Феномен хазарского еврейства - Форум
[ Литературные клубы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Plotnick 
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Феномен хазарского еврейства (Исчезнувшие народы полны загадок, а уж как в 8 веке хазары)
Феномен хазарского еврейства
studenhДата: Среда, 09.12.2015, 21:03:18 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
ФЕНОМЕН ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЙСТВА
1. Политический аспект

Еще одна азиатская субстанция, соседствовавшая с нами лет триста «на заре цивилизации». Впервые в письменных источниках хазары (в русских летописях – козаре) как народ и племя упоминаются еще в 5 веке в трудах одного армянского автора. Считается, что вышли они опять-таки из Центральной Азии, но на этот счет существуют четыре друг с другом мало стыкующиеся версии. Хазары – потомки гуннов; хазары ведут свою родословную от уйгуров; они же – потомки эфталитов (государство тюрков раннего Средневековья в Средней Азии); и, наконец, хазары – это племенной союз кочевых народов огуров, савиров и алтайских тюрок. Последняя точка зрения доминирует в российской и украинской науке. Хотя не было, и нет такого этноса – тюрки, а есть тюркоязычные народы, но так уж повелось относить азиатские немонголоидные народы к тюркам. Именно и исключительно по языку, а не по этнической принадлежности.
До 7-го века хазары имели подчиненное положение в Тюркском каганате, после распада которого образуют собственно хазарский каганат, просуществовавший с 650 по 969 год. Первоначально хазары обитали на равнинах северного Дагестана, потом начали расселяться в сопредельных территориях: в Крыму (кто только туда не лез), на Дону и в Нижнем Поволжье. Первоначально главный город хазар был именно в Дагестане, затем, после арабского нашествия столица переносится в Итиль на Волге. Общей для хазар считается Салтово-Маяцкая археологическая культура, но твердо связанные с собственно хазарами памятники так и не выявлены. Например, Маяцкую крепость-городище 10 века (в 100 км на юг от Воронежа) считают одновременно и булгарским, и хазарским, и даже аланским поселением. То есть, обнаруженные артефакты приписывают одновременно всем трем степным народам. Хазары строили это укрепление чужими руками в своих целях, но гарнизон, получается, состоял из различных народов Степи того периода, в том числе, наверняка, и из русичей. Язык, особенно в военном деле просто по определению должен быть каким-то унифицированным и понятным всем разноплеменным «контрактникам». И это могла быть только некая смесь тюркского, угорского и старославянского (скифского) языков – иначе воинам на границе Руси и Степи друг друга было бы не понять. Народ хазар – полукочевой: зимой они обитали в немногих городах (очевидно - знать, элита), летом кочевали со скотом в поисках пастбищ. Этнически Хазария представляла собой конгломерат тюркских (тюркоязычных) и финно-угорских народностей.
Все приведенное выше – это общеизвестное из любого источника устоявшееся воззрение на историю хазар. Далее позволим себе несколько замечаний насчет политических и этнических аспектов, не совсем вписывающихся в каноническую версию, а также изложим историю религии Иеговы на Волге. Чтобы добраться в конце 7-го века из Центральной Азии на западный берег Каспия надо было: или преодолеть с боями территорию суверенной и могущественной Персии, обойдя Каспий с юга, или форсировать бесчисленные Волжские рукава в дельте реки при северном маршруте. И то, и другое весьма проблематично, даже учитывая низкий уровень воды в Каспийском море в ту эпоху при втором варианте. Еще такой нюанс: взгляните на физическую карту современного Дагестана, Калмыкии, юга Астраханской области. Что там могло привлекать азиатских мигрантов – непонятно: зимой лютый мороз, летом выжженная солнцем чахлая степная растительность при температуре под 50 Цельсия. Что их туда манило – еще одна загадка древних народов, если только предки их не обитали здесь в более приятных климатических условиях тысячелетиями ранее. Расовый тип хазар мы можем определить лишь предположительно по немногим зарисовкам современников – см. рис.1. Черты лица – явно восточные, но не факт: доподлинно неизвестно кого конкретно хотел изобразить автор; то есть, самого хазарина, или воина неизвестной народности в хазарском войске? Из рисунка понятно одно: всадник в кольчуге, а это была очень и очень дорогостоящая вещь, рядовому воину практически недоступная.
На любых картах Хазарского каганата мы видим огромную империю, раскинувшуюся от Днепра до Волги, и далее едва ли не до Урала, и от Кавказского хребта до Оки. Хазары, кто бы они ни были, выйдя от берегов Каспия в степи Волго-Донского междуречья, неизбежно должны были столкнуться с обитавшими здесь в то же время булгарами. При этом упоминаются некие хазаро-булгарские войны (642 год). Булгария, как таковая, была не единым монолитным государственным образованием, а неким аморфным децентролизованным подобием федерации разных по происхождению кочевых народов Степи. Впрочем, таковым образованием стала со временем и Хазария. Понятно, что в таком расплывчатом виде разрозненные городища и кочевья булгар не могли оказать достойного сопротивления хоть сколь-нибудь организованному противнику. Булгары под натиском хазар частично входят в новую государственную формацию, частично мигрируют на север –северо-восток - Волжская Булгария и запад - Дунайская Булгария.
В то же время хазары появляются на берегах Дона и Днепра, в местах обитания славян-русов. О каких-то военных столкновениях наших предков с хазарами в дорюриковский период сведений не сохранилось. Но известно, что хазары облагали окрестные народы данью, причем, как считают историки, данью не очень обременительной. Скорее, это выглядело платой за спокойствие и за защиту от прочих чужеземцев (смахивает на рэкет). Так, из хрестоматийно известных сведений из русских летописей вятичи платили хазарам «по беле с дыма». «Бель» - по- старославянски - беличья шкурка – весьма странный предмет оброка: во-первых, для лесного жителя-вятича добыть белку проблем не составляло никаких – это, скорее, забава для ребятишек; а во-вторых, для самих получателей такого приза честь тоже весьма сомнительна – таких шкурок только на хорошую шапку надо с десяток. Здесь, наверняка, или летописец что-то напутал, или все 900 с лишним лет, минувших с той поры, мы понимаем формулу «по беле с дыма» в принципе неверно. А вот, если «бель», например, есть серебряная монета, тогда появляется некий экономический смысл в подобной дани чужеземцам.
Уже с 652 года и практически на все время существования Хазарии хазар начинают поджимать с юга арабы, арабская экспансия добралась до Дагестана (через «Дербентские ворота»). Военные действия ведутся многие годы и на огромной территории всего Северного Кавказа, Нижней Волги и все в том же многострадальном Крыму. В этой борьбе с мусульманским Востоком на стороне Хазарии выступает христианская Византия. Постепенно в завоеванных арабами районах Каганата идет процесс исламизации. Так становится с той поры мусульманским часть населения Кавказа и часть самих хазар Нижнего Поволжья. Изначально религией хазар, как считают практически все историки, было общетюркское поклонение богу Тэнгри с соответствующими языческими обрядами. О хазарском иудаизме рассмотрим ниже по тексту.
В 834-837 годах хазарами на Дону строится с помощью византийцев крепость Саркел (Белая Вежа русских летописей – район современной ст. Цимлянская), выполнявшая две основные функции: прикрытие юго-западного направления от арабов и контроль над водным торговым путем из Руси на Черное море и далее. Само существование Хазарии и ее постоянное сопротивление попыткам арабов пробиться через Каганат дальше на север, северо-запад и запад – предотвратило распространение ислама в Восточной Европе, а, возможно, и на Руси. Хазария поглотила энергию арабского натиска – в этом главный позитив ее существования. Как Русь прикрыла собой Европу от нашествия монголо-татар, так и Хазария встала на пути арабов в Европу с востока.
Сам Каганат получил свое наименование от позднейших исследователей по титулу верховного правителя хазар – кагана. Здесь присутствует совершенно не характерная для древнего мира выборность первого лица в государстве советом из нескольких знатных феодалов-беков. Причем, не обязательно из своей среды и не пожизненно, а на определенный срок, по истечении которого верховного владыку спокойно придушивали и возводили на божественный престол следующего. Вот такая сменяемость власти, прививка от застоя – очень милый обычай. Каган реальной властью не обладал (аналог английской королевы), а являл собой сакральный символ верховной власти. Похоже, подобное разделение властей – чисто хазарское изобретение.
Необходимо отметить два феномена, две загадки, оставленные потомкам хазарами на века. Во-первых, принятие хазарской верхушкой, элитой религии евреев – иудаизма – и это при отсутствии самого политического носителя этой веры – иудейского государства; а во-вторых, полное отсутствие каких-либо материальных следов, оставленных хазарами, которые можно было бы идентифицировать именно как хазарские. Имеется в виду, что нет археологического подтверждения существования хазар как таковых. И это весьма странно при таком небывалом количестве письменных свидетельств, в том числе и в русских летописях. Память о хазарах жива даже в русских сказках (о жидовине, о чуде-юде), в русской топонимике – в частности, Козарское городище под Воронежем. Ни раскопки каких-то поселений и захоронений, ни возможных мест сражений не дают неких артефактов, позволяющих отнести их именно к хазарам. Не может быть? – может!
А дело в том, что Хазария, Хазарский каганат являл собой децентролизованное, догосударственное, разноплеменное образование воинов-кочевников и скотоводов. При этом основой экономики и финансов (собственной монеты, как и письменности у хазар не было) Каганата были поступления в казну кагана и всех его феодалов таможенных сборов и пошлин за провоз товаров, любых, по территории, контролируемой Каганатом. С Востока (Китай, Индия) на Запад и обратно и со стороны Руси – Скандинавии по Дону и Волге на юг (на Кавказ, в Закавказье, в Черноморский и Средиземноморский бассейны). Хазария – это ничего не производящее государство-посредник в торговых операциях – в принципе, паразит, лишнее звено в международной торговле, волею обстоятельств оседлавшее перекрестки торговых путей. Вот оттого и не осталось от хазар каких-либо материальных следов, а только письменные (и устные) о них воспоминания. Не производили они ничего сами: ни оружия-снаряжения, ни тканей, ни посуды, ни строили самостоятельно городов, нанимая для этих целей более умелых соседей. Чем-то смахивает на современную Россию (чур, меня!)
Взаимоотношения Древней Руси и Хазарии не были безоблачными. Уже упоминалось о странной дани, наложенной хазарами на не сумевшие от них отбиться славяно-русские племена полян (а это Киев), северян, древлян и вятичей. Помимо того, набирающая силу Русь, объединившаяся при первых Рюриковичах, искала выходы к морям Черному (на старинных картах обозначенное как Русское море) и Каспийскому (оно же море Хазарское, между прочим). И при этом движении обойти Хазарию было невозможно. Славяне к тому времени не были чужими в заморских краях. Их истории известно, в частности, как при усилении натиска арабов на Закавказье грузинские и армянские князья в 854-855 годах обращались за помощью не только к Византии и Хазарии, но и к славянам-русам. По времени – это еще до появления Рюрика в Новгороде, а тем более Олега в Киеве (882 год). То есть, Русь еще и до варягов представляла собой серьезную военную силу.
Вещий Олег прославился не только «прибитием щита к вратам Царь-града», но и многочисленными походами на хазар. Первое письменное упоминание о набеге русских на южный берег Каспия (!)[1], на ту пору пребывающий в составе, ни много, ни мало, а могущественного Арабского халифата, отмечено 909 годом. Надо полагать, что подобные экспедиции были популярны и ранее, но документально это не известно. То же самое повторилось и в следующем, 910 году, но уже в больших масштабах. Речь шла уже о, якобы, 50 тысячах русских воинов, но здесь явный перебор. Как бы там ни было, русские наведывались в Закавказье и в Персию неоднократно, причем не только по Волге-Каспию, но и по реке Кура через Черное море. Ребята были бойкие.
Потом уже при князе Игоре в 913-914 годах русы по Волге идут на своих кораблях в Каспий, высаживаются на западном побережье, нападают на тамошних хазар, но в итоге терпят поражение и остатки войска вынуждены возвращаться уже пешим путем через Степь. Далее известный аналогичный набег в 939 году совершает русский отряд под руководством некоего Хлгу (именно так в византийском источнике), или иначе, привычней для русского уха, как думается – Олега, но не знаменитого князя Олега Вещего - тот к этому времени давно почил – а его тезки –предводителя дружины. Из переписки 949 года кагана с арабами узнаем: каган ставит себе в заслугу, что он-де не пускает русов в Закавказье. То есть, существовала реальная военная угроза со стороны Руси не только Хазарии, но и владениям арабов в этой зоне. Видимо, подчеркивая свою лояльность Халифату, зависимый от них к тому времени каган, ставит себе в заслугу эту свою новую роль – щита от русских.
Далее в борьбу с Хазарией вступает князь Святослав Игоревич и в 964 году совершает самый удачный поход русских дружин, достигнув столицы каганата – Итиля, где он разбивает хазарские войска. В 965 году Святослав берет крепость хазар Саркел, запирающий выход по Дону в Черное море. Таким образом хазары лишаются, а русские приобретают контроль над торговыми путями. В последующие годы Святослав продолжает преследовать хазар на территории Северного Каавказа, берет город-крепость Семендер (Дагестан) и основывает в Тамани «заморский департамент» Руси – Тмутараканское княжество. Окончательно тему хазар закрывает уже князь Владимир, будущий Святой, в 985 году, который обкладывает данью подвластных уже русским князьям хазар. Обратим внимание на размах боевых действий: где киевский престол русских князей и где Дагестан с Персией и Тмутараканью?! А ведь добирались и неоднократно с вооружением, обозами, припасами – диву даешься предкам нашим!
Каганат прекращает свое существование как государство. Его население постепенно перетягивается, перетекает, переходит под юрисдикцию частично к мусульманскому югу (Дагестан, Северный Кавказ) и северу (Волжская Булгария), частично к православному западу – Руси, а часть хазар, иудейского вероисповедания, оседает в Восточной Европе, на Руси и в Крыму, пополняя собой, а то и образовывая новые, еврейские диаспоры. Часть хазар спокойно остается на месте, вливаясь в ряды таких же тюркоязычных печенегов, а затем и половцев. Титул кагана был настолько престижен и популярен, что его носил победитель хазар князь Владимир, которого византийские вельможи предпочитали величать именно так.

2. Хазарский иудаизм.
Феномен хазарского иудаизма остается до конца неразгаданным, особенно сокрыта в веках тайна его зарождения. Считается, что иудаизм овладевал умами хазар постепенно с 740 по 830 годы, но при этом есть указание, как некий хан Булан перешел в веру иудейскую еще в 730 году. Отметим, с 650 года на Северный Кавказ и в Нижнее Поволжье – регионы первоначального образования хазарского этноса – активно проникал ислам – религия кочевников-бедуинов. Причем буквально на остриях клинков арабских всадников. Мусульманская религия воспринималась охотно и без сопротивления не только язычниками-кочевниками на завоеванных арабами территориях, но даже довольно-таки себе оседлыми персами с их тысячелетним зороастризмом и ведизмом. А тут кочевники-хазары сотню лет упирались перед исламскими проповедниками, не изменяя своему богу Тэнгри, а затем и вовсе соблазнились диковинным для тех краев иудаизмом. В то же время могущественная христианская Византия также не смогла завлечь в свою конфессию соседних по Кавказу и черноморо-азовскому побережью хазар. Но вот в пику им проповедники-евреи с территории той же Византии действовали, как оказалось, более продуктивно. Парадокс: в битве двух империй за души (и кошельки) хазарского населения побеждает загнанный едва ли не в подполье по всему миру иудаизм. Ай, да Яхве-Иегова и пророки его!
И это при том, что ислам в середине 9 века благополучно пробрался с юга через Хазарию в Волжскую Булгарию, по пути практически не «поразив» хазарских подданных. Веротерпимость в каганате существовала и до, и после принятия феодальной верхушкой иудаизма: ислам, иудаизм, христианство и языческая вера предков мирно уживались в Хазарии во все времена. По одной из версий [2] хазарская элита приняла иудаизм как прививку против исламизации и христианизации, сохранив, таким образом, свою религиозную аутентичность в пику могущественным соседям. Но сам изначальный процесс обращения степняков в нестандартную для тех времен веру продолжает оставаться непонятным для последующих поколений исследователей.
Евреи не имели своего государства, своей родной земли примерно с 70 года н.э. – после подавления иудейского восстания против римского владычества лично императором Веспасианом Флавием. Римляне, массово казнив непокорных, решили кардинально избавиться от беспокойных подданных, расселив остатки еврейского населения по прочим подвластным империи территориям: Ближний Восток, Малая Азия, Европа, Северная Африка... И вот, через 700 лет после начала «Рассеянья» иудейские эмиссары из разрозненных, разбросанных по всему миру общин умудряются соблазнить далеких и «диких» хазар поклоняться своему богу. Невероятно, но это - исторический факт!
При всем при этом в современном иудаизме есть довольно серьезное движение, вообще признающее приоритет именно хазарского иудейства [3]. Имеется в виду следующее: не было никакого Израиля, никакого Ханаана, Палестины и Иерусалима – все это выдумано основателями хазарского иудаизма в 7 веке, и именно от хазар берет начало подлинная еврейская история. Ни больше, ни меньше... Но это, так, скорее популистская экзотика. Доподлинно известно, что хазарские евреи и сам каган писали на иврите, но едва ли на нем говорили в обыденной жизни. Считается, что в Хазарии основная масса населения – и элита, и простолюдины различных этносов – общались между собой не неком тюркском диалекте. Хотя, наверняка, это была некая эклектика из языков тюркских, славянских и угорских.
К иудейскому вероисповеданию относились как вновь обращенные (прозелиты) «этнические» хазары, так и прибывшие из Европы, Кавказа, Азии подлинные евреи по рождению (израилиты). После падения каганата в конце 10 века – начале 11-го происходило обратное движение и прозелитов, и израилитов как в Европу, так и на Кавказ и в Крым. Приведу две цитаты из [3]. «Евреи после разгрома каганата мигрировали в Восточную Европу, где смешались с осевшими там же немецкими и богемскими евреями и стали говорить на «идиш»; «Обращенные в иудаизм хазары-евреи составили часть украинского (древнерусского) компонента восточно-европейского еврейства и в конце концов были ими ассимилированы». Еще такой любопытный факт. В Воронежской области до сих пор благополучно здравствуют два села с русским населением иудейского вероисповедания – еще один феномен, но уже русских евреев. Взяться им было неоткуда, кроме как именно из хазарских иудеев. Но вот как они тысячу лет сохранили не только эту веру, но элементарно физически сами себя, несмотря на все величайшие исторические катаклизмы – тоже фантастика! Доподлинно также известно, что еврейские общины в Киеве, Чернигове, Владимире-Волынском, Перемышле и Смоленске существуют с хазарских времен [4].
В заключение немного о данных ДНК-генеалогии и популяционной генетики (это два разновекторных течения одного и того же генетического потока молекулярной биологии). На сегодня, как указывалось, не выявлено чисто хазарских, однозначно определенных как именно хазарские захоронений тех времен. Поэтому о ДНК хазар судить невозможно. Но... На многочисленных форумах по генетике потомков различных «колен израилевых» и еврейских сообществ, как в диаспоре, так и в самом Израиле выкладываются и анализируются данные, как по мужской Y-хромосоме, так и по женской мтДНК. Так, обобщенный показатель у так называемых «ашкенази» (европейские евреи) по мужской линии обнаруживает помимо чисто ближневосточных и самых распространенных среди евреев вообще - по первопредку - гаплогрупп J,J1,J2 также и до 13% (а это очень много) образцов, относящихся к славяно-скифо-арийской группе R1a. А также до 5% азиатской и монголоидной гаплогруппы Q. Так вот, на базе таких показателей выдвигается версия [5] о хазарском происхождении обладателей подобных меток в среде современных евреев. Тем более, что по расчетам ДНК-генеологов [6] скифо-арийская линия среди ашкенази появилась как раз в хазарские времена – порядка 1000 лет назад.
Если все это верно, то сами хазары по происхождению относились частью к восточноазиатскому региону, к монголоидам (по гаплогруппе Q), а частью они были все те же потомки ариев, как и мы с вами, как аланы, как часть булгар – гаплогруппы R1a. То есть население Хазарии имело полиэтнический состав, формировавшийся из местного автохтонного элемента вокруг пассионарного на тот момент азиатского ядра. Получается, арии-скифы делились своими генами не только с русскими, булгарами, киргизами и уйгурами, но и с евреями. Как все в этом мире понамешано и где кто есть?! Для справки, смена гаплогруппы у потомков Авраама могла происходить и по более простой схеме: в добропорядочной еврейской (хазарской) семье хозяин уехал на войну (дань собирать), а к скучающей жене заглянул славянский (а, может, и монгольский) бродяга; и у детишек, внуков-правнуков потом пошла уже совсем не еврейская кровь, хотя ментальность, язык и все тому сопутствующее остается – меняется и передается далее постоянно потомкам только генетическая метка.
3. Немного о печенегах.
По мере исчезновения с политической карты того времени Хазарии в Степи начинают доминировать печенеги – союз опять же азиатских кочевых племен. Появились они в пределах современной Украины еще в конце 9 века, пересекли Дунай, пытались досаждать самой Византии, воевали с русскими князьями то сами по себе, то в союзе с хазарами, или же, наоборот, против хазар с русскими. Ни государства своего, ни, естественно, столицы, ни, тем паче письменности народ этот не удосужился завести. Считались они народом тюркоязычным, но европеоидного, «средиземноморского» типа. Князь Владимир Святой против набегов степняков строил пограничные крепостицы и дежурные сторожи. А поскольку граница с Диким Полем у Руси всегда проходила по Дону, то древние развалины Придонья зачастую напрасно причисляют к более поздним постмонгольским и ордынским временам – засеки те еще «Владимирские».
В начале 11 века на русские степи выдвигается новый вал азиатских кочевников - половцы. Поистине, где-то там, в Восточном Казахстане и еще восточнее точно существовал некий таинственный Мордор, откуда с завидной регулярностью выдвигались все новые и новые полчища орков-алчных разбойников. Объективно половцев необходимо рассматривать в контексте последующего монголо-татарского нашествия на Русь и на тех же половцев и булгар в 13 веке: так значительно переплелись и судьбы (и гены) половцев и монголо-татар. Об этом, а также о мифической Тартарии один из следующих выпусков.
ИСТОЧНИКИ
1.www.bibliotecar.ru/polk-14/10/html
2.www.bibliotecar.ru/hazar/17.htm
3.www.electron.2000.com/article/1321.html
4.www.eleven.co.il/article/14401
5.forum.vgd.ru/177123317/0.htm
6.Клёсов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. ЗАО «Книжный мир», М., 2015.


Сообщение отредактировал studenh - Среда, 09.12.2015, 21:04:25
 
СообщениеФЕНОМЕН ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЙСТВА
1. Политический аспект

Еще одна азиатская субстанция, соседствовавшая с нами лет триста «на заре цивилизации». Впервые в письменных источниках хазары (в русских летописях – козаре) как народ и племя упоминаются еще в 5 веке в трудах одного армянского автора. Считается, что вышли они опять-таки из Центральной Азии, но на этот счет существуют четыре друг с другом мало стыкующиеся версии. Хазары – потомки гуннов; хазары ведут свою родословную от уйгуров; они же – потомки эфталитов (государство тюрков раннего Средневековья в Средней Азии); и, наконец, хазары – это племенной союз кочевых народов огуров, савиров и алтайских тюрок. Последняя точка зрения доминирует в российской и украинской науке. Хотя не было, и нет такого этноса – тюрки, а есть тюркоязычные народы, но так уж повелось относить азиатские немонголоидные народы к тюркам. Именно и исключительно по языку, а не по этнической принадлежности.
До 7-го века хазары имели подчиненное положение в Тюркском каганате, после распада которого образуют собственно хазарский каганат, просуществовавший с 650 по 969 год. Первоначально хазары обитали на равнинах северного Дагестана, потом начали расселяться в сопредельных территориях: в Крыму (кто только туда не лез), на Дону и в Нижнем Поволжье. Первоначально главный город хазар был именно в Дагестане, затем, после арабского нашествия столица переносится в Итиль на Волге. Общей для хазар считается Салтово-Маяцкая археологическая культура, но твердо связанные с собственно хазарами памятники так и не выявлены. Например, Маяцкую крепость-городище 10 века (в 100 км на юг от Воронежа) считают одновременно и булгарским, и хазарским, и даже аланским поселением. То есть, обнаруженные артефакты приписывают одновременно всем трем степным народам. Хазары строили это укрепление чужими руками в своих целях, но гарнизон, получается, состоял из различных народов Степи того периода, в том числе, наверняка, и из русичей. Язык, особенно в военном деле просто по определению должен быть каким-то унифицированным и понятным всем разноплеменным «контрактникам». И это могла быть только некая смесь тюркского, угорского и старославянского (скифского) языков – иначе воинам на границе Руси и Степи друг друга было бы не понять. Народ хазар – полукочевой: зимой они обитали в немногих городах (очевидно - знать, элита), летом кочевали со скотом в поисках пастбищ. Этнически Хазария представляла собой конгломерат тюркских (тюркоязычных) и финно-угорских народностей.
Все приведенное выше – это общеизвестное из любого источника устоявшееся воззрение на историю хазар. Далее позволим себе несколько замечаний насчет политических и этнических аспектов, не совсем вписывающихся в каноническую версию, а также изложим историю религии Иеговы на Волге. Чтобы добраться в конце 7-го века из Центральной Азии на западный берег Каспия надо было: или преодолеть с боями территорию суверенной и могущественной Персии, обойдя Каспий с юга, или форсировать бесчисленные Волжские рукава в дельте реки при северном маршруте. И то, и другое весьма проблематично, даже учитывая низкий уровень воды в Каспийском море в ту эпоху при втором варианте. Еще такой нюанс: взгляните на физическую карту современного Дагестана, Калмыкии, юга Астраханской области. Что там могло привлекать азиатских мигрантов – непонятно: зимой лютый мороз, летом выжженная солнцем чахлая степная растительность при температуре под 50 Цельсия. Что их туда манило – еще одна загадка древних народов, если только предки их не обитали здесь в более приятных климатических условиях тысячелетиями ранее. Расовый тип хазар мы можем определить лишь предположительно по немногим зарисовкам современников – см. рис.1. Черты лица – явно восточные, но не факт: доподлинно неизвестно кого конкретно хотел изобразить автор; то есть, самого хазарина, или воина неизвестной народности в хазарском войске? Из рисунка понятно одно: всадник в кольчуге, а это была очень и очень дорогостоящая вещь, рядовому воину практически недоступная.
На любых картах Хазарского каганата мы видим огромную империю, раскинувшуюся от Днепра до Волги, и далее едва ли не до Урала, и от Кавказского хребта до Оки. Хазары, кто бы они ни были, выйдя от берегов Каспия в степи Волго-Донского междуречья, неизбежно должны были столкнуться с обитавшими здесь в то же время булгарами. При этом упоминаются некие хазаро-булгарские войны (642 год). Булгария, как таковая, была не единым монолитным государственным образованием, а неким аморфным децентролизованным подобием федерации разных по происхождению кочевых народов Степи. Впрочем, таковым образованием стала со временем и Хазария. Понятно, что в таком расплывчатом виде разрозненные городища и кочевья булгар не могли оказать достойного сопротивления хоть сколь-нибудь организованному противнику. Булгары под натиском хазар частично входят в новую государственную формацию, частично мигрируют на север –северо-восток - Волжская Булгария и запад - Дунайская Булгария.
В то же время хазары появляются на берегах Дона и Днепра, в местах обитания славян-русов. О каких-то военных столкновениях наших предков с хазарами в дорюриковский период сведений не сохранилось. Но известно, что хазары облагали окрестные народы данью, причем, как считают историки, данью не очень обременительной. Скорее, это выглядело платой за спокойствие и за защиту от прочих чужеземцев (смахивает на рэкет). Так, из хрестоматийно известных сведений из русских летописей вятичи платили хазарам «по беле с дыма». «Бель» - по- старославянски - беличья шкурка – весьма странный предмет оброка: во-первых, для лесного жителя-вятича добыть белку проблем не составляло никаких – это, скорее, забава для ребятишек; а во-вторых, для самих получателей такого приза честь тоже весьма сомнительна – таких шкурок только на хорошую шапку надо с десяток. Здесь, наверняка, или летописец что-то напутал, или все 900 с лишним лет, минувших с той поры, мы понимаем формулу «по беле с дыма» в принципе неверно. А вот, если «бель», например, есть серебряная монета, тогда появляется некий экономический смысл в подобной дани чужеземцам.
Уже с 652 года и практически на все время существования Хазарии хазар начинают поджимать с юга арабы, арабская экспансия добралась до Дагестана (через «Дербентские ворота»). Военные действия ведутся многие годы и на огромной территории всего Северного Кавказа, Нижней Волги и все в том же многострадальном Крыму. В этой борьбе с мусульманским Востоком на стороне Хазарии выступает христианская Византия. Постепенно в завоеванных арабами районах Каганата идет процесс исламизации. Так становится с той поры мусульманским часть населения Кавказа и часть самих хазар Нижнего Поволжья. Изначально религией хазар, как считают практически все историки, было общетюркское поклонение богу Тэнгри с соответствующими языческими обрядами. О хазарском иудаизме рассмотрим ниже по тексту.
В 834-837 годах хазарами на Дону строится с помощью византийцев крепость Саркел (Белая Вежа русских летописей – район современной ст. Цимлянская), выполнявшая две основные функции: прикрытие юго-западного направления от арабов и контроль над водным торговым путем из Руси на Черное море и далее. Само существование Хазарии и ее постоянное сопротивление попыткам арабов пробиться через Каганат дальше на север, северо-запад и запад – предотвратило распространение ислама в Восточной Европе, а, возможно, и на Руси. Хазария поглотила энергию арабского натиска – в этом главный позитив ее существования. Как Русь прикрыла собой Европу от нашествия монголо-татар, так и Хазария встала на пути арабов в Европу с востока.
Сам Каганат получил свое наименование от позднейших исследователей по титулу верховного правителя хазар – кагана. Здесь присутствует совершенно не характерная для древнего мира выборность первого лица в государстве советом из нескольких знатных феодалов-беков. Причем, не обязательно из своей среды и не пожизненно, а на определенный срок, по истечении которого верховного владыку спокойно придушивали и возводили на божественный престол следующего. Вот такая сменяемость власти, прививка от застоя – очень милый обычай. Каган реальной властью не обладал (аналог английской королевы), а являл собой сакральный символ верховной власти. Похоже, подобное разделение властей – чисто хазарское изобретение.
Необходимо отметить два феномена, две загадки, оставленные потомкам хазарами на века. Во-первых, принятие хазарской верхушкой, элитой религии евреев – иудаизма – и это при отсутствии самого политического носителя этой веры – иудейского государства; а во-вторых, полное отсутствие каких-либо материальных следов, оставленных хазарами, которые можно было бы идентифицировать именно как хазарские. Имеется в виду, что нет археологического подтверждения существования хазар как таковых. И это весьма странно при таком небывалом количестве письменных свидетельств, в том числе и в русских летописях. Память о хазарах жива даже в русских сказках (о жидовине, о чуде-юде), в русской топонимике – в частности, Козарское городище под Воронежем. Ни раскопки каких-то поселений и захоронений, ни возможных мест сражений не дают неких артефактов, позволяющих отнести их именно к хазарам. Не может быть? – может!
А дело в том, что Хазария, Хазарский каганат являл собой децентролизованное, догосударственное, разноплеменное образование воинов-кочевников и скотоводов. При этом основой экономики и финансов (собственной монеты, как и письменности у хазар не было) Каганата были поступления в казну кагана и всех его феодалов таможенных сборов и пошлин за провоз товаров, любых, по территории, контролируемой Каганатом. С Востока (Китай, Индия) на Запад и обратно и со стороны Руси – Скандинавии по Дону и Волге на юг (на Кавказ, в Закавказье, в Черноморский и Средиземноморский бассейны). Хазария – это ничего не производящее государство-посредник в торговых операциях – в принципе, паразит, лишнее звено в международной торговле, волею обстоятельств оседлавшее перекрестки торговых путей. Вот оттого и не осталось от хазар каких-либо материальных следов, а только письменные (и устные) о них воспоминания. Не производили они ничего сами: ни оружия-снаряжения, ни тканей, ни посуды, ни строили самостоятельно городов, нанимая для этих целей более умелых соседей. Чем-то смахивает на современную Россию (чур, меня!)
Взаимоотношения Древней Руси и Хазарии не были безоблачными. Уже упоминалось о странной дани, наложенной хазарами на не сумевшие от них отбиться славяно-русские племена полян (а это Киев), северян, древлян и вятичей. Помимо того, набирающая силу Русь, объединившаяся при первых Рюриковичах, искала выходы к морям Черному (на старинных картах обозначенное как Русское море) и Каспийскому (оно же море Хазарское, между прочим). И при этом движении обойти Хазарию было невозможно. Славяне к тому времени не были чужими в заморских краях. Их истории известно, в частности, как при усилении натиска арабов на Закавказье грузинские и армянские князья в 854-855 годах обращались за помощью не только к Византии и Хазарии, но и к славянам-русам. По времени – это еще до появления Рюрика в Новгороде, а тем более Олега в Киеве (882 год). То есть, Русь еще и до варягов представляла собой серьезную военную силу.
Вещий Олег прославился не только «прибитием щита к вратам Царь-града», но и многочисленными походами на хазар. Первое письменное упоминание о набеге русских на южный берег Каспия (!)[1], на ту пору пребывающий в составе, ни много, ни мало, а могущественного Арабского халифата, отмечено 909 годом. Надо полагать, что подобные экспедиции были популярны и ранее, но документально это не известно. То же самое повторилось и в следующем, 910 году, но уже в больших масштабах. Речь шла уже о, якобы, 50 тысячах русских воинов, но здесь явный перебор. Как бы там ни было, русские наведывались в Закавказье и в Персию неоднократно, причем не только по Волге-Каспию, но и по реке Кура через Черное море. Ребята были бойкие.
Потом уже при князе Игоре в 913-914 годах русы по Волге идут на своих кораблях в Каспий, высаживаются на западном побережье, нападают на тамошних хазар, но в итоге терпят поражение и остатки войска вынуждены возвращаться уже пешим путем через Степь. Далее известный аналогичный набег в 939 году совершает русский отряд под руководством некоего Хлгу (именно так в византийском источнике), или иначе, привычней для русского уха, как думается – Олега, но не знаменитого князя Олега Вещего - тот к этому времени давно почил – а его тезки –предводителя дружины. Из переписки 949 года кагана с арабами узнаем: каган ставит себе в заслугу, что он-де не пускает русов в Закавказье. То есть, существовала реальная военная угроза со стороны Руси не только Хазарии, но и владениям арабов в этой зоне. Видимо, подчеркивая свою лояльность Халифату, зависимый от них к тому времени каган, ставит себе в заслугу эту свою новую роль – щита от русских.
Далее в борьбу с Хазарией вступает князь Святослав Игоревич и в 964 году совершает самый удачный поход русских дружин, достигнув столицы каганата – Итиля, где он разбивает хазарские войска. В 965 году Святослав берет крепость хазар Саркел, запирающий выход по Дону в Черное море. Таким образом хазары лишаются, а русские приобретают контроль над торговыми путями. В последующие годы Святослав продолжает преследовать хазар на территории Северного Каавказа, берет город-крепость Семендер (Дагестан) и основывает в Тамани «заморский департамент» Руси – Тмутараканское княжество. Окончательно тему хазар закрывает уже князь Владимир, будущий Святой, в 985 году, который обкладывает данью подвластных уже русским князьям хазар. Обратим внимание на размах боевых действий: где киевский престол русских князей и где Дагестан с Персией и Тмутараканью?! А ведь добирались и неоднократно с вооружением, обозами, припасами – диву даешься предкам нашим!
Каганат прекращает свое существование как государство. Его население постепенно перетягивается, перетекает, переходит под юрисдикцию частично к мусульманскому югу (Дагестан, Северный Кавказ) и северу (Волжская Булгария), частично к православному западу – Руси, а часть хазар, иудейского вероисповедания, оседает в Восточной Европе, на Руси и в Крыму, пополняя собой, а то и образовывая новые, еврейские диаспоры. Часть хазар спокойно остается на месте, вливаясь в ряды таких же тюркоязычных печенегов, а затем и половцев. Титул кагана был настолько престижен и популярен, что его носил победитель хазар князь Владимир, которого византийские вельможи предпочитали величать именно так.

2. Хазарский иудаизм.
Феномен хазарского иудаизма остается до конца неразгаданным, особенно сокрыта в веках тайна его зарождения. Считается, что иудаизм овладевал умами хазар постепенно с 740 по 830 годы, но при этом есть указание, как некий хан Булан перешел в веру иудейскую еще в 730 году. Отметим, с 650 года на Северный Кавказ и в Нижнее Поволжье – регионы первоначального образования хазарского этноса – активно проникал ислам – религия кочевников-бедуинов. Причем буквально на остриях клинков арабских всадников. Мусульманская религия воспринималась охотно и без сопротивления не только язычниками-кочевниками на завоеванных арабами территориях, но даже довольно-таки себе оседлыми персами с их тысячелетним зороастризмом и ведизмом. А тут кочевники-хазары сотню лет упирались перед исламскими проповедниками, не изменяя своему богу Тэнгри, а затем и вовсе соблазнились диковинным для тех краев иудаизмом. В то же время могущественная христианская Византия также не смогла завлечь в свою конфессию соседних по Кавказу и черноморо-азовскому побережью хазар. Но вот в пику им проповедники-евреи с территории той же Византии действовали, как оказалось, более продуктивно. Парадокс: в битве двух империй за души (и кошельки) хазарского населения побеждает загнанный едва ли не в подполье по всему миру иудаизм. Ай, да Яхве-Иегова и пророки его!
И это при том, что ислам в середине 9 века благополучно пробрался с юга через Хазарию в Волжскую Булгарию, по пути практически не «поразив» хазарских подданных. Веротерпимость в каганате существовала и до, и после принятия феодальной верхушкой иудаизма: ислам, иудаизм, христианство и языческая вера предков мирно уживались в Хазарии во все времена. По одной из версий [2] хазарская элита приняла иудаизм как прививку против исламизации и христианизации, сохранив, таким образом, свою религиозную аутентичность в пику могущественным соседям. Но сам изначальный процесс обращения степняков в нестандартную для тех времен веру продолжает оставаться непонятным для последующих поколений исследователей.
Евреи не имели своего государства, своей родной земли примерно с 70 года н.э. – после подавления иудейского восстания против римского владычества лично императором Веспасианом Флавием. Римляне, массово казнив непокорных, решили кардинально избавиться от беспокойных подданных, расселив остатки еврейского населения по прочим подвластным империи территориям: Ближний Восток, Малая Азия, Европа, Северная Африка... И вот, через 700 лет после начала «Рассеянья» иудейские эмиссары из разрозненных, разбросанных по всему миру общин умудряются соблазнить далеких и «диких» хазар поклоняться своему богу. Невероятно, но это - исторический факт!
При всем при этом в современном иудаизме есть довольно серьезное движение, вообще признающее приоритет именно хазарского иудейства [3]. Имеется в виду следующее: не было никакого Израиля, никакого Ханаана, Палестины и Иерусалима – все это выдумано основателями хазарского иудаизма в 7 веке, и именно от хазар берет начало подлинная еврейская история. Ни больше, ни меньше... Но это, так, скорее популистская экзотика. Доподлинно известно, что хазарские евреи и сам каган писали на иврите, но едва ли на нем говорили в обыденной жизни. Считается, что в Хазарии основная масса населения – и элита, и простолюдины различных этносов – общались между собой не неком тюркском диалекте. Хотя, наверняка, это была некая эклектика из языков тюркских, славянских и угорских.
К иудейскому вероисповеданию относились как вновь обращенные (прозелиты) «этнические» хазары, так и прибывшие из Европы, Кавказа, Азии подлинные евреи по рождению (израилиты). После падения каганата в конце 10 века – начале 11-го происходило обратное движение и прозелитов, и израилитов как в Европу, так и на Кавказ и в Крым. Приведу две цитаты из [3]. «Евреи после разгрома каганата мигрировали в Восточную Европу, где смешались с осевшими там же немецкими и богемскими евреями и стали говорить на «идиш»; «Обращенные в иудаизм хазары-евреи составили часть украинского (древнерусского) компонента восточно-европейского еврейства и в конце концов были ими ассимилированы». Еще такой любопытный факт. В Воронежской области до сих пор благополучно здравствуют два села с русским населением иудейского вероисповедания – еще один феномен, но уже русских евреев. Взяться им было неоткуда, кроме как именно из хазарских иудеев. Но вот как они тысячу лет сохранили не только эту веру, но элементарно физически сами себя, несмотря на все величайшие исторические катаклизмы – тоже фантастика! Доподлинно также известно, что еврейские общины в Киеве, Чернигове, Владимире-Волынском, Перемышле и Смоленске существуют с хазарских времен [4].
В заключение немного о данных ДНК-генеалогии и популяционной генетики (это два разновекторных течения одного и того же генетического потока молекулярной биологии). На сегодня, как указывалось, не выявлено чисто хазарских, однозначно определенных как именно хазарские захоронений тех времен. Поэтому о ДНК хазар судить невозможно. Но... На многочисленных форумах по генетике потомков различных «колен израилевых» и еврейских сообществ, как в диаспоре, так и в самом Израиле выкладываются и анализируются данные, как по мужской Y-хромосоме, так и по женской мтДНК. Так, обобщенный показатель у так называемых «ашкенази» (европейские евреи) по мужской линии обнаруживает помимо чисто ближневосточных и самых распространенных среди евреев вообще - по первопредку - гаплогрупп J,J1,J2 также и до 13% (а это очень много) образцов, относящихся к славяно-скифо-арийской группе R1a. А также до 5% азиатской и монголоидной гаплогруппы Q. Так вот, на базе таких показателей выдвигается версия [5] о хазарском происхождении обладателей подобных меток в среде современных евреев. Тем более, что по расчетам ДНК-генеологов [6] скифо-арийская линия среди ашкенази появилась как раз в хазарские времена – порядка 1000 лет назад.
Если все это верно, то сами хазары по происхождению относились частью к восточноазиатскому региону, к монголоидам (по гаплогруппе Q), а частью они были все те же потомки ариев, как и мы с вами, как аланы, как часть булгар – гаплогруппы R1a. То есть население Хазарии имело полиэтнический состав, формировавшийся из местного автохтонного элемента вокруг пассионарного на тот момент азиатского ядра. Получается, арии-скифы делились своими генами не только с русскими, булгарами, киргизами и уйгурами, но и с евреями. Как все в этом мире понамешано и где кто есть?! Для справки, смена гаплогруппы у потомков Авраама могла происходить и по более простой схеме: в добропорядочной еврейской (хазарской) семье хозяин уехал на войну (дань собирать), а к скучающей жене заглянул славянский (а, может, и монгольский) бродяга; и у детишек, внуков-правнуков потом пошла уже совсем не еврейская кровь, хотя ментальность, язык и все тому сопутствующее остается – меняется и передается далее постоянно потомкам только генетическая метка.
3. Немного о печенегах.
По мере исчезновения с политической карты того времени Хазарии в Степи начинают доминировать печенеги – союз опять же азиатских кочевых племен. Появились они в пределах современной Украины еще в конце 9 века, пересекли Дунай, пытались досаждать самой Византии, воевали с русскими князьями то сами по себе, то в союзе с хазарами, или же, наоборот, против хазар с русскими. Ни государства своего, ни, естественно, столицы, ни, тем паче письменности народ этот не удосужился завести. Считались они народом тюркоязычным, но европеоидного, «средиземноморского» типа. Князь Владимир Святой против набегов степняков строил пограничные крепостицы и дежурные сторожи. А поскольку граница с Диким Полем у Руси всегда проходила по Дону, то древние развалины Придонья зачастую напрасно причисляют к более поздним постмонгольским и ордынским временам – засеки те еще «Владимирские».
В начале 11 века на русские степи выдвигается новый вал азиатских кочевников - половцы. Поистине, где-то там, в Восточном Казахстане и еще восточнее точно существовал некий таинственный Мордор, откуда с завидной регулярностью выдвигались все новые и новые полчища орков-алчных разбойников. Объективно половцев необходимо рассматривать в контексте последующего монголо-татарского нашествия на Русь и на тех же половцев и булгар в 13 веке: так значительно переплелись и судьбы (и гены) половцев и монголо-татар. Об этом, а также о мифической Тартарии один из следующих выпусков.
ИСТОЧНИКИ
1.www.bibliotecar.ru/polk-14/10/html
2.www.bibliotecar.ru/hazar/17.htm
3.www.electron.2000.com/article/1321.html
4.www.eleven.co.il/article/14401
5.forum.vgd.ru/177123317/0.htm
6.Клёсов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. ЗАО «Книжный мир», М., 2015.

Автор - studenh
Дата добавления - 09.12.2015 в 21:03:18
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Феномен хазарского еврейства (Исчезнувшие народы полны загадок, а уж как в 8 веке хазары)
Страница 1 из 11
Поиск:
Загрузка...

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2016); Сайт управляется системой uCoz