[ Литературные клубы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Plotnick 
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Славяне в I-м тысячелетии до н.э. (часть 1)
Славяне в I-м тысячелетии до н.э. (часть 1)
studenhДата: Понедельник, 07.08.2017, 12:47:22 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
ПРАСЛАВЯНСКИЕ КУЛЬТУРЫ I-го тысячелетия до н.э.
Аннотация. Продолжение серии статей о древнейшей истории Руси-России. Исследуются археологические культуры Европы (в основном, Восточной Европы и Русской равнины) периода от 3000 до 500 лет до н.э. на предмет обнаружения именно праславянских культур I-го тысячелетия до н.э.
Ключевые слова: арии, гаплогруппы, праславяне, культуры, погребальный обряд, керамика, балты, финно-угры, кельты.

Базовая предпосылка данной главы: обоснованный в предыдущих разделах [1 ] тезис о развитии арийских, постарийских и праславянских структур на основе культуры «шнуровой керамики (КШК)-боевых топоров». На схеме 1 отображены археологические культуры Центральной и Восточной Европы, а также Русской равнины по состоянию на 3000 год до н.э. (Под Восточной Европой здесь и далее понимается территория нынешних Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии). Этническая ситуация в данной зоне Евразии будет рассмотрена с временным шагом в 500 лет вплоть до 500 года до н.э.. Таким образом мы попытаемся «уловить» выделение и появление конкретно славянских культур в общем арийско-постарийском потоке. Напомним, что к постариям автор относит все евразийские культуры киммеро-скифо-сарматского мира, а к ариям – именно и непосредственно племена, сумевшие мигрировать за полтора тысячелетия из Восточной Европы в Индию-Иран-Переднюю Азию.
1. 3000 год до н. э.
Вернемся к схеме 1. Археологические датировки существования КШК-боевых топоров (№1) определены в пределах с 3200 по 2300 годы до н.э., то есть, около тысячи лет. Понятно, что на схеме здесь и далее представлена некая обобщенная фаза развития КШК в пространстве. Границы культуры показаны не на конкретный момент времени, а в целом по выявленным археологами «очагам». Надо понимать, что границы этой и всех впоследствии упоминаемых культур достаточно условны, аморфны и пластичны. Поэтому понять какая конкретно была конфигурация культуры в определенный момент времени – задача весьма трудоемкая. Как КШК выглядела изначально, мы точно не знаем. Установлено только, что к 3000 году до н.э. ее западная окраина достигала Атлантики, а северная – располагалась в Скандинавии. А вот ее восточный «язык» сформировался несколько позднее, и это – Фатьяновская культура - №2 на схеме (2500-2000 годы до н.э.).
Северным соседом «шнуровиков-фатьяновцев» являлась культура ямочно-гребенчатой керамики - №5 (4200-2000 лет до н.э.), населяемая - скорей всего - представителями палеоевропейской гаплогруппы I. Тут дело в том, что предполагаемое время начала существования этой культуры (4200 лет до н.э.) не согласуется со временем прихода в данную зону других возможных ее обитателей - финно-угорских племен - носителей гаплогрупп N, N1, N1c из Зауралья – они еще «не дошли» [2]. Арии (протоарии) к указанному сроку также не могли добраться так далеко на север (пока, по крайней мере, нет тому свидетельств). Так что методом исключения остаются только палеоевропейцы-автохтоны. Одновременно с так интересующей нас КШК в периоде 3400-2300 лет до н.э. определена палеоевропейская культура шаровых амфор - №3 - это северная часть Центральной Европы. Южнее – Баденская, также палеоевропейская, культура - №2 на схеме (3600-2800 годы до н.э.).
Среднеднепровская культура - №6 (3200-2300 годы до н.э.). Ученые относят ее к варианту культуры шнуровой керамики. С полным основанием мы предполагаем (см. предыдущую работу), что данную культуру оставили после себя арии из культуры КШК, сместившиеся сюда с северной части Восточной Европы. Правда, возможен еще вариант, при котором Среднеднепровская культура являла собой завершающую фазу Трипольской культуры, также основанной еще протоариями гаплогруппы R1a (по некоторым признакам [3]) в еще более ранние времена – IV-III тысячелетии до н.э.
Трипольская культура (отмечена в Румынии, Молдавии, Зап. Украине): орнамент на керамике включает помимо традиционного арийского солярного знака свастики – (четырех и восьми лопастной), также и точное воспроизведение известного из древней китайской философии символа «Инь» и «Янь». Последнее не может быть простым совпадением, учитывая, что Трипольская цивилизация существовала гораздо ранее всех известных древних китайских царств, а уж тем более китайских философов. Но вот китайская общность этноса «хань» (первопредков современных китайцев) – группа культур «Яньшао» - отмечена в тех же временных рамках, что и Трипольская. И удивительное дело: в современной провинции Хэннань Центрального Китая, который считается ядром формирования древнего китайского государства, среди мужской части населения проживает 7% потомков все той же арийской гаплогруппы R1a [4]. Удивительно, что она вообще там есть. Культурно-торговые обмены разных концов Евразии в ту эпоху вряд ли были возможны, но вот сохранение древнейших мистико-религиозных основ еще праарийского первоэтноса по мере его расхождения по континенту еще 20-10 тысяч лет назад вполне допустимо и даже, как видим по керамике, осязаемо. И еще один аргумент в пользу арийского происхождения Триполья. Если по ископаемым останкам выделить и изучить мужскую Y-хромосому не удалось, то вот по женской митохондриальной известны опубликованные совсем недавно данные по 8 образцам. У пяти из них оказались гаплогруппы H (еще T и два U), они же митохондриальные женские гаплогруппы наиболее часто встречаемые, сопутствующие праарийской и арийской мужской гаплогруппе R1a по Y-хромосоме – (данные из Википедии).
Под №8 на схеме 1 представлена Ямная культурно-историческая общность (КИО) – 3600-2300 годы до н.э., – и входящая в нее локальная культура Днепро-Донецкая - №7 (4000-2000 годы до н.э.). В предыдущей работе [1] мы определили, что эти культуры принадлежали представителям европеоидной гаплогруппы R1b – по мужской Y-хромосоме – или же «эрбинам», по определению Клесова [5].
Под №4 на Балканах мы видим Езерскую культуру (3300-2700 годы до н.э.) – там мы предков славян за 3000 лет до н.э. искать не намерены: в той зоне идут сложные процессы становления будущего греческого этноса (ахейцы, данайцы, микенцы и т. д.) на основе местных и пришлых народов, в том числе, безусловно, и протоариев, но к славянам этот «этнококтейль» пока не относится.
Нам гораздо ближе Волосовская - №9 (3100-1800) и Балановская - №10 (3000-2000) культуры, различий между которыми гораздо меньше, чем сходства. Что касается Волосовской культуры, то к какому только этносу ее не старались «пристроить»: тут и финно-угры, и некие «камско-уральские народы», и все те же предки балтских народов, и реликт населения Верхне-Волжской культуры (из более раннего исторического периода)... Но есть несколько фактов, которые приводят нас к убеждению, что «волосовцы» - это всего лишь предки «фатьяновцев». Обе эти культуры, во-первых, определены практически в одних и тех же границах (Фатьяновская - №7 на схеме 1), где Волосовская предшествует и затем существует как бы параллельно с Фатьяновской в одних временных рамках. Во-вторых, краниология говорит о европеоидности волосовцев с некоторой долей присутствия монголоидности лапаноидного типа. В-третьих, материальные признаки на стоянках и селищах обеих культур зачастую перекликаются. В-четвертых, если погребальный обряд у волосовцев изначально соответствует «эрбинскому» трупоположению покойных – на спине вытянуто, то во второй фазе развития культуры он становится общепринятым для арийских культур – на боку скорчено [6].
Получается так: к 31 веку до н.э. на территорию Верхне-Волжской культуры (5200-3500 годы до н.э. примерно в границах Фаьяновской), принадлежащей «эрбинам» гаплогруппы R1b (по мужской Y-хромосоме), с запада вторгаются первые арии из культуры боевых топоров и начинают «поджимать» эрбинов к востоку и югу, постепенно заполняя их жизненное пространство. Так зарождается и постепенно трансформируется Волосовская культура, которая постепенно, по мере освоения ариями новых для себя территорий к 2500 году до н.э. становится по совокупности признаков - в том числе и по данным анализов ископаемых ДНК - Фатьяновской (арийской).
Балановская культура - №10 на схеме 1 (3000-2000 годы до н.э.) входит в орбиту Фатьяновской. Под № 11 обозначена Суртадинская культура (3000-2000 годы до н.э.) – наверное, первая отметка ариев на их долгом пути от Фатьяновской (и срубной КИО) культуры к Южному Уралу и в Закаспий, о чем было доложено в предыдущих главах [4].
На отметке 3000 лет до н.э. мы наблюдаем «мирное сосуществование» протоарийских племен гаплогруппы R1a с представителями палеоевропейской гаплогруппы I (I1, I2) в Центральной и Восточной Европе, на севере Русской равнины, а также начало экспансии протоариев в зону эрбинов – ямную КИО. На рубеже между 3000 и 2500 годами до н.э. на территории Волосовской и далее Фатьяновской культур формируется ядро ариев-мигрантов на восток Евразии.
2. 2500 год до н.э.
В начале IIIтысячелетия до н.э. идиллическая картина сосуществования разных родов в Европе заканчивается, старая Европа уже никогда не будет прежней: из Северной Африки на Иберийский полуостров вторгаются орды эрбинов гаплогруппы R1b, откочевавших сюда за тысячелетия с территории Русской равнины и Южного Урала через Кавказ, переднюю Азию и Египет [7 ].
На схеме 2 под №11 показана культура колоколовидных кубков (ККК) -2800-1900 годы до н.э., - образованная именно ими. Двойная линия на территории культуры шнуровой керамики (здесь она под №1) означает крайний предел распространения эрбинов с юго-запада континента на восток и соответственные тому «территориальные потери» шнуровиков-протоариев. Это современные Бельгия, Голландия, Германия, Чехия, Швейцария. В течение жизни всего 2-3 поколений эрбины сметают на своем пути палеоевропейские культуры баденскую и шаровых амфор, причем с физическим истреблением аборигенов, таких же белых европеоидов. Имеются следы битв эрбинов ККК с протоариями КШК на территории современной Германии [8].
Под давлением эрбинов протоарии покидают Западную Европу, отходят от берегов Атлантики и Рейна на восток, за Эльбу, формируя к 2500 году до н.э. в Верхнем Поволжье (сегодня это Центральный федеральный округ) Фатьяновскую культуру -№7 на схеме 2 на месте Волосовской.
В данный период продолжает существовать культура ямочно-гребенчатой керамики (ЯГК) – здесь она под №2, Среднеднепровская -№3, определенная как локальный вариант КШК-боевых топоров, а также Днепро-Донецкая в ее завершающей фазе - №4, - основанная, как это было показано в предыдущих главах, эрбинами. Также «живы», основанные ариями Суртадинская культура - №9 (3000-2000 гг. до н.э.), и Афанасьевская - №6 (2500-1800 гг. до н.э.), а также Балановская -№8 3000-2000 гг. до н.э.). А вот в Причерноморье, на Дону и в Нижнем Поволжье ямную КИО сменяет катакомбная - №10 (2500-2000 годы д н.э.), которую в начальной фазе продолжают заселять «ямники» эрбинской гаплогруппы R1b, а вот в последующем со стороны Среднеднепровской их сменяют уже арии гаплогруппы R1a. Те в свою очередь формируют предпосылки для функционирования на той же примерно территории уже срубной КИО и в дальнейшем – на ее основе – культур киммеро-скифского круга.
В юго-восточном «углу» Прибалтики (примерно территория современной Калининградской обл.) появляется Висло-Неманская культура - №5 (2600-1800 годы до н.э.), которую принято считать локальным вариантом все той же КШК-боевых топоров. Что подтверждает и принятый здесь погребальный обряд: трупоположение покойных – типичное для КШК и ариев в целом - «на боку скорчено». К этой культуре мы еще обратимся в следующих временных диапазонах, так как будущие вездесущие и всеохватные «балты» обязаны своим появлением именно висло-неманцам.
3. 2000 год до н.э.
На этом рубеже картина археологических культур меняется кардинальным образом – см. схему 3. По-прежнему все еще отмечается ямочно-гребенчатая керамика - №1, продолжают мирно сосуществовать на одной и той же территории Волосовская (№3) и Фатьяновская (№6) культуры, в зоне которых появляется разделенная на два кластера Абашевская культура №8 (2200-1700 гг. до н.э.), восточный из которых определен нами ранее как арийский. На месте катакомбной КИО образуется срубная КИО - №7 (2000-1500 годы до н.э.) и входящая в нее Бабинская культура - №10 (2200-1800 годы до н.э.), определенная также ранее как постарийская.
Следом на огромных пространствах Зауралья – Средней Азии вплоть до Монголии с 23 века до н.э. по 10 век до н.э. существует Андроновская культура - №9 и соседствующая с ней Афанасьевская - №4 (2500-1800 гг. до н.э.). Обе арийские и постарийские – своеобразные трамплины для предстоящего в середине II-го тысячелетия до н.э. «прыжка» ариев в Афганистан-Индию и на Иранское нагорье. В этот же период «возникает» Синташтинская культура - №11 (2100-1800 годы до н.э.) – как промежуточное звено на пути ариев от Фатьяновской и срубной КИО к Андроновской. Именно здесь обнаружены знаменитые на весь мир протогорода Синташта и Аркаим. В зоне центральных Карпат появляется культура Отомань - №12 (2100-1700 лет до н.э.). Ну, и пока «на месте» западноевропейская культура пришельцев-завоевателей старой Европы – культура ККК (№5). Культура Отомань по некоторым признакам считается относящейся к общности колоколовидных кубков (эрбины): погребальный обряд – кремация. Тут, действительно, едва ли можно вести речь о ее принадлежности к постарийскому миру, основной отличительный признак отношения к которому – это погребение покойных скорчено на боку. Висло-Неманская (как бы «протобалтийская») культура также представлена на момент 2000 года до н.э. - №2 на схеме.
Теперь, внимание! – о «белой археологической дыре»... На схеме 3 мы можем наблюдать сплошное белое пятно на огромных просторах Восточной Европы от Ютландии до верховьев Дона: в окружении культур (между ними) ККК, ЯГК, Висла-Неман, Фатьяновской, срубной и Отомань не отмечено НИЧЕГО заслуживающего в этом смысле внимания. На схеме 4 для наглядности отдельно показано это не занятое ничем и никем пространство (заштрихованная область). Культура шнуровой керамики-боевых топоров, существовавшая на этом месте с 3200 по 2300 годы до н.э., куда-то исчезает и в течение следующих 600-800 лет в этой зоне Европы не отмечено сколь-либо существенных археологических культур. 800 лет! Два десятка человеческих поколений здесь не то что не развивалась цивилизация, но, получается, вообще никто не жил?!
На всякий случай для наглядности упомянем современные государства, вписанные в это «белое пятно»: северо-восток Германии, вся Польша, Белоруссия, север и северо-запад Украины и запад российского Черноземья. 800 лет безлюдья – как такое могло оказаться? И даже не удалось отыскать каких-либо комментариев по этому поводу. Заговор молчания. Разумеется, какой-то народ там жил, вот только не отмечено поселений, крупных стоянок, не говоря уже о городищах. И где в таком случае помещаться праславянам? Арии ушли (сместились) на восток и юго-восток, но арии – это род R1a субклада Z93 и нижеследующих, а где же в таком случае праславянский род R1a-Z280, оставшийся на месте где-то в Восточной Европе и отмеченный сегодня у половины мужского славянского населения? Где они «прятались» все это время? – попробуем разобраться...
4. 1500 лет до н.э. – схема 5.
Может, на этой временной отметке проявятся их следы? Восточный «куст» арийских и постарийских культур живет в это время своей жизнью. К этому времени первые арии уже вторгаются в Индостан и Иран, а в евразийских степях ими оставлены постарийские культуры – «эмбрионы» киммеро-скифо-сарматского мира: Приказанская - №9, Покровская - №10, Петровская - №7, Поздняковская - № 12. О них более подробно изложено в предыдущей работе. В этом процессе участвует и оставшееся, не ушедшее с сородичами на юг, население Андроновской - №5 и Афанасьевской - №1 культур.
К 1500 году до н.э. срубная КИО распадается на ряд послесрубных постарийских культур, из которых наиболее значимые для наших поисков могут оказаться культуры Сабатиновская - №11 (1800-1200 годы до н.э.), Покровская - №10 (1800-1500 годы до н.э.) – как перекрывающие территорию Среднего Дона – и Сосницкая - №8 (1500-1000 годы до н.э.). Начиная с 16 века до н.э. на территориях, прилегающих к северу-западу и северу срубной КИО начинает формироваться Тштинецко-Комарницкая культура - №3 (1500-1100 годы до н.э).
Рассмотрим подробнее европейские археологические культуры данного периода, унаследовавшие двум глобальным культурно-историческим сообществам: срубной и культуре шнуровой керамики. Висло-Неманская культура к 1500 году до н.э. и далее археологами не отмечается. Возможно, именно она послужила базой для формирования впоследствии на прилегающих территориях балтийского этноса, а именно: пруссов, литовцев, латышей. Причем в этнообразовании участвовали – как это считает большинство ученых – помимо основной составляющей – постарийской структуры гаплогруппы R1a – и подошедшие с востока и северо-востока в I тысячелетии до н.э. уральские племена гаплогруппы N1c. Следы подобного «перемешивания» мы можем наблюдать в современном генетическом составе прибалтов, причем их языки, (кроме эстонцев) относят к индоевропейской языковой общности. Характерно, что литовский язык принято считать одним из наиболее близких к санскриту (мертвый язык арийской Индии) [9].
Унетицкая культура -№6 (1800-1500 годы до н.э.). Известны несколько результатов по палеогенетике ее обитателей: два определены, как относящиеся к автохтонной палеоевропейской гаплогруппе I2, один – также автохтон из гаплогруппы G2a и один арийский, вернее, протоарийский, гаплогруппы R1a, но древнего субклада с расчетной датировкой порядка 6 тысяч лет до н.э. То есть, по генетическому составу можно говорить о некоем симбиозе Унетицкой культуры из соседних и предшествующих культуре шнуровой керамики – Баденской, шаровых амфор. Есть данные о влиянии культуры колоколовидных кубков и даже крито-микенской цивилизации.
Показательным является погребальный обряд Унетицкой культуры. Несмотря на различный генетический состав (симбиоз), основной способ захоронений арийский: в скорченном положении на боку в каменном ящике или в деревянном гробу, как под курганом, так и вне. Таким образом, мы узнаем о сильнейшем культурологическом воздействии именно протоарийской культуры боевых топоров (КШК). Это воздействие скажется и в дальнейшем. Через несколько веков в зоне Унетицкой культуры возникает знаменитая и широко известная, определявшая все в Европе того времени, Гальштаттская культура, однозначно приписываемая кельтам, вернее, протокельтам. А поскольку язык кельтов входит в индоевропейскую общность, перенять они его могли именно и только от «индоевропейцев» - ариев Восточной Европы (равно как и древний погребальный обряд соседей-«шнуровиков»).
Протокельты еще со времен Унетицкой культуры перенимают погребальный обряд соседней культуры и со временем переходят и на их язык. А подобный кульбит в сознании возможен лишь в двух случаях: либо при завоевании и насильственной ассимиляции (подобно деяниям конкистадоров в Америке), либо протокельтам просто было выгодней и удобней существовать в мировоззренческих и культурных координатах соседей протоариев-шнуровиков. Вот где сказалось влияние вроде бы исчезнувших с 23 века до н.э. культуры боевых топоров на дальнейшую жизнь Западной Европы. В дальнейшем кельты на несколько веков становятся доминирующим этносом Европы на просторах от Карпат до Ирландии. Но к праславянам мы их отнести никак не можем, хотя в последней фазе в Унетицкой культуре отмечен переход от погребения с труположением на боку на кремацию. Но это обстоятельство к 11 веку до н.э. становится общим, как для праславянской Восточной Европы, так и для кельто-германской Западной.
Сабатиновская культура - №11 (1800-1200 годы до н.э.) – в предыдущей главе определена как постарийская, киммерийская, в дальнейшем переходит в культуры скифского круга. Покровская - №10 (1800-1500 гг. до н.э.), в зону которой входит территория Среднего Дона. Находится на пути «срубников»-ариев из Причерноморья, от Дона через Среднюю Волгу к Уралу и далее к Петровской и Андроновской культурам через Приказанскую и Поздняковскую культуры. Поздняковская культура - №12 (1500-1000 гг.э до н.э.) считается основанной «срубниками», в том числе и по особенностям трупоположения в могилах – скорчено на боку. Думается, с таким же успехом они могли быть и «фатьяновцами». Как бы там ни было, по крайней мере, вплоть до 11 века до н.э. (а возможно и далее) современную Московскую область занимали постарийские племена (а не мифические балты).
Сосницкая культура -№8 (1500-1000 гг. до н.э.): территориально промежуточная от срубной КИО к Тштинецко-Комарницкой культуре (о ней ниже). Если Покровская культура оказывается восточным «осколком» срубной КИО, а Сабатиновская южным, то Сосницкая – северо-западным. В начальной фазе культуры погребения осуществлялись, как это и принято в арийских племенах – скорчено на боку, а вот в конечной преобладает кремация (это уже метка праславян?), трупосожжение, становящееся традиционным способом похорон почти для всех этносов Европы. Начиная с 16 века до н.э. на территориях, прилегающих к зоне срубной КИО с севера и северо-запада начинает формироваться Тштинецко-Комарницкая культура (ТКК) -№3 (1500, по некоторым источникам 1900 -1100 гг. до н.э.). Есть предположения о значительно большем ареале данной культуры [10] – от Эльбы вплоть до Верхнего Дона – на схеме эта предполагаемая граница обозначена пунктиром. Интересно, что в одну и ту же эпоху на рубеже II и I тысячелетий до н.э.погребальные обряды у постарийских народов меняются кардинально: племена киммеро-скифо-сарматского круга начинают располагать своих покойных на спине вытянуто, а вот их родственники праславяне – кремировать. Пока не совсем понятно, что могло заставить и тех и других изменить обычаям предков: то есть положению «на боку скорчено».
По поводу этой культуры в Wiki указано: «...возникла в результате развития и консолидации центральной группы культур шнуровой керамики». Если верно предположение о начальной фиксации рассматриваемой культуры с 1900 года до н.э., то все равно получается минимум 400 лет «безвременья и бескультурья» именно в зоне будущей ТКК. То есть, таков период времени между концом культуры шнуровой керамики-боевых топоров (2300 год до н.э.) и началом культуры ТКК (1900 год до н.э.) на той же территории. Загадка «белой археологической дыры» остается - см. рис.4. Данных по анализу ДНК ископаемых останков ТКК нет, но погребальный обряд, опять же, как и в соседней Сосницкой культуре – «скорчено на боку» в начальной фазе развития культуры – и кремация – в завершающей.
Подводя промежуточный итог о периоде порядка 1500 лет до н.э. можно сказать следующее. Если на рубеже 2500 лет до н.э. мы наблюдаем в Европе (Центральной, Восточной, на Русской равнине) некое единство протоарийского мира (см. схему 2) в виде общности культур КШК-боевых топоров и зарождающихся арийских культур Фатьяновско-Абашевского типа с выходом из последних части племен за Урал, то к 1500 году до н.э. наметилась их явная сегрегация. На базе послесрубных структур формируются культуры киммеро-скифского мира (№№ 11, 4, 10, 9, 7, 5 на схеме 5), с основным населением по гаплотипу R1a субклада Z93 и нисходящих. А вот оставшиеся в Восточной Европе такие же «постарии» гаплогруппы R1a, но родственного субклада Z280, объединяются в культуры Сосницкую и Тштинецко-Комарницкую ( с входящими в них локальными, местными субкультурами). И надо полагать, это и есть искомые зоны первоначального расселения праславян.
В академическом труде [11] указано: «Целый ряд исследователей (А.Тардовский, Б.Р. Гарнунг, В.Гензель, П.И.Третьякова, А.И.Треножкин, С.С. Березанская) считает возможным выводить прародину славян или первичное размещение славян к Тштинецко-Комарницкой культуре...» Ну что ж, вслед за академиками мы на правильном пути, коли независимо от них «нащупали» следы праславян в столь далекую эпоху (средняя бронза).
5. Период 1000 лет до н.э. (схема №6)
На представленной схеме просматривается формирование нескольких основных блоков культур Европы данной эпохи. В Центральной и Восточной Европе складывается культура полей погребальных урн (ППУ) - №1 (1200-800 годы до н.э.). К ней же относят – непонятно почему – Лужицкую культуру - №2 (1300-400 гг. до н.э.) – мы к ней еще вернемся. В Причерноморье и на Русской равнине по-прежнему фиксируются Приказанская - №4 (1600-900 гг. до н.э.) - и Поздняковская - №8 (1500-1000 гг. до н.э.) - культуры, но пребывают они к этому рубежу в своей конечной фазе. Постарийское «послесрубное» население этих территорий к 1000 г. до н.э. покидают по неустановленным причинам (климат?) обжитые за полтысячелетие места и включаются в общий процесс постепенного смещения постарийских племен в Заволжье и в Закаспий, в южноуральские степи, где впоследствии они станут савроматами-сарматами.
В междуречьи Днепра и Дона (в их среднем течении) практически на месте Покровской культуры из предыдущего периода – №10 на схеме 5 – определена Бондарихинская культура - №6 (1100-750 гг. до н.э.). От Карпат до Донца протянулась Чернолесская культура - №7 (1000-750 гг.до н.э.) и практически сливающаяся с ней Белогрудовская – также под №7 (1100-75- гг. до н.э.). Известная нам по предыдущему периоду Сосницкая культура указана здесь под №3 (1500-1000 гг. до н.э.) – к 10 веку до н.э. она прекращает свое существование, то есть трансформируется, «переходит» к следующей стадии развития под другим названием. К этому блоку культур можно отнести и Белозерскую - №5 (1200-1000 гг. до н.э.). На Нижней Кубани, в Приазовье и востоке Крыма определена Кобяковская культура - №10 (1400-1000 лет до н.э.).
Все перечисленные культуры относятся к постарийскому киммеро-скифскому миру (см. предыдущую главу). Но вот Чернолесская, по мнению академика Рыбакова и М. Гумбутас – как уже указывалось – могла быть «предковой для славян». Но это их мнение. С нашей точки зрения, Бондарихинская культура (по некоторым признакам) имеет для этого не меньше оснований, но пока нет достоверных данных по анализам ископаемых ДНК на гаплогруппы и их субклады, абсолютно утверждать о каких-то славянах во второй половине II тысячелетия до н.э. на территории Северного Причерноморья, Приазовья, Поднепровья, Подонья говорить не приходится. Повторимся: пока...
Иное дело Лужицкая культура - №2 (1300-400 годы до н.э.) – занимавшая, в основном, современную Польшу – и Жаботинская той же эпохи, но располагавшаяся в Западных Карпатах (8-7 века до н.э.) – на схеме не показана. Лужицкая культура территориально примыкает и по времени следует сразу «за» Тштинецко-Комарницкой культурой из предыдущего периода - № 3 на схеме 5. Имеется результат на ДНК по ископаемому образцу – и это искомый нами «праславянский субклад» Z280 гаплогруппы R1a! Или же предковый субклад для половины мужского населения современных России-Украины-Польши. Погребальный обряд – кремация, что как раз с рубежа II-I тысячелетий до н.э. становится характерной славянской погребальной меткой. Повторимся еще раз: до примерно этого времени арии и постарии, как праславяне, так и киммеро-скифы хоронили своих покойных в положении «на боку скорчено», а вот позже первые переходят на кремацию, а вторые продолжают хоронить своих в могилах, но уже на «спине вытянуто». Что послужило тому причиной – пока неизвестно, да это и за пределами задач данного повествования. Между прочим, по академику Рыбакову «...лужицкое единство ученые нередко называют венетским (венедским)» - то есть, перекинут мостик от Лужицкой культуры уже и к вендам-венедам I-го тысячелетия до н.э [12] .
Культура полей погребальных урн - №1 охватывает почти всю Центральную и Восточную Европу. Названа она так по обычаю тогдашних европейцев помещать прах своих кремированных покойных в особые урны на своеобразных кладбищах. При этом неизвестно: лужицкие праславяне перешли на общеевропейский обряд, или же наоборот, вся Европа той поры подверглась такому мощному культурному воздействию культуры праславянской. И здесь возникает большой вопрос о языках той эпохи. Ясно, что протоарии, арии и постарии (а значит, и праславяне) говорили на индоевропейских языках, или, что вернее, на каких-то арийских, а вот когда на них перешла вся Европа – единого мнения на этот счет не существует. И в этих рамках надо вести речь, возможно не о вхождении Лужицкой культуры в качестве локального варианта в культуру ППУ, а наоборот: сами эти «поля» сформировались под влиянием Лужицкой.


Сообщение отредактировал studenh - Понедельник, 07.08.2017, 13:21:08
 
СообщениеПРАСЛАВЯНСКИЕ КУЛЬТУРЫ I-го тысячелетия до н.э.
Аннотация. Продолжение серии статей о древнейшей истории Руси-России. Исследуются археологические культуры Европы (в основном, Восточной Европы и Русской равнины) периода от 3000 до 500 лет до н.э. на предмет обнаружения именно праславянских культур I-го тысячелетия до н.э.
Ключевые слова: арии, гаплогруппы, праславяне, культуры, погребальный обряд, керамика, балты, финно-угры, кельты.

Базовая предпосылка данной главы: обоснованный в предыдущих разделах [1 ] тезис о развитии арийских, постарийских и праславянских структур на основе культуры «шнуровой керамики (КШК)-боевых топоров». На схеме 1 отображены археологические культуры Центральной и Восточной Европы, а также Русской равнины по состоянию на 3000 год до н.э. (Под Восточной Европой здесь и далее понимается территория нынешних Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии). Этническая ситуация в данной зоне Евразии будет рассмотрена с временным шагом в 500 лет вплоть до 500 года до н.э.. Таким образом мы попытаемся «уловить» выделение и появление конкретно славянских культур в общем арийско-постарийском потоке. Напомним, что к постариям автор относит все евразийские культуры киммеро-скифо-сарматского мира, а к ариям – именно и непосредственно племена, сумевшие мигрировать за полтора тысячелетия из Восточной Европы в Индию-Иран-Переднюю Азию.
1. 3000 год до н. э.
Вернемся к схеме 1. Археологические датировки существования КШК-боевых топоров (№1) определены в пределах с 3200 по 2300 годы до н.э., то есть, около тысячи лет. Понятно, что на схеме здесь и далее представлена некая обобщенная фаза развития КШК в пространстве. Границы культуры показаны не на конкретный момент времени, а в целом по выявленным археологами «очагам». Надо понимать, что границы этой и всех впоследствии упоминаемых культур достаточно условны, аморфны и пластичны. Поэтому понять какая конкретно была конфигурация культуры в определенный момент времени – задача весьма трудоемкая. Как КШК выглядела изначально, мы точно не знаем. Установлено только, что к 3000 году до н.э. ее западная окраина достигала Атлантики, а северная – располагалась в Скандинавии. А вот ее восточный «язык» сформировался несколько позднее, и это – Фатьяновская культура - №2 на схеме (2500-2000 годы до н.э.).
Северным соседом «шнуровиков-фатьяновцев» являлась культура ямочно-гребенчатой керамики - №5 (4200-2000 лет до н.э.), населяемая - скорей всего - представителями палеоевропейской гаплогруппы I. Тут дело в том, что предполагаемое время начала существования этой культуры (4200 лет до н.э.) не согласуется со временем прихода в данную зону других возможных ее обитателей - финно-угорских племен - носителей гаплогрупп N, N1, N1c из Зауралья – они еще «не дошли» [2]. Арии (протоарии) к указанному сроку также не могли добраться так далеко на север (пока, по крайней мере, нет тому свидетельств). Так что методом исключения остаются только палеоевропейцы-автохтоны. Одновременно с так интересующей нас КШК в периоде 3400-2300 лет до н.э. определена палеоевропейская культура шаровых амфор - №3 - это северная часть Центральной Европы. Южнее – Баденская, также палеоевропейская, культура - №2 на схеме (3600-2800 годы до н.э.).
Среднеднепровская культура - №6 (3200-2300 годы до н.э.). Ученые относят ее к варианту культуры шнуровой керамики. С полным основанием мы предполагаем (см. предыдущую работу), что данную культуру оставили после себя арии из культуры КШК, сместившиеся сюда с северной части Восточной Европы. Правда, возможен еще вариант, при котором Среднеднепровская культура являла собой завершающую фазу Трипольской культуры, также основанной еще протоариями гаплогруппы R1a (по некоторым признакам [3]) в еще более ранние времена – IV-III тысячелетии до н.э.
Трипольская культура (отмечена в Румынии, Молдавии, Зап. Украине): орнамент на керамике включает помимо традиционного арийского солярного знака свастики – (четырех и восьми лопастной), также и точное воспроизведение известного из древней китайской философии символа «Инь» и «Янь». Последнее не может быть простым совпадением, учитывая, что Трипольская цивилизация существовала гораздо ранее всех известных древних китайских царств, а уж тем более китайских философов. Но вот китайская общность этноса «хань» (первопредков современных китайцев) – группа культур «Яньшао» - отмечена в тех же временных рамках, что и Трипольская. И удивительное дело: в современной провинции Хэннань Центрального Китая, который считается ядром формирования древнего китайского государства, среди мужской части населения проживает 7% потомков все той же арийской гаплогруппы R1a [4]. Удивительно, что она вообще там есть. Культурно-торговые обмены разных концов Евразии в ту эпоху вряд ли были возможны, но вот сохранение древнейших мистико-религиозных основ еще праарийского первоэтноса по мере его расхождения по континенту еще 20-10 тысяч лет назад вполне допустимо и даже, как видим по керамике, осязаемо. И еще один аргумент в пользу арийского происхождения Триполья. Если по ископаемым останкам выделить и изучить мужскую Y-хромосому не удалось, то вот по женской митохондриальной известны опубликованные совсем недавно данные по 8 образцам. У пяти из них оказались гаплогруппы H (еще T и два U), они же митохондриальные женские гаплогруппы наиболее часто встречаемые, сопутствующие праарийской и арийской мужской гаплогруппе R1a по Y-хромосоме – (данные из Википедии).
Под №8 на схеме 1 представлена Ямная культурно-историческая общность (КИО) – 3600-2300 годы до н.э., – и входящая в нее локальная культура Днепро-Донецкая - №7 (4000-2000 годы до н.э.). В предыдущей работе [1] мы определили, что эти культуры принадлежали представителям европеоидной гаплогруппы R1b – по мужской Y-хромосоме – или же «эрбинам», по определению Клесова [5].
Под №4 на Балканах мы видим Езерскую культуру (3300-2700 годы до н.э.) – там мы предков славян за 3000 лет до н.э. искать не намерены: в той зоне идут сложные процессы становления будущего греческого этноса (ахейцы, данайцы, микенцы и т. д.) на основе местных и пришлых народов, в том числе, безусловно, и протоариев, но к славянам этот «этнококтейль» пока не относится.
Нам гораздо ближе Волосовская - №9 (3100-1800) и Балановская - №10 (3000-2000) культуры, различий между которыми гораздо меньше, чем сходства. Что касается Волосовской культуры, то к какому только этносу ее не старались «пристроить»: тут и финно-угры, и некие «камско-уральские народы», и все те же предки балтских народов, и реликт населения Верхне-Волжской культуры (из более раннего исторического периода)... Но есть несколько фактов, которые приводят нас к убеждению, что «волосовцы» - это всего лишь предки «фатьяновцев». Обе эти культуры, во-первых, определены практически в одних и тех же границах (Фатьяновская - №7 на схеме 1), где Волосовская предшествует и затем существует как бы параллельно с Фатьяновской в одних временных рамках. Во-вторых, краниология говорит о европеоидности волосовцев с некоторой долей присутствия монголоидности лапаноидного типа. В-третьих, материальные признаки на стоянках и селищах обеих культур зачастую перекликаются. В-четвертых, если погребальный обряд у волосовцев изначально соответствует «эрбинскому» трупоположению покойных – на спине вытянуто, то во второй фазе развития культуры он становится общепринятым для арийских культур – на боку скорчено [6].
Получается так: к 31 веку до н.э. на территорию Верхне-Волжской культуры (5200-3500 годы до н.э. примерно в границах Фаьяновской), принадлежащей «эрбинам» гаплогруппы R1b (по мужской Y-хромосоме), с запада вторгаются первые арии из культуры боевых топоров и начинают «поджимать» эрбинов к востоку и югу, постепенно заполняя их жизненное пространство. Так зарождается и постепенно трансформируется Волосовская культура, которая постепенно, по мере освоения ариями новых для себя территорий к 2500 году до н.э. становится по совокупности признаков - в том числе и по данным анализов ископаемых ДНК - Фатьяновской (арийской).
Балановская культура - №10 на схеме 1 (3000-2000 годы до н.э.) входит в орбиту Фатьяновской. Под № 11 обозначена Суртадинская культура (3000-2000 годы до н.э.) – наверное, первая отметка ариев на их долгом пути от Фатьяновской (и срубной КИО) культуры к Южному Уралу и в Закаспий, о чем было доложено в предыдущих главах [4].
На отметке 3000 лет до н.э. мы наблюдаем «мирное сосуществование» протоарийских племен гаплогруппы R1a с представителями палеоевропейской гаплогруппы I (I1, I2) в Центральной и Восточной Европе, на севере Русской равнины, а также начало экспансии протоариев в зону эрбинов – ямную КИО. На рубеже между 3000 и 2500 годами до н.э. на территории Волосовской и далее Фатьяновской культур формируется ядро ариев-мигрантов на восток Евразии.
2. 2500 год до н.э.
В начале IIIтысячелетия до н.э. идиллическая картина сосуществования разных родов в Европе заканчивается, старая Европа уже никогда не будет прежней: из Северной Африки на Иберийский полуостров вторгаются орды эрбинов гаплогруппы R1b, откочевавших сюда за тысячелетия с территории Русской равнины и Южного Урала через Кавказ, переднюю Азию и Египет [7 ].
На схеме 2 под №11 показана культура колоколовидных кубков (ККК) -2800-1900 годы до н.э., - образованная именно ими. Двойная линия на территории культуры шнуровой керамики (здесь она под №1) означает крайний предел распространения эрбинов с юго-запада континента на восток и соответственные тому «территориальные потери» шнуровиков-протоариев. Это современные Бельгия, Голландия, Германия, Чехия, Швейцария. В течение жизни всего 2-3 поколений эрбины сметают на своем пути палеоевропейские культуры баденскую и шаровых амфор, причем с физическим истреблением аборигенов, таких же белых европеоидов. Имеются следы битв эрбинов ККК с протоариями КШК на территории современной Германии [8].
Под давлением эрбинов протоарии покидают Западную Европу, отходят от берегов Атлантики и Рейна на восток, за Эльбу, формируя к 2500 году до н.э. в Верхнем Поволжье (сегодня это Центральный федеральный округ) Фатьяновскую культуру -№7 на схеме 2 на месте Волосовской.
В данный период продолжает существовать культура ямочно-гребенчатой керамики (ЯГК) – здесь она под №2, Среднеднепровская -№3, определенная как локальный вариант КШК-боевых топоров, а также Днепро-Донецкая в ее завершающей фазе - №4, - основанная, как это было показано в предыдущих главах, эрбинами. Также «живы», основанные ариями Суртадинская культура - №9 (3000-2000 гг. до н.э.), и Афанасьевская - №6 (2500-1800 гг. до н.э.), а также Балановская -№8 3000-2000 гг. до н.э.). А вот в Причерноморье, на Дону и в Нижнем Поволжье ямную КИО сменяет катакомбная - №10 (2500-2000 годы д н.э.), которую в начальной фазе продолжают заселять «ямники» эрбинской гаплогруппы R1b, а вот в последующем со стороны Среднеднепровской их сменяют уже арии гаплогруппы R1a. Те в свою очередь формируют предпосылки для функционирования на той же примерно территории уже срубной КИО и в дальнейшем – на ее основе – культур киммеро-скифского круга.
В юго-восточном «углу» Прибалтики (примерно территория современной Калининградской обл.) появляется Висло-Неманская культура - №5 (2600-1800 годы до н.э.), которую принято считать локальным вариантом все той же КШК-боевых топоров. Что подтверждает и принятый здесь погребальный обряд: трупоположение покойных – типичное для КШК и ариев в целом - «на боку скорчено». К этой культуре мы еще обратимся в следующих временных диапазонах, так как будущие вездесущие и всеохватные «балты» обязаны своим появлением именно висло-неманцам.
3. 2000 год до н.э.
На этом рубеже картина археологических культур меняется кардинальным образом – см. схему 3. По-прежнему все еще отмечается ямочно-гребенчатая керамика - №1, продолжают мирно сосуществовать на одной и той же территории Волосовская (№3) и Фатьяновская (№6) культуры, в зоне которых появляется разделенная на два кластера Абашевская культура №8 (2200-1700 гг. до н.э.), восточный из которых определен нами ранее как арийский. На месте катакомбной КИО образуется срубная КИО - №7 (2000-1500 годы до н.э.) и входящая в нее Бабинская культура - №10 (2200-1800 годы до н.э.), определенная также ранее как постарийская.
Следом на огромных пространствах Зауралья – Средней Азии вплоть до Монголии с 23 века до н.э. по 10 век до н.э. существует Андроновская культура - №9 и соседствующая с ней Афанасьевская - №4 (2500-1800 гг. до н.э.). Обе арийские и постарийские – своеобразные трамплины для предстоящего в середине II-го тысячелетия до н.э. «прыжка» ариев в Афганистан-Индию и на Иранское нагорье. В этот же период «возникает» Синташтинская культура - №11 (2100-1800 годы до н.э.) – как промежуточное звено на пути ариев от Фатьяновской и срубной КИО к Андроновской. Именно здесь обнаружены знаменитые на весь мир протогорода Синташта и Аркаим. В зоне центральных Карпат появляется культура Отомань - №12 (2100-1700 лет до н.э.). Ну, и пока «на месте» западноевропейская культура пришельцев-завоевателей старой Европы – культура ККК (№5). Культура Отомань по некоторым признакам считается относящейся к общности колоколовидных кубков (эрбины): погребальный обряд – кремация. Тут, действительно, едва ли можно вести речь о ее принадлежности к постарийскому миру, основной отличительный признак отношения к которому – это погребение покойных скорчено на боку. Висло-Неманская (как бы «протобалтийская») культура также представлена на момент 2000 года до н.э. - №2 на схеме.
Теперь, внимание! – о «белой археологической дыре»... На схеме 3 мы можем наблюдать сплошное белое пятно на огромных просторах Восточной Европы от Ютландии до верховьев Дона: в окружении культур (между ними) ККК, ЯГК, Висла-Неман, Фатьяновской, срубной и Отомань не отмечено НИЧЕГО заслуживающего в этом смысле внимания. На схеме 4 для наглядности отдельно показано это не занятое ничем и никем пространство (заштрихованная область). Культура шнуровой керамики-боевых топоров, существовавшая на этом месте с 3200 по 2300 годы до н.э., куда-то исчезает и в течение следующих 600-800 лет в этой зоне Европы не отмечено сколь-либо существенных археологических культур. 800 лет! Два десятка человеческих поколений здесь не то что не развивалась цивилизация, но, получается, вообще никто не жил?!
На всякий случай для наглядности упомянем современные государства, вписанные в это «белое пятно»: северо-восток Германии, вся Польша, Белоруссия, север и северо-запад Украины и запад российского Черноземья. 800 лет безлюдья – как такое могло оказаться? И даже не удалось отыскать каких-либо комментариев по этому поводу. Заговор молчания. Разумеется, какой-то народ там жил, вот только не отмечено поселений, крупных стоянок, не говоря уже о городищах. И где в таком случае помещаться праславянам? Арии ушли (сместились) на восток и юго-восток, но арии – это род R1a субклада Z93 и нижеследующих, а где же в таком случае праславянский род R1a-Z280, оставшийся на месте где-то в Восточной Европе и отмеченный сегодня у половины мужского славянского населения? Где они «прятались» все это время? – попробуем разобраться...
4. 1500 лет до н.э. – схема 5.
Может, на этой временной отметке проявятся их следы? Восточный «куст» арийских и постарийских культур живет в это время своей жизнью. К этому времени первые арии уже вторгаются в Индостан и Иран, а в евразийских степях ими оставлены постарийские культуры – «эмбрионы» киммеро-скифо-сарматского мира: Приказанская - №9, Покровская - №10, Петровская - №7, Поздняковская - № 12. О них более подробно изложено в предыдущей работе. В этом процессе участвует и оставшееся, не ушедшее с сородичами на юг, население Андроновской - №5 и Афанасьевской - №1 культур.
К 1500 году до н.э. срубная КИО распадается на ряд послесрубных постарийских культур, из которых наиболее значимые для наших поисков могут оказаться культуры Сабатиновская - №11 (1800-1200 годы до н.э.), Покровская - №10 (1800-1500 годы до н.э.) – как перекрывающие территорию Среднего Дона – и Сосницкая - №8 (1500-1000 годы до н.э.). Начиная с 16 века до н.э. на территориях, прилегающих к северу-западу и северу срубной КИО начинает формироваться Тштинецко-Комарницкая культура - №3 (1500-1100 годы до н.э).
Рассмотрим подробнее европейские археологические культуры данного периода, унаследовавшие двум глобальным культурно-историческим сообществам: срубной и культуре шнуровой керамики. Висло-Неманская культура к 1500 году до н.э. и далее археологами не отмечается. Возможно, именно она послужила базой для формирования впоследствии на прилегающих территориях балтийского этноса, а именно: пруссов, литовцев, латышей. Причем в этнообразовании участвовали – как это считает большинство ученых – помимо основной составляющей – постарийской структуры гаплогруппы R1a – и подошедшие с востока и северо-востока в I тысячелетии до н.э. уральские племена гаплогруппы N1c. Следы подобного «перемешивания» мы можем наблюдать в современном генетическом составе прибалтов, причем их языки, (кроме эстонцев) относят к индоевропейской языковой общности. Характерно, что литовский язык принято считать одним из наиболее близких к санскриту (мертвый язык арийской Индии) [9].
Унетицкая культура -№6 (1800-1500 годы до н.э.). Известны несколько результатов по палеогенетике ее обитателей: два определены, как относящиеся к автохтонной палеоевропейской гаплогруппе I2, один – также автохтон из гаплогруппы G2a и один арийский, вернее, протоарийский, гаплогруппы R1a, но древнего субклада с расчетной датировкой порядка 6 тысяч лет до н.э. То есть, по генетическому составу можно говорить о некоем симбиозе Унетицкой культуры из соседних и предшествующих культуре шнуровой керамики – Баденской, шаровых амфор. Есть данные о влиянии культуры колоколовидных кубков и даже крито-микенской цивилизации.
Показательным является погребальный обряд Унетицкой культуры. Несмотря на различный генетический состав (симбиоз), основной способ захоронений арийский: в скорченном положении на боку в каменном ящике или в деревянном гробу, как под курганом, так и вне. Таким образом, мы узнаем о сильнейшем культурологическом воздействии именно протоарийской культуры боевых топоров (КШК). Это воздействие скажется и в дальнейшем. Через несколько веков в зоне Унетицкой культуры возникает знаменитая и широко известная, определявшая все в Европе того времени, Гальштаттская культура, однозначно приписываемая кельтам, вернее, протокельтам. А поскольку язык кельтов входит в индоевропейскую общность, перенять они его могли именно и только от «индоевропейцев» - ариев Восточной Европы (равно как и древний погребальный обряд соседей-«шнуровиков»).
Протокельты еще со времен Унетицкой культуры перенимают погребальный обряд соседней культуры и со временем переходят и на их язык. А подобный кульбит в сознании возможен лишь в двух случаях: либо при завоевании и насильственной ассимиляции (подобно деяниям конкистадоров в Америке), либо протокельтам просто было выгодней и удобней существовать в мировоззренческих и культурных координатах соседей протоариев-шнуровиков. Вот где сказалось влияние вроде бы исчезнувших с 23 века до н.э. культуры боевых топоров на дальнейшую жизнь Западной Европы. В дальнейшем кельты на несколько веков становятся доминирующим этносом Европы на просторах от Карпат до Ирландии. Но к праславянам мы их отнести никак не можем, хотя в последней фазе в Унетицкой культуре отмечен переход от погребения с труположением на боку на кремацию. Но это обстоятельство к 11 веку до н.э. становится общим, как для праславянской Восточной Европы, так и для кельто-германской Западной.
Сабатиновская культура - №11 (1800-1200 годы до н.э.) – в предыдущей главе определена как постарийская, киммерийская, в дальнейшем переходит в культуры скифского круга. Покровская - №10 (1800-1500 гг. до н.э.), в зону которой входит территория Среднего Дона. Находится на пути «срубников»-ариев из Причерноморья, от Дона через Среднюю Волгу к Уралу и далее к Петровской и Андроновской культурам через Приказанскую и Поздняковскую культуры. Поздняковская культура - №12 (1500-1000 гг.э до н.э.) считается основанной «срубниками», в том числе и по особенностям трупоположения в могилах – скорчено на боку. Думается, с таким же успехом они могли быть и «фатьяновцами». Как бы там ни было, по крайней мере, вплоть до 11 века до н.э. (а возможно и далее) современную Московскую область занимали постарийские племена (а не мифические балты).
Сосницкая культура -№8 (1500-1000 гг. до н.э.): территориально промежуточная от срубной КИО к Тштинецко-Комарницкой культуре (о ней ниже). Если Покровская культура оказывается восточным «осколком» срубной КИО, а Сабатиновская южным, то Сосницкая – северо-западным. В начальной фазе культуры погребения осуществлялись, как это и принято в арийских племенах – скорчено на боку, а вот в конечной преобладает кремация (это уже метка праславян?), трупосожжение, становящееся традиционным способом похорон почти для всех этносов Европы. Начиная с 16 века до н.э. на территориях, прилегающих к зоне срубной КИО с севера и северо-запада начинает формироваться Тштинецко-Комарницкая культура (ТКК) -№3 (1500, по некоторым источникам 1900 -1100 гг. до н.э.). Есть предположения о значительно большем ареале данной культуры [10] – от Эльбы вплоть до Верхнего Дона – на схеме эта предполагаемая граница обозначена пунктиром. Интересно, что в одну и ту же эпоху на рубеже II и I тысячелетий до н.э.погребальные обряды у постарийских народов меняются кардинально: племена киммеро-скифо-сарматского круга начинают располагать своих покойных на спине вытянуто, а вот их родственники праславяне – кремировать. Пока не совсем понятно, что могло заставить и тех и других изменить обычаям предков: то есть положению «на боку скорчено».
По поводу этой культуры в Wiki указано: «...возникла в результате развития и консолидации центральной группы культур шнуровой керамики». Если верно предположение о начальной фиксации рассматриваемой культуры с 1900 года до н.э., то все равно получается минимум 400 лет «безвременья и бескультурья» именно в зоне будущей ТКК. То есть, таков период времени между концом культуры шнуровой керамики-боевых топоров (2300 год до н.э.) и началом культуры ТКК (1900 год до н.э.) на той же территории. Загадка «белой археологической дыры» остается - см. рис.4. Данных по анализу ДНК ископаемых останков ТКК нет, но погребальный обряд, опять же, как и в соседней Сосницкой культуре – «скорчено на боку» в начальной фазе развития культуры – и кремация – в завершающей.
Подводя промежуточный итог о периоде порядка 1500 лет до н.э. можно сказать следующее. Если на рубеже 2500 лет до н.э. мы наблюдаем в Европе (Центральной, Восточной, на Русской равнине) некое единство протоарийского мира (см. схему 2) в виде общности культур КШК-боевых топоров и зарождающихся арийских культур Фатьяновско-Абашевского типа с выходом из последних части племен за Урал, то к 1500 году до н.э. наметилась их явная сегрегация. На базе послесрубных структур формируются культуры киммеро-скифского мира (№№ 11, 4, 10, 9, 7, 5 на схеме 5), с основным населением по гаплотипу R1a субклада Z93 и нисходящих. А вот оставшиеся в Восточной Европе такие же «постарии» гаплогруппы R1a, но родственного субклада Z280, объединяются в культуры Сосницкую и Тштинецко-Комарницкую ( с входящими в них локальными, местными субкультурами). И надо полагать, это и есть искомые зоны первоначального расселения праславян.
В академическом труде [11] указано: «Целый ряд исследователей (А.Тардовский, Б.Р. Гарнунг, В.Гензель, П.И.Третьякова, А.И.Треножкин, С.С. Березанская) считает возможным выводить прародину славян или первичное размещение славян к Тштинецко-Комарницкой культуре...» Ну что ж, вслед за академиками мы на правильном пути, коли независимо от них «нащупали» следы праславян в столь далекую эпоху (средняя бронза).
5. Период 1000 лет до н.э. (схема №6)
На представленной схеме просматривается формирование нескольких основных блоков культур Европы данной эпохи. В Центральной и Восточной Европе складывается культура полей погребальных урн (ППУ) - №1 (1200-800 годы до н.э.). К ней же относят – непонятно почему – Лужицкую культуру - №2 (1300-400 гг. до н.э.) – мы к ней еще вернемся. В Причерноморье и на Русской равнине по-прежнему фиксируются Приказанская - №4 (1600-900 гг. до н.э.) - и Поздняковская - №8 (1500-1000 гг. до н.э.) - культуры, но пребывают они к этому рубежу в своей конечной фазе. Постарийское «послесрубное» население этих территорий к 1000 г. до н.э. покидают по неустановленным причинам (климат?) обжитые за полтысячелетие места и включаются в общий процесс постепенного смещения постарийских племен в Заволжье и в Закаспий, в южноуральские степи, где впоследствии они станут савроматами-сарматами.
В междуречьи Днепра и Дона (в их среднем течении) практически на месте Покровской культуры из предыдущего периода – №10 на схеме 5 – определена Бондарихинская культура - №6 (1100-750 гг. до н.э.). От Карпат до Донца протянулась Чернолесская культура - №7 (1000-750 гг.до н.э.) и практически сливающаяся с ней Белогрудовская – также под №7 (1100-75- гг. до н.э.). Известная нам по предыдущему периоду Сосницкая культура указана здесь под №3 (1500-1000 гг. до н.э.) – к 10 веку до н.э. она прекращает свое существование, то есть трансформируется, «переходит» к следующей стадии развития под другим названием. К этому блоку культур можно отнести и Белозерскую - №5 (1200-1000 гг. до н.э.). На Нижней Кубани, в Приазовье и востоке Крыма определена Кобяковская культура - №10 (1400-1000 лет до н.э.).
Все перечисленные культуры относятся к постарийскому киммеро-скифскому миру (см. предыдущую главу). Но вот Чернолесская, по мнению академика Рыбакова и М. Гумбутас – как уже указывалось – могла быть «предковой для славян». Но это их мнение. С нашей точки зрения, Бондарихинская культура (по некоторым признакам) имеет для этого не меньше оснований, но пока нет достоверных данных по анализам ископаемых ДНК на гаплогруппы и их субклады, абсолютно утверждать о каких-то славянах во второй половине II тысячелетия до н.э. на территории Северного Причерноморья, Приазовья, Поднепровья, Подонья говорить не приходится. Повторимся: пока...
Иное дело Лужицкая культура - №2 (1300-400 годы до н.э.) – занимавшая, в основном, современную Польшу – и Жаботинская той же эпохи, но располагавшаяся в Западных Карпатах (8-7 века до н.э.) – на схеме не показана. Лужицкая культура территориально примыкает и по времени следует сразу «за» Тштинецко-Комарницкой культурой из предыдущего периода - № 3 на схеме 5. Имеется результат на ДНК по ископаемому образцу – и это искомый нами «праславянский субклад» Z280 гаплогруппы R1a! Или же предковый субклад для половины мужского населения современных России-Украины-Польши. Погребальный обряд – кремация, что как раз с рубежа II-I тысячелетий до н.э. становится характерной славянской погребальной меткой. Повторимся еще раз: до примерно этого времени арии и постарии, как праславяне, так и киммеро-скифы хоронили своих покойных в положении «на боку скорчено», а вот позже первые переходят на кремацию, а вторые продолжают хоронить своих в могилах, но уже на «спине вытянуто». Что послужило тому причиной – пока неизвестно, да это и за пределами задач данного повествования. Между прочим, по академику Рыбакову «...лужицкое единство ученые нередко называют венетским (венедским)» - то есть, перекинут мостик от Лужицкой культуры уже и к вендам-венедам I-го тысячелетия до н.э [12] .
Культура полей погребальных урн - №1 охватывает почти всю Центральную и Восточную Европу. Названа она так по обычаю тогдашних европейцев помещать прах своих кремированных покойных в особые урны на своеобразных кладбищах. При этом неизвестно: лужицкие праславяне перешли на общеевропейский обряд, или же наоборот, вся Европа той поры подверглась такому мощному культурному воздействию культуры праславянской. И здесь возникает большой вопрос о языках той эпохи. Ясно, что протоарии, арии и постарии (а значит, и праславяне) говорили на индоевропейских языках, или, что вернее, на каких-то арийских, а вот когда на них перешла вся Европа – единого мнения на этот счет не существует. И в этих рамках надо вести речь, возможно не о вхождении Лужицкой культуры в качестве локального варианта в культуру ППУ, а наоборот: сами эти «поля» сформировались под влиянием Лужицкой.

Автор - studenh
Дата добавления - 07.08.2017 в 12:47:22
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Славяне в I-м тысячелетии до н.э. (часть 1)
Страница 1 из 11
Поиск:
Загрузка...

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2017); Сайт управляется системой uCoz