторжан с обещанием в дальнейшем «скостить срок», помимо того мобилизовали полицию, охранников, запасников и просто добровольцев-охотников. С началом войны строились дополнительные береговые укрепления. Но против корабельной артиллерии эти меры оказались бессильны. Орудия эсминцев из-за пределов досягаемости береговых пушек разносили вдребезги наспех созданные рубежи, а затем спокойно высаживался десант. Были эпизоды отчаянного сопротивления разрозненных полупартизанских отрядов русских, но превосходящие силы врага, не без потерь, постепенно продвигались по острову вглубь. При этом японцы проявили непонятную и ещё не принятую в те времена жестокость по отношению к побежденному противнику: были случаи расстрелов пленных и убийств мирных жителей, причём даже за неделю до подписания мирного договора. Япония осуществила геноцид русского населения, очищая остров для себя. Может, в частности, и по этой причине Сталин в 45-м упорно добивал уже почти поверженного противника, так поквитавшись, в том числе, и за Сахалин. Да и насчёт Порт-Артура. Мало кто теперь помнит, что русский патриот (без иронии) тов. Сталин забрал его обратно вроде как в аренду на 50 лет – там после войны реально была база Тихоокеанского флота СССР, - но в 1955-м вездесущий Хрущёв подарил и этот кусок родной русской земли другу Мао. Может, пора и в Порт-Артуре референдум провести? Справедливости ради надо отметить, что китайцы чтут память русских солдат и моряков, погибших в обоих русско-японских конфликтах в боях за Порт-Артур.
7. Некоторые выводы.
Я почему решил напомнить о забытой войне – а потому, что именно забытая и опозоренная в нашей памяти. А это не так. После военных катастроф 1941-42 годов в Великой Отечественной войне советской пропаганде надо было как-то обелить своих заказчиков и хозяев за счет исторической правды и обильного полива помоями памяти и славы предков. И в первой Мировой мы воевали, мол, тупо и бездарно, снарядов не хватало, голод, волнения; а то, что прогнившая, якобы, царская Россия имела всего 2 миллиона безвозвратных потерь (включая умерших от болезней и эпидемий наподобие тифа), а СССР, продвинутое в идеологическом плане государство рабочих и крестьян, раз в десять больше (до сих пор подсчитать не могут этот госсекрет) – это как?!
Не все так однозначно. Хоть и принято считать Россию потерпевшей поражение в той войне, однако нет худа без добра: широкий анализ хода боевых действий на суше и на море соответствующими государственными комиссиями позволил выработать необходимые реформы и преобразования в области обороны. Что, несомненно, сыграло свою роль и в подготовке страны к грядущей Мировой войне. Русско-японская война стала всего лишь третьим столкновением массовых армий в новейшей истории после франко-прусской войны 1871 года и русско-турецкой 1877 года, а уж морских боёв такого масштаба не было со времён Трафальгара. И поэтому Генштабы всех ведущих мировых держав очень внимательно следили за перипетиями войны и делали свои выводы. А именно: прибрежные операции невозможны без господства на море своего флота; минно-торпедное оружие из экзотики превратилось в грозный фактор морского боя; подводные лодки становятся не игрушками адмиралтейства и забавой сумасшедших изобретателей, а подлинным морским убийцей. Кстати, во Владивостокском отряде кораблей был сформирован первый дивизион подводных лодок российской постройки, доставленных по железной дороге, они выходили в море и атаковали, пока без побед, японские корабли. Появление на британском флоте первых дредноутов – мегаброненосцев с главным калибром до 405 мм и водоизмещением от 20 тысяч тонн – тоже было подстёгнуто результатами войны на море. На сухопутном фронте становилась очевидной решающая роль сосредоточенного артиллерийского огня орудий крупных калибров, а также подвижной полевой артиллерии и, особенно, пулемётов. На фронте под Мукденом образовался первый участок позиционной войны, на который, впрочем, внимания не обратили, а зря. Практически вся первая Мировая война прошла в окопах, в соревнованиях типа «стенка на стенку», или же перетягивании каната. Ну, а до отравляющих газов «сумрачный германский гений» додумался сам.

Автор - studenh
Дата добавления - 30.08.2014 в 17:09:49
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Русско-Японская война. Взгляд из 21 века.
Страница 1 из 11
Поиск:
Загрузка...

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2017); Сайт управляется системой uCoz