Становление древнерусского этноса от 5000 лет назад (часть2) - Форум
[ Литературные клубы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Plotnick 
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Становление древнерусского этноса от 5000 лет назад (часть2) (Окончание темы)
Становление древнерусского этноса от 5000 лет назад (часть2)
studenhДата: Воскресенье, 02.10.2016, 11:19:26 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
«К вопросу языкознания»
Немного о языке ариев. Современный русский относитися к индоевропейской языковой семье. Клесов доказывает, что именно и только протоарии гаплогруппы R1a являлись изначальными носителями первичного праиндоевропейского языка, разнесенным ими по миру как в процессе первой древней волны миграций из Южной Сибири в течение 20-5 тысяч лет назад, так и второй волны - уже из Центральной Европы - на Русскую равнину (частично обратно на запад) в период 4800-4500 лет назад и далее на юг, восток, юго-восток в период 4500-3000 лет назад.
Еще раз напомню, что среди ученых нет абсолютно единого мнения относительно изначального происхождения (по месту и времени) индоевропейских языков, вернее, очага их распространения. Клесов здесь применяет метод «от противного». Он установил и доказал в целом ряде своих работ [13 ], что на пути миграций из Южной Сибири в Европу эрбинов гаплогруппы R1b в период от 16 до 5 тысяч лет назад зафиксированы «острова», «островки» и целые «материки» НЕиндоевропейских языков, являющиеся реликтами некоего древнего праязыка в океане окружающих его современных тюркских наречий – см. карту рис.8. Эти языки имеют определенную связь как с китайскими (сино-языками), так и с кавказскими (дене-кавказскими) языками. В последнем случае приставка <дене> означает распространение этого праязыка в том числе и на языки индейцев Америки, вышедших опять же из Сибири 30-25 тысяч лет назад. Дене-кавказская языковая группа (ее кавказская подгруппа), образовавшаяся на Кавказе 8-6 тысяч лет назад на пути миграции эрбинов из Сибири в Европу «северным маршрутом» через Урал-Среднюю Волгу-Кавказ-Малую Азию-Северную Африку безусловно четко прослеживается в языке басков (Центральные Пиринеи), у которых при практически безусловном преобладании по мужской Y-хромосоме гаплогруппы R1b (эрбины) сохранился древний доиндоевропейский язык [14], вполне соответствующий современным языкам Центрального и Западного Кавказа (не тюркского происхождения). Вот и получается, эрбины, вторгшиеся в период 5000-4800 лет назад через Гибралтар и Пиринеи в Европу изначально говорили на неиндоевропейских языках. Отсюда, при их преобладании в этническом составе населения Русской равнины в периоде от 5000 до 3500 лет вплоть до появления здесь протоариев, гидронимы – особенно крупных рек и озер – вполне могли иметь дене-кавказское (оно же прототюркское ) происхождение. Так Волга во всех древних источниках именуется как «Ра-река». В то же время главное египетское божество носило такое же имя, а мы теперь знаем, что в период 5-4 тысяч лет назад эрбины проходили через северную Африку, оставив свои метки в генах первых египетских фараонов. Мало того, часть миграционного потока эрбинов забрела через, в то время еще не сильно обезвоженную, Сахару до Центральной Африки, и теперь на севере современного Камеруна местное совершенно негроидное население (мужская его часть) носит в себе отметку R1b в Y-хромосомах.
Если Волгу эрбины называли Ра-река, то вполне можно себе представить, что они же давали имена и следующим рекам на их пути от Урала к Дону и Днепру. На сегодня так и остается тайной происхождения названий таких крупных рек донского бассейна, как Хопер, Битюг, Ворона, Воронеж – нет сколь либо внятного разъяснения. Так может именно эрбины с их дене-кавказским, он же сино(китайским)-кавказским, он же прототюркским диалектом давали свои имена рекам, дошедшие до нас через тысячелетия? Считается, что реки Дон-Днепр-Днестр-Дунай-(и Двина?) получили имена от обитавших на этой территории протоариев – это 5-4 тысяч лет назад – поскольку ясно слышимый здесь корень <danu> соответствует иранскому в значении «вода, поток» (то же и в санскрите) [15]. Но называть все встречные на пути реки именем «Вода» или «Река» как-то нелогично. «Вода» должна быть «какая-нибудь», с неким качеством, отличающим ее от другой. Может, вариации Ворона-Воронеж и Дон-Днепр-Днестр-Дунай при явных протокорнях в первом случае <var-vor> и во втором <dn-don-dno> и означает качественные различия этих рек друг от друга в представлении древних? Не зря гидрониму «Воронеж» не могут подобрать ни единое, мало-мальски осмысленное значение и определить хотя бы принадлежность слова к той или иной группе языков. Пытались прилепить и к индоевропейской, и к тюркской, а вот если поискать среди кавказских диалектов в предположении, что имя реке «назначили» еще эрбины более 5000 лет назад (на каком-то дене-кавказском языке)?
Немного о гидрониме «Воронеж»
На сегодня за неимением лучшего - на предмет происхождении гидронима «Воронеж»- принята версия покойного проф. Загоровского об авторстве некоего переселенца по имени Воронег с Черниговского княжества всего лишь в 10 веке н.э. [16].В предыдущих главах эта тема рассматривалась достаточно подробно, возвращаться не будем: сегодня такая версия выглядит просто абсурдно, но, видимо, 40 лет назад была вполне себе в ходу.
В работе Л.П. Грот [17 ] содержится очень любопытный разбор топонимов такого далекого региона, казалось бы, от интересующего нас, как ...север Норвегии с его знаменитым Варангер-фьордом. Так вот, убедительно доказывается, что этимология этого названия никак не выводится из языков окрестных финно-угорских племен (саамы) и, что самое интересное, также и из норвежского языка германской группы. А вот, зато, в санскрите и других наиболее древних индоевропейских языках <var> - корень слов, связанных с тем или иным состоянием воды, ее источников, водоемов, водных потоков. Автор прослеживает многочисленные дошедшие до нас гидронимы с указанным корнем, распространенные от севера Европы до Центральной России. Приводится пример нескольких речек Варенга, оз. Варягское, гидронимы Варежка, Варик, Варлынка и т.д. Но в этих рассуждениях почему-то обходится тема происхождения гидронима Воронеж. (Корень –вар-вор- легко переходит друг в друга в зависимости от местности – диалекта - и эпохи). В 200 км восточнее Воронежа (реки и города) протекает река Ворона – приток Хопра. Река и сегодня довольно широкая, а в древнее время явно судоходная. Принято считать, что ее название происходит напрямую от «ворон» - птицы черной, как вода в данной реке, кажущейся таковой из-за темных лесных берегов. Такая вот вынужденно притянутая семантика. Вот только в изоглоссах (соответствиях) гидронимов России и аналогов ведической Индии Вороне российской соответствует Варуна санскритская – божество водных стихий. То есть, здесь опять присутствует все тот же «водяной корень» var. Воронеж, а в Велесовой книге он фигурирует как Вронженце, Воронежец вполне, особенно на сегодняшнем московском говоре, произносится как «Варонеж» - через –а-: с тем же корнем var в основе. Тогда получается, что Воронеж и Ворона обязаны своему названию древним ариям, обитавшим здесь до переезда на восток? Загадка остается. Понятно одно, границы поисков надо расширять от совершенно недопустимого 10 века н.э «вниз» по шкале времени на несколько тысячелетий.
Киммерийцы
Если сравнить карту распространения срубной культуры и границы обитания легендарных киммерийцев – см. рис.9, - то мы обнаружим удивительное на первый взгляд совпадение очертаний. Напомним вкратце читателю кто такие и что такое есть киммерийцы. Срубная культура, как было сказано ранее, основана, или принадлежала тем арийским родам, которые предпочли остаться на Русской равнине, а не участвовать в походах родственных племен из центра Евразии на юг и юго-восток – до Индии, Ирана и Аравии. О киммерийцах первым упоминает (раньше просто было некому) все тот же Геродот, ссылаясь на Гомера (Гимера-Кимера в иных транскрипциях) - возможно, выхода из того же народа. Киммерийцы упоминаются в Библии, но дело даже не в этом. Ученые определяют верхнюю границу появления киммерийцев в Причерноморье и вообще на исторической арене около 1400 г. до н.э. (3400 лет назад). А эта дата как раз совпадает с развитием и расцветом в тех же районах срубной археологической культуры. Закат же эры доминирования киммерийцев определяется в районе 800 лет до н.э. (2800 лет назад), что также совпадает с идентификацией в раскопах завершения срубной культуры и связывается с началом уже эпохи скифов.
Считается общепризнанной истиной, что киммерийцы – некие ираноязычные пришельцы из-за Волги и даже Урала. Ираноязычность киммерийцев определена, кстати, всего лишь по трем дошедшим до нас именам киммерийских вождей. Почему «из-за Волги» - да просто ни один здравомыслящий языковед не может вообразить себе ираноязычных пришельцев с запада, из Европы. Ибо «иранцы» должны были сначала как-то в эту Европу попасть, чтобы уже оттуда как-то переместиться на Русскую равнину – так получается географически. Поэтому вполне себе логично и естественно с точки зрения традиционной науки выведение ираноязычных киммерийцев (как впоследствии скифов и сармат) из Ирана, с Иранского нагорья – язык-то «иранский, значит, точно из Ирана – через Среднюю Азию, Южный Урал, Заволжье сюда, к нам – на Дон, Днепр, Азов. Вот только картина миграций древних ариев по Евразии, основанная на анализах ДНК, говорит о другом: арии (вернее, еще протоарии, так как именно легендарными ариями из Вед они становятся только по прибытии на Индостан) в процессе своих перемещений из Центральной Европы на восток разносили свой индоевропейский язык (язык ариев) с Русской равнины, в том числе, на Урал, в Среднюю Азию, в Иран, в Индию, где их изначальный язык, трансформируясь естественным образом, как и любой другой, по законам лингвистики постепенно становится иранским, скифским, ведическим (санскрит) и так далее. То есть до сих пор в энциклопедиях все поставлено с ног на голову: на самом деле иранский язык и все его производные произошли от языка древних ариев, как дочерние от материнского, но никак не наоборот! Поэтому, когда говорят об ираноязычности киммерийцев, скифов, сармат – тем самым вносится сумбур и сумятица в умы и недопустимая иллюзия, что некие «иранцы» тысячелетиями доминировали в Евразии, в итоге «скукожившись» до границ современного Ирана (Персии). Не было четыре тысячи лет назад никаких иранцев: были протоарии, арии Русской равнины, легендарные прародители, дошедшие до Ирана и Индии и осевшие там.
Точных данных по ДНК ископаемых останков именно киммерийцев пока не существует, в том числе и по причине невозможности идентифицировать те или иные останки в захоронениях именно как киммерийские. Но, если на одной и той же территории в одно и то же время обитали некие два народа (срубники и киммерийцы), то разве не логично предположить, что это был один и тот же народ, только называемый в разных источниках по-разному. Термину «киммерийцы» (как, впрочем, и многим другим), мы обязаны вездесущим грекам. Письменность – первая – появляется у греков где-то в 8 веке до н.э., до этого никаких письменных свидетельств с их стороны быть не может; реально о киммерийцах говорит Геродот только в 5 веке до н.э., когда тех уже, вроде как, и след простыл, а на той же территории сам Геродот фиксирует уже скифов. Но он знает о существовании каких-то киммерийцев, о которых упоминал Гомер – вот и все! Что было до них – ни грекам, ни кому бы то ни было неизвестно, просто греки знают о киммерийцах по каким-то дожившим до их эпохи слухам и Геродот их исправно записывает.
Киммерийцы и носители срубной культуры – «срубники» - это, получается, одно и то же и они есть арии Русской равнины, известные нам в ее южной части как киммерийцы. Севернее, даже северо-восточнее зоны обитания киммерийцев, но на тысячелетие ранее определяется уже упоминавшаяся фатьяновская культура. Здесь исследования ископаемых останков показывают полное доминирование по мужской Y-хрромосоме все тех же арийских родов гаплогруппы R1a (что и в срубной культуре). Чуть позже и практически в том же регионе определяется абашевская культура (4100-3700 лет назад), еще немного позже (3700-2900 лет назад), но уже восточнее – за Каспием и Южным Уралом – определяется адроновская культура – рис.6, сформированная все теми же ариями гаплогруппы R1a. Как видим, при таком «окружении» - срубники, фатьяновцы, андроновцы – киммерийцы физически не могли быть кем-то другим, чем такими же представителями арийских родов.
Скифы
О ранних скифах мы можем судить только со слов все того же Геродота. Существование скифской эпохи ученые определяют в пределах от 8 века до н.э. и до 3-4 веков до н.э. Считается, именно скифы сменили путем длительных войн киммерийцев в границах их обитания. Так же, как и у киммерийцев, у скифов определен мифический «иранский» язык (или же группа иранских языков). Составлен даже словарь скифских слов, притянутых через современный осетинский к персидскому. Но здесь также, как и в случае с киммерийцами, перепутаны причина и следствие. Как уже говорилось выше, распространение протоарийского, индоевропейского языка по Евразии шло по направлению запад-восток вместе с расселением ариев из Восточной и Центральной Европы на восток – в том числе на Иранское нагорье (через Кавказ и Среднюю Азию) и Ближний Восток, - а также в направлении юго-восток через Среднюю Азию до Афганистана и Индии.
Об этом говорят данные современных исследований ДНК поY-хромосоме как ископаемых останков, так и современного населения указанных районов – датировки указывают именно такое направление миграции арийских родов во II-I тысячелетии до н.э. Кроме того, последовательность археологических культур ариев и протоариев с запада на восток (шнуровой керамики, катакомбная, фатьяновская, срубная, абашевская, андроновская, БМАК) с их убывающими датировками по радиоуглеродному анализу от III тысячелетия до н.э до I тысячелетия до н.э. также подтверждает первичность в плане зарождения культур и языка ариев именно Центральной и Восточной Европы и дальнейшего их распространения в направлении запад- восток – юго-восток. Носители будущего индоевропейского языка прибывают на иранское нагорье только 3500-3000 лет назад (определено в том числе и по древним текстам «Авесты»), тогда как их первые следы зафиксированы на Русской равнине около 5000 лет назад. Язык еще в 19 веке назван иранским, индоевропейским условно и даже ошибочно: это язык ариев, разнесенный ими по всей Евразии в ходе миграций, язык в своей естественной многовековой трансформации и динамике, но, тем не менее, изначально, тысячелетия назад, бывший единым для племен гаплогруппы R1a.
Скифы на всем пространстве их обитания – от Карпат до Урала, Средней Азии, Западной Сибири – однозначно принадлежали по первопредку именно к роду R1a (определено по десяткам обнаруженных останков в древних скифских захоронениях по всей Евразии - ее центральной части)- [18]. Знаменитая война скифов с персидским царем Дарием, получается, не что иное как «разборка» родственных народов по поводу доминирования в Северном Причерноморье и на Кавказе. Дарий с гордостью позиционировал себя как «арий, сын ария», но сменившиеся со времени разделения арийских родов на скифские и иранские десятки поколений не позволили скифам к тому времени признать в нем свою родню и подчиниться. Да и язык, безусловно, за тысячелетие изменился до неузнаваемости, обрастая по мере продвижения ариев на юг и восток, местными наречиями и диалектами. Автору приятно отметить, что скифы не обошли своим вниманием и родной ему Воронеж: известны десятки скифских могильников на северной и северо-западной окраине города. В частности, знаменитая скифская чаша из коллекции Эрмитажа обнаружена именно здесь – рис.10. Скифы, также как и их предшественники из срубной культуры и наследники-сарматы и славяне не обошли вниманием характерное своим выгодным геостратегическим расположением междуречье Дона и Воронежа – рис.11.
Миграции ариев, или, вернее, еще протоариев, так как , строго говоря, именно ариями они становятся по прибытии на Иранское нагорье и Северную Индию и где это событие отражено, можно сказать, документально все в тех же эпосах «Авеста» и «Ригведа» - не были чем-то строго ориентированными: часть из них оставалась в первоначальных местах обитания, часть оседала в процессе дальнейших миграций от Урала вплоть до Индии и Ирана, а какая-то часть возвращалась из Зауралья обратно на Русскую равнину. Последнее обстоятельство, похоже, и отображено в Велесовой книге, где говорится о перемещении одного из арийских племен (упоминается о вожде племени праотце Ирии-Ореи-Ареи) из Зауралья, из некоего «Зеленого края» на запад, на «землю Русскую». Речь идет о 1100 годе до н.э. и рассказывается о трудной переправе этого народа через Ра-реку (Волгу) и о прибытии к «горам Карпенским» (Карпаты?) [19]. В предыдущей статье (главе) указывалось о доказанных многими авторами – древними и современными – изначальном формировании некоего проторусского ядра в середине I-го тысячелетия до н.э. в Северном Прикарпатье, откуда на рубеже эр началось движение проторусского этноса на восток – к Днепру и Дону. И, скорее всего, современные русины Закарпатья – вечно гонимые и преследуемые за свою «русскость» – и есть осколки того самого реликтового русского ядра, первооснова всех, без малого 200 миллионов, русских всего мира. Пока, к сожалению, нет сколь либо широких исследований по ДНК русинов – было бы очень любопытно узнать, проследить, сравнить в исторической динамике мутационные составляющие данного этноса с остальным русским миром. И если подтвердится более древнее происхождение русинов относительно «нас», остальных, тем самым еще раз докажется безусловная подлинность Велесовой книги, и окончательно прояснится изначальная и уникальная русская история.
В Велесовой книге попутно с описанием переправы русов через Ра-реку присутствует повествование о трудностях перехода какого-то народа через снежные горы мимо «моря Фарсийского» (Каспийского). Речь идет о каких-то еще более древних преданиях о скитаниях родственных русскому протоарийскому племени, и автор Велесовой книги посчитал заслуживающим внимания поместить этот рассказ на свои дощечки.
Далее, пройдя от скифов через сармат до славян и русов, мы установим, как все взаимосвязано – данные из различных источников – и как это важно для нашей сегодняшней самоидентификации.
Сарматы
Сарматы сменяют скифов на территории южной части Русской равнины постепенно, начиная с 6-5 веков до н.э., а то и позднее. И опять же, как и в паре «киммерийцы-скифы» в тандеме уже «скифы-сарматы» второму звену приписывается такое же появление из-за Волги и соответствующее подавление предшественников едва ли не до их полного уничтожения. Сарматские племена описаны как в древнегреческих источниках, так и в римских. Появлению самого этнонима «сарматы» мы обязаны уже не грекам, как в случае с киммерийцами и скифами, а определявшим все и вся в Европе в ту эпоху римлянам, так переписавших геродотовских «савроматов». Самоназвания же сарматских племен дошли до нас в нескольких вариациях: языги, роксоланы, аланы. К сарматским ученые также относят известные из истории племена берендеев и костобоков.
И опять, сарматам определен, предписан ученым сообществом все тот же иранский язык индоевропейской группы. Причем четко известно, что сарматский язык – тот же скифский, только «испорченный» (по словам Геродота) – или все тот же скифо-арийский диалект индоевропейского языка в своем естественном развитии. Некогда единый праязык постепенно, по мере миграций и обособлений его носителей распадается на десятки самостоятельных языков, имеющих все ту же индоевропейскую (протоарийскую) основу, легко выделяемую лингвистами.
Есть еще одна любопытная черта, связующая воедино сквозь тысячелетия киммерийцев, скифов, сармат, славян, русов – это, как ни анекдотически звучит – такая деталь одежды мужской части перечисленных народов, как ...штаны (брюки). Как залезли в них наши предки на заре цивилизации, так до сих пор мы их и носим и весь мир приучили. Ведь европейцы освоили эту деталь туалета только после наполеоновских войн начала 19 века, а до того (если вверить фрескам, гравюрам, картинам, описаниям современников) мужчины предпочитали какие-то колготки, рейтузы, гамаши. Римские легионеры ходили едва ли не в каких-то памперсах с голыми ногами, то же самое и германцы с греками – кто голый, кто завернутый в простыню и т.д. И только русские – в штанах! Кажется забавной мелочью, но, если вдуматься, штаны – отличная метка этноса, наш «вклад» в мировую цивилизацию.
Этнически сарматы должны быть родственны скифам, даже если они переместились в Европу из-за Волги пятьюстами годами позже (как это принято считать). В работе [20] доказывается, что в паре скифы-сарматы на территории юга Русской равнины и Северного Кавказа на протяжении нескольких веков происходила всего лишь замена скифской элиты сарматской с сохранением этнически неизменным основного населения. В Велесовой книге этноним «сарматы» не встречается ни разу, то есть это ни в коей мере не было их самоназванием. Автор Книги отмечает стычки русов с языгами и называет берендеев союзниками. Что касается роксолан, то здесь сложнее: если все источники, включая античные, относят роксолан к сарматам, то в Велесовой книге они также часто упоминаются, но только в форме «русколаны» и уже как одно из самоназваний формирующегося в первые века н.э русского этноса. Впрочем, еще античные авторы утверждали, что сарматы обитали не только в Причерноморье, но и гораздо севернее – упоминаются истоки Днепра и Дона, то есть, лесная зона Русской равнины. Однозначно, если при древних греках все обитатели данного региона (наши предки) именовались скифами, то уже в период Рима и далее Византии – сарматами. Так многие древние авторы помещали сармат, в том числе, и на побережье Балтики [21], а китайские летописцы отводили асам (аланам) все пространство Сибири. Но почему-то археологические культуры рубежа Старой и Новой эр на огромных пространствах от Эльбы до Волги и от Карелии и едва ли не до Воронежа именуются «балтскими», а их населению приписывается некий «балтский» язык. Такова сила исторических традиций.
Славяне
Как же именно формировался в начале Новой эры среди родственных племен и народов именно русский этнос? В середине I-го тысячелетия до н.э. племя, именующее себя русами (происхождение этнонима так и остается до конца неразгаданным) обитает в районе Северных Карпат. От соседей - родственных племен – его отличает приверженность к древней арийской ведической религии предков, системе философских знаний, хранимых и передаваемых из поколения в поколение жрецами-волхвами. Нравственно-этические нормы русов, подтвержденные многотысячелетней практикой, оказываются привлекательными для таких же славян-соседей. Русы и славяне – это практически идентичные в ту эпоху понятия, но, все же последнее имело тогда и сейчас более широкое толкование.
На переломе эпох и Эр в Центральной и Восточной Европе из скифо-сарматского мегаэтноса выделяется, кристаллизуется славянский мир, а внутри него существует и притягивает к себе соседние племена относительно небольшое ядро русов. Около 150 года до н.э. русы выдвигаются от Карпат (причины этого движения в данной работе не рассматриваются) в сторону Днепра и Дона, где в первых веках н.э. начинает формироваться будущий русский этнос. Славянские племена кривичей, вятичей, дреговичей, полян, дулебов, северян, радимичей постепенно становятся Русью. Ну, и практически сразу, на Русь, Русколань начинают накатывать волны иноязычных, иноплеменных (уже не индоариев) завоевателей: готы-гунны-авары-булгары-хазары и так далее. Но это уже отдельная история.

Список источников и литературы:
1. dic.academic.ru/dic.ncf/ruwiki/56154.
2. Григоренко А.М. Великий и могучий, происхождение русского языка. (С сайта grigam.ueuo/velik-mog/).
3. Клесов А.А. Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории». –М.: Алгоритм, 2013. Он же: Занимательная ДНК-генеалогия. – М.: Вече, 2013.
4. gentis.ru/info/ydna-tutorial/Russian.
5. Клесов А.А. Миграции ариев от 6000 до 3000 лет назад. (Статья на сайте Переформат.ру.)
6. haplogroup.narod.ru/tatar.html.
7. www.garshin.ru/evolution/anthropology/populations/haplogroups/y-dna/g-y-hg/index.html.
8. dna-academy.ru>wp-content/uploads/9-2-2016.pdf.
9. arheologija.ru/fatyanovskaya-kultura-2/.
10. Захарова Е.Ю. Сосуды со знаками срубной общности эпохи поздней бронзы. - Воронеж: Центр-Черн. Книжное изд-во, 2000.
11. www.eupedia.com/europe/Haplogroup-R1a-Y-DNA.shtml.
12. veclasocial.ru/sanskriti pusskiy.html.; arimoya.ru/History/north-ariya.html.
13. Клесов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. – М.: Книжный мир, 2015.
14. landopedia.ru/2012/07/22/язык-басков/.
15. rodobogie.org/content/drevnerusskiy-yazyk-i-sanskrit-kto-chey-predok-chast-2.
16. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» - Изд-во Воронежского ун-та, 1971.
17. pereformat.ru/2013/07/toponimica-russkogo-severa/.
18. Клесов А.А. Кто такие скифы, кто их предки и потомки? (Статья на сайте Переформат.ру).
19. Гнатюк В., Гнатюк Ю. Велесова книга. –М.: Амрита, 2011.
20. Васильева Н.И, Петухов Ю.Д. Великая Скифия – протороссийская империя. (С сайта adm.ru/books/).
21.Абрашкин А.Н. Скифская Русь от Трои до Киева. (С сайта adm.ru/books/).
 
Сообщение«К вопросу языкознания»
Немного о языке ариев. Современный русский относитися к индоевропейской языковой семье. Клесов доказывает, что именно и только протоарии гаплогруппы R1a являлись изначальными носителями первичного праиндоевропейского языка, разнесенным ими по миру как в процессе первой древней волны миграций из Южной Сибири в течение 20-5 тысяч лет назад, так и второй волны - уже из Центральной Европы - на Русскую равнину (частично обратно на запад) в период 4800-4500 лет назад и далее на юг, восток, юго-восток в период 4500-3000 лет назад.
Еще раз напомню, что среди ученых нет абсолютно единого мнения относительно изначального происхождения (по месту и времени) индоевропейских языков, вернее, очага их распространения. Клесов здесь применяет метод «от противного». Он установил и доказал в целом ряде своих работ [13 ], что на пути миграций из Южной Сибири в Европу эрбинов гаплогруппы R1b в период от 16 до 5 тысяч лет назад зафиксированы «острова», «островки» и целые «материки» НЕиндоевропейских языков, являющиеся реликтами некоего древнего праязыка в океане окружающих его современных тюркских наречий – см. карту рис.8. Эти языки имеют определенную связь как с китайскими (сино-языками), так и с кавказскими (дене-кавказскими) языками. В последнем случае приставка <дене> означает распространение этого праязыка в том числе и на языки индейцев Америки, вышедших опять же из Сибири 30-25 тысяч лет назад. Дене-кавказская языковая группа (ее кавказская подгруппа), образовавшаяся на Кавказе 8-6 тысяч лет назад на пути миграции эрбинов из Сибири в Европу «северным маршрутом» через Урал-Среднюю Волгу-Кавказ-Малую Азию-Северную Африку безусловно четко прослеживается в языке басков (Центральные Пиринеи), у которых при практически безусловном преобладании по мужской Y-хромосоме гаплогруппы R1b (эрбины) сохранился древний доиндоевропейский язык [14], вполне соответствующий современным языкам Центрального и Западного Кавказа (не тюркского происхождения). Вот и получается, эрбины, вторгшиеся в период 5000-4800 лет назад через Гибралтар и Пиринеи в Европу изначально говорили на неиндоевропейских языках. Отсюда, при их преобладании в этническом составе населения Русской равнины в периоде от 5000 до 3500 лет вплоть до появления здесь протоариев, гидронимы – особенно крупных рек и озер – вполне могли иметь дене-кавказское (оно же прототюркское ) происхождение. Так Волга во всех древних источниках именуется как «Ра-река». В то же время главное египетское божество носило такое же имя, а мы теперь знаем, что в период 5-4 тысяч лет назад эрбины проходили через северную Африку, оставив свои метки в генах первых египетских фараонов. Мало того, часть миграционного потока эрбинов забрела через, в то время еще не сильно обезвоженную, Сахару до Центральной Африки, и теперь на севере современного Камеруна местное совершенно негроидное население (мужская его часть) носит в себе отметку R1b в Y-хромосомах.
Если Волгу эрбины называли Ра-река, то вполне можно себе представить, что они же давали имена и следующим рекам на их пути от Урала к Дону и Днепру. На сегодня так и остается тайной происхождения названий таких крупных рек донского бассейна, как Хопер, Битюг, Ворона, Воронеж – нет сколь либо внятного разъяснения. Так может именно эрбины с их дене-кавказским, он же сино(китайским)-кавказским, он же прототюркским диалектом давали свои имена рекам, дошедшие до нас через тысячелетия? Считается, что реки Дон-Днепр-Днестр-Дунай-(и Двина?) получили имена от обитавших на этой территории протоариев – это 5-4 тысяч лет назад – поскольку ясно слышимый здесь корень <danu> соответствует иранскому в значении «вода, поток» (то же и в санскрите) [15]. Но называть все встречные на пути реки именем «Вода» или «Река» как-то нелогично. «Вода» должна быть «какая-нибудь», с неким качеством, отличающим ее от другой. Может, вариации Ворона-Воронеж и Дон-Днепр-Днестр-Дунай при явных протокорнях в первом случае <var-vor> и во втором <dn-don-dno> и означает качественные различия этих рек друг от друга в представлении древних? Не зря гидрониму «Воронеж» не могут подобрать ни единое, мало-мальски осмысленное значение и определить хотя бы принадлежность слова к той или иной группе языков. Пытались прилепить и к индоевропейской, и к тюркской, а вот если поискать среди кавказских диалектов в предположении, что имя реке «назначили» еще эрбины более 5000 лет назад (на каком-то дене-кавказском языке)?
Немного о гидрониме «Воронеж»
На сегодня за неимением лучшего - на предмет происхождении гидронима «Воронеж»- принята версия покойного проф. Загоровского об авторстве некоего переселенца по имени Воронег с Черниговского княжества всего лишь в 10 веке н.э. [16].В предыдущих главах эта тема рассматривалась достаточно подробно, возвращаться не будем: сегодня такая версия выглядит просто абсурдно, но, видимо, 40 лет назад была вполне себе в ходу.
В работе Л.П. Грот [17 ] содержится очень любопытный разбор топонимов такого далекого региона, казалось бы, от интересующего нас, как ...север Норвегии с его знаменитым Варангер-фьордом. Так вот, убедительно доказывается, что этимология этого названия никак не выводится из языков окрестных финно-угорских племен (саамы) и, что самое интересное, также и из норвежского языка германской группы. А вот, зато, в санскрите и других наиболее древних индоевропейских языках <var> - корень слов, связанных с тем или иным состоянием воды, ее источников, водоемов, водных потоков. Автор прослеживает многочисленные дошедшие до нас гидронимы с указанным корнем, распространенные от севера Европы до Центральной России. Приводится пример нескольких речек Варенга, оз. Варягское, гидронимы Варежка, Варик, Варлынка и т.д. Но в этих рассуждениях почему-то обходится тема происхождения гидронима Воронеж. (Корень –вар-вор- легко переходит друг в друга в зависимости от местности – диалекта - и эпохи). В 200 км восточнее Воронежа (реки и города) протекает река Ворона – приток Хопра. Река и сегодня довольно широкая, а в древнее время явно судоходная. Принято считать, что ее название происходит напрямую от «ворон» - птицы черной, как вода в данной реке, кажущейся таковой из-за темных лесных берегов. Такая вот вынужденно притянутая семантика. Вот только в изоглоссах (соответствиях) гидронимов России и аналогов ведической Индии Вороне российской соответствует Варуна санскритская – божество водных стихий. То есть, здесь опять присутствует все тот же «водяной корень» var. Воронеж, а в Велесовой книге он фигурирует как Вронженце, Воронежец вполне, особенно на сегодняшнем московском говоре, произносится как «Варонеж» - через –а-: с тем же корнем var в основе. Тогда получается, что Воронеж и Ворона обязаны своему названию древним ариям, обитавшим здесь до переезда на восток? Загадка остается. Понятно одно, границы поисков надо расширять от совершенно недопустимого 10 века н.э «вниз» по шкале времени на несколько тысячелетий.
Киммерийцы
Если сравнить карту распространения срубной культуры и границы обитания легендарных киммерийцев – см. рис.9, - то мы обнаружим удивительное на первый взгляд совпадение очертаний. Напомним вкратце читателю кто такие и что такое есть киммерийцы. Срубная культура, как было сказано ранее, основана, или принадлежала тем арийским родам, которые предпочли остаться на Русской равнине, а не участвовать в походах родственных племен из центра Евразии на юг и юго-восток – до Индии, Ирана и Аравии. О киммерийцах первым упоминает (раньше просто было некому) все тот же Геродот, ссылаясь на Гомера (Гимера-Кимера в иных транскрипциях) - возможно, выхода из того же народа. Киммерийцы упоминаются в Библии, но дело даже не в этом. Ученые определяют верхнюю границу появления киммерийцев в Причерноморье и вообще на исторической арене около 1400 г. до н.э. (3400 лет назад). А эта дата как раз совпадает с развитием и расцветом в тех же районах срубной археологической культуры. Закат же эры доминирования киммерийцев определяется в районе 800 лет до н.э. (2800 лет назад), что также совпадает с идентификацией в раскопах завершения срубной культуры и связывается с началом уже эпохи скифов.
Считается общепризнанной истиной, что киммерийцы – некие ираноязычные пришельцы из-за Волги и даже Урала. Ираноязычность киммерийцев определена, кстати, всего лишь по трем дошедшим до нас именам киммерийских вождей. Почему «из-за Волги» - да просто ни один здравомыслящий языковед не может вообразить себе ираноязычных пришельцев с запада, из Европы. Ибо «иранцы» должны были сначала как-то в эту Европу попасть, чтобы уже оттуда как-то переместиться на Русскую равнину – так получается географически. Поэтому вполне себе логично и естественно с точки зрения традиционной науки выведение ираноязычных киммерийцев (как впоследствии скифов и сармат) из Ирана, с Иранского нагорья – язык-то «иранский, значит, точно из Ирана – через Среднюю Азию, Южный Урал, Заволжье сюда, к нам – на Дон, Днепр, Азов. Вот только картина миграций древних ариев по Евразии, основанная на анализах ДНК, говорит о другом: арии (вернее, еще протоарии, так как именно легендарными ариями из Вед они становятся только по прибытии на Индостан) в процессе своих перемещений из Центральной Европы на восток разносили свой индоевропейский язык (язык ариев) с Русской равнины, в том числе, на Урал, в Среднюю Азию, в Иран, в Индию, где их изначальный язык, трансформируясь естественным образом, как и любой другой, по законам лингвистики постепенно становится иранским, скифским, ведическим (санскрит) и так далее. То есть до сих пор в энциклопедиях все поставлено с ног на голову: на самом деле иранский язык и все его производные произошли от языка древних ариев, как дочерние от материнского, но никак не наоборот! Поэтому, когда говорят об ираноязычности киммерийцев, скифов, сармат – тем самым вносится сумбур и сумятица в умы и недопустимая иллюзия, что некие «иранцы» тысячелетиями доминировали в Евразии, в итоге «скукожившись» до границ современного Ирана (Персии). Не было четыре тысячи лет назад никаких иранцев: были протоарии, арии Русской равнины, легендарные прародители, дошедшие до Ирана и Индии и осевшие там.
Точных данных по ДНК ископаемых останков именно киммерийцев пока не существует, в том числе и по причине невозможности идентифицировать те или иные останки в захоронениях именно как киммерийские. Но, если на одной и той же территории в одно и то же время обитали некие два народа (срубники и киммерийцы), то разве не логично предположить, что это был один и тот же народ, только называемый в разных источниках по-разному. Термину «киммерийцы» (как, впрочем, и многим другим), мы обязаны вездесущим грекам. Письменность – первая – появляется у греков где-то в 8 веке до н.э., до этого никаких письменных свидетельств с их стороны быть не может; реально о киммерийцах говорит Геродот только в 5 веке до н.э., когда тех уже, вроде как, и след простыл, а на той же территории сам Геродот фиксирует уже скифов. Но он знает о существовании каких-то киммерийцев, о которых упоминал Гомер – вот и все! Что было до них – ни грекам, ни кому бы то ни было неизвестно, просто греки знают о киммерийцах по каким-то дожившим до их эпохи слухам и Геродот их исправно записывает.
Киммерийцы и носители срубной культуры – «срубники» - это, получается, одно и то же и они есть арии Русской равнины, известные нам в ее южной части как киммерийцы. Севернее, даже северо-восточнее зоны обитания киммерийцев, но на тысячелетие ранее определяется уже упоминавшаяся фатьяновская культура. Здесь исследования ископаемых останков показывают полное доминирование по мужской Y-хрромосоме все тех же арийских родов гаплогруппы R1a (что и в срубной культуре). Чуть позже и практически в том же регионе определяется абашевская культура (4100-3700 лет назад), еще немного позже (3700-2900 лет назад), но уже восточнее – за Каспием и Южным Уралом – определяется адроновская культура – рис.6, сформированная все теми же ариями гаплогруппы R1a. Как видим, при таком «окружении» - срубники, фатьяновцы, андроновцы – киммерийцы физически не могли быть кем-то другим, чем такими же представителями арийских родов.
Скифы
О ранних скифах мы можем судить только со слов все того же Геродота. Существование скифской эпохи ученые определяют в пределах от 8 века до н.э. и до 3-4 веков до н.э. Считается, именно скифы сменили путем длительных войн киммерийцев в границах их обитания. Так же, как и у киммерийцев, у скифов определен мифический «иранский» язык (или же группа иранских языков). Составлен даже словарь скифских слов, притянутых через современный осетинский к персидскому. Но здесь также, как и в случае с киммерийцами, перепутаны причина и следствие. Как уже говорилось выше, распространение протоарийского, индоевропейского языка по Евразии шло по направлению запад-восток вместе с расселением ариев из Восточной и Центральной Европы на восток – в том числе на Иранское нагорье (через Кавказ и Среднюю Азию) и Ближний Восток, - а также в направлении юго-восток через Среднюю Азию до Афганистана и Индии.
Об этом говорят данные современных исследований ДНК поY-хромосоме как ископаемых останков, так и современного населения указанных районов – датировки указывают именно такое направление миграции арийских родов во II-I тысячелетии до н.э. Кроме того, последовательность археологических культур ариев и протоариев с запада на восток (шнуровой керамики, катакомбная, фатьяновская, срубная, абашевская, андроновская, БМАК) с их убывающими датировками по радиоуглеродному анализу от III тысячелетия до н.э до I тысячелетия до н.э. также подтверждает первичность в плане зарождения культур и языка ариев именно Центральной и Восточной Европы и дальнейшего их распространения в направлении запад- восток – юго-восток. Носители будущего индоевропейского языка прибывают на иранское нагорье только 3500-3000 лет назад (определено в том числе и по древним текстам «Авесты»), тогда как их первые следы зафиксированы на Русской равнине около 5000 лет назад. Язык еще в 19 веке назван иранским, индоевропейским условно и даже ошибочно: это язык ариев, разнесенный ими по всей Евразии в ходе миграций, язык в своей естественной многовековой трансформации и динамике, но, тем не менее, изначально, тысячелетия назад, бывший единым для племен гаплогруппы R1a.
Скифы на всем пространстве их обитания – от Карпат до Урала, Средней Азии, Западной Сибири – однозначно принадлежали по первопредку именно к роду R1a (определено по десяткам обнаруженных останков в древних скифских захоронениях по всей Евразии - ее центральной части)- [18]. Знаменитая война скифов с персидским царем Дарием, получается, не что иное как «разборка» родственных народов по поводу доминирования в Северном Причерноморье и на Кавказе. Дарий с гордостью позиционировал себя как «арий, сын ария», но сменившиеся со времени разделения арийских родов на скифские и иранские десятки поколений не позволили скифам к тому времени признать в нем свою родню и подчиниться. Да и язык, безусловно, за тысячелетие изменился до неузнаваемости, обрастая по мере продвижения ариев на юг и восток, местными наречиями и диалектами. Автору приятно отметить, что скифы не обошли своим вниманием и родной ему Воронеж: известны десятки скифских могильников на северной и северо-западной окраине города. В частности, знаменитая скифская чаша из коллекции Эрмитажа обнаружена именно здесь – рис.10. Скифы, также как и их предшественники из срубной культуры и наследники-сарматы и славяне не обошли вниманием характерное своим выгодным геостратегическим расположением междуречье Дона и Воронежа – рис.11.
Миграции ариев, или, вернее, еще протоариев, так как , строго говоря, именно ариями они становятся по прибытии на Иранское нагорье и Северную Индию и где это событие отражено, можно сказать, документально все в тех же эпосах «Авеста» и «Ригведа» - не были чем-то строго ориентированными: часть из них оставалась в первоначальных местах обитания, часть оседала в процессе дальнейших миграций от Урала вплоть до Индии и Ирана, а какая-то часть возвращалась из Зауралья обратно на Русскую равнину. Последнее обстоятельство, похоже, и отображено в Велесовой книге, где говорится о перемещении одного из арийских племен (упоминается о вожде племени праотце Ирии-Ореи-Ареи) из Зауралья, из некоего «Зеленого края» на запад, на «землю Русскую». Речь идет о 1100 годе до н.э. и рассказывается о трудной переправе этого народа через Ра-реку (Волгу) и о прибытии к «горам Карпенским» (Карпаты?) [19]. В предыдущей статье (главе) указывалось о доказанных многими авторами – древними и современными – изначальном формировании некоего проторусского ядра в середине I-го тысячелетия до н.э. в Северном Прикарпатье, откуда на рубеже эр началось движение проторусского этноса на восток – к Днепру и Дону. И, скорее всего, современные русины Закарпатья – вечно гонимые и преследуемые за свою «русскость» – и есть осколки того самого реликтового русского ядра, первооснова всех, без малого 200 миллионов, русских всего мира. Пока, к сожалению, нет сколь либо широких исследований по ДНК русинов – было бы очень любопытно узнать, проследить, сравнить в исторической динамике мутационные составляющие данного этноса с остальным русским миром. И если подтвердится более древнее происхождение русинов относительно «нас», остальных, тем самым еще раз докажется безусловная подлинность Велесовой книги, и окончательно прояснится изначальная и уникальная русская история.
В Велесовой книге попутно с описанием переправы русов через Ра-реку присутствует повествование о трудностях перехода какого-то народа через снежные горы мимо «моря Фарсийского» (Каспийского). Речь идет о каких-то еще более древних преданиях о скитаниях родственных русскому протоарийскому племени, и автор Велесовой книги посчитал заслуживающим внимания поместить этот рассказ на свои дощечки.
Далее, пройдя от скифов через сармат до славян и русов, мы установим, как все взаимосвязано – данные из различных источников – и как это важно для нашей сегодняшней самоидентификации.
Сарматы
Сарматы сменяют скифов на территории южной части Русской равнины постепенно, начиная с 6-5 веков до н.э., а то и позднее. И опять же, как и в паре «киммерийцы-скифы» в тандеме уже «скифы-сарматы» второму звену приписывается такое же появление из-за Волги и соответствующее подавление предшественников едва ли не до их полного уничтожения. Сарматские племена описаны как в древнегреческих источниках, так и в римских. Появлению самого этнонима «сарматы» мы обязаны уже не грекам, как в случае с киммерийцами и скифами, а определявшим все и вся в Европе в ту эпоху римлянам, так переписавших геродотовских «савроматов». Самоназвания же сарматских племен дошли до нас в нескольких вариациях: языги, роксоланы, аланы. К сарматским ученые также относят известные из истории племена берендеев и костобоков.
И опять, сарматам определен, предписан ученым сообществом все тот же иранский язык индоевропейской группы. Причем четко известно, что сарматский язык – тот же скифский, только «испорченный» (по словам Геродота) – или все тот же скифо-арийский диалект индоевропейского языка в своем естественном развитии. Некогда единый праязык постепенно, по мере миграций и обособлений его носителей распадается на десятки самостоятельных языков, имеющих все ту же индоевропейскую (протоарийскую) основу, легко выделяемую лингвистами.
Есть еще одна любопытная черта, связующая воедино сквозь тысячелетия киммерийцев, скифов, сармат, славян, русов – это, как ни анекдотически звучит – такая деталь одежды мужской части перечисленных народов, как ...штаны (брюки). Как залезли в них наши предки на заре цивилизации, так до сих пор мы их и носим и весь мир приучили. Ведь европейцы освоили эту деталь туалета только после наполеоновских войн начала 19 века, а до того (если вверить фрескам, гравюрам, картинам, описаниям современников) мужчины предпочитали какие-то колготки, рейтузы, гамаши. Римские легионеры ходили едва ли не в каких-то памперсах с голыми ногами, то же самое и германцы с греками – кто голый, кто завернутый в простыню и т.д. И только русские – в штанах! Кажется забавной мелочью, но, если вдуматься, штаны – отличная метка этноса, наш «вклад» в мировую цивилизацию.
Этнически сарматы должны быть родственны скифам, даже если они переместились в Европу из-за Волги пятьюстами годами позже (как это принято считать). В работе [20] доказывается, что в паре скифы-сарматы на территории юга Русской равнины и Северного Кавказа на протяжении нескольких веков происходила всего лишь замена скифской элиты сарматской с сохранением этнически неизменным основного населения. В Велесовой книге этноним «сарматы» не встречается ни разу, то есть это ни в коей мере не было их самоназванием. Автор Книги отмечает стычки русов с языгами и называет берендеев союзниками. Что касается роксолан, то здесь сложнее: если все источники, включая античные, относят роксолан к сарматам, то в Велесовой книге они также часто упоминаются, но только в форме «русколаны» и уже как одно из самоназваний формирующегося в первые века н.э русского этноса. Впрочем, еще античные авторы утверждали, что сарматы обитали не только в Причерноморье, но и гораздо севернее – упоминаются истоки Днепра и Дона, то есть, лесная зона Русской равнины. Однозначно, если при древних греках все обитатели данного региона (наши предки) именовались скифами, то уже в период Рима и далее Византии – сарматами. Так многие древние авторы помещали сармат, в том числе, и на побережье Балтики [21], а китайские летописцы отводили асам (аланам) все пространство Сибири. Но почему-то археологические культуры рубежа Старой и Новой эр на огромных пространствах от Эльбы до Волги и от Карелии и едва ли не до Воронежа именуются «балтскими», а их населению приписывается некий «балтский» язык. Такова сила исторических традиций.
Славяне
Как же именно формировался в начале Новой эры среди родственных племен и народов именно русский этнос? В середине I-го тысячелетия до н.э. племя, именующее себя русами (происхождение этнонима так и остается до конца неразгаданным) обитает в районе Северных Карпат. От соседей - родственных племен – его отличает приверженность к древней арийской ведической религии предков, системе философских знаний, хранимых и передаваемых из поколения в поколение жрецами-волхвами. Нравственно-этические нормы русов, подтвержденные многотысячелетней практикой, оказываются привлекательными для таких же славян-соседей. Русы и славяне – это практически идентичные в ту эпоху понятия, но, все же последнее имело тогда и сейчас более широкое толкование.
На переломе эпох и Эр в Центральной и Восточной Европе из скифо-сарматского мегаэтноса выделяется, кристаллизуется славянский мир, а внутри него существует и притягивает к себе соседние племена относительно небольшое ядро русов. Около 150 года до н.э. русы выдвигаются от Карпат (причины этого движения в данной работе не рассматриваются) в сторону Днепра и Дона, где в первых веках н.э. начинает формироваться будущий русский этнос. Славянские племена кривичей, вятичей, дреговичей, полян, дулебов, северян, радимичей постепенно становятся Русью. Ну, и практически сразу, на Русь, Русколань начинают накатывать волны иноязычных, иноплеменных (уже не индоариев) завоевателей: готы-гунны-авары-булгары-хазары и так далее. Но это уже отдельная история.

Список источников и литературы:
1. dic.academic.ru/dic.ncf/ruwiki/56154.
2. Григоренко А.М. Великий и могучий, происхождение русского языка. (С сайта grigam.ueuo/velik-mog/).
3. Клесов А.А. Происхождение славян: ДНК-генеалогия против «норманнской теории». –М.: Алгоритм, 2013. Он же: Занимательная ДНК-генеалогия. – М.: Вече, 2013.
4. gentis.ru/info/ydna-tutorial/Russian.
5. Клесов А.А. Миграции ариев от 6000 до 3000 лет назад. (Статья на сайте Переформат.ру.)
6. haplogroup.narod.ru/tatar.html.
7. www.garshin.ru/evolution/anthropology/populations/haplogroups/y-dna/g-y-hg/index.html.
8. dna-academy.ru>wp-content/uploads/9-2-2016.pdf.
9. arheologija.ru/fatyanovskaya-kultura-2/.
10. Захарова Е.Ю. Сосуды со знаками срубной общности эпохи поздней бронзы. - Воронеж: Центр-Черн. Книжное изд-во, 2000.
11. www.eupedia.com/europe/Haplogroup-R1a-Y-DNA.shtml.
12. veclasocial.ru/sanskriti pusskiy.html.; arimoya.ru/History/north-ariya.html.
13. Клесов А.А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии. – М.: Книжный мир, 2015.
14. landopedia.ru/2012/07/22/язык-басков/.
15. rodobogie.org/content/drevnerusskiy-yazyk-i-sanskrit-kto-chey-predok-chast-2.
16. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» - Изд-во Воронежского ун-та, 1971.
17. pereformat.ru/2013/07/toponimica-russkogo-severa/.
18. Клесов А.А. Кто такие скифы, кто их предки и потомки? (Статья на сайте Переформат.ру).
19. Гнатюк В., Гнатюк Ю. Велесова книга. –М.: Амрита, 2011.
20. Васильева Н.И, Петухов Ю.Д. Великая Скифия – протороссийская империя. (С сайта adm.ru/books/).
21.Абрашкин А.Н. Скифская Русь от Трои до Киева. (С сайта adm.ru/books/).

Автор - studenh
Дата добавления - 02.10.2016 в 11:19:26
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Становление древнерусского этноса от 5000 лет назад (часть2) (Окончание темы)
Страница 1 из 11
Поиск:
Загрузка...

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2016); Сайт управляется системой uCoz