[ Литературные клубы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Plotnick 
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Проторусский этнос на рубеже Новой эры (часть 1) (Раздельное формирование двух блоков славянства)
Проторусский этнос на рубеже Новой эры (часть 1)
studenhДата: Понедельник, 04.09.2017, 18:32:05 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
ПРОТОРУССКИЙ ЭТНОС (ПРАСЛАВЯНЕ) НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ.
1. Введение.
Аннотация: на основе анализа праславянских археологических культур Восточной Европы периода от середины I-го тысячелетия до н.э. – начала н.э., их происхождения, развития и расхождения сделан вывод о независимом формировании западного и южного-юго-восточного массива праславянских культур (будущие Польша и Украина) относительно родственного восточно-северо-восточного славянского кластера (будущая Московия).
Ключевые слова: культуры шнуровой керамики, Абашевская, срубная, Фатьяновская, Поздняковская, Бондарихинская, Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая,Дьяковская, финно-угры, балты, праславяне.
Статья продолжает серию о славяно-русском этносе дорюриковского периода Древней Руси. В данном случае речь пойдёт об историческом отрезке от середины I-го тысячелетия до н.э., и вплоть до ангажированного в различных источниках расселения восточных славян по территории Русской равнины во второй половине первого тысячелетия уже Новой Эры. Основная проблематика в краткой и ясной форме определена здесь еще «отцом истории» Геродотом: «Никто не может сказать ничего достоверного о стране, находящейся к северу от Фракии за Истром» [1] (то есть, к северу от Дуная). Это было сказано в 5 веке до н.э., и за прошедшие 2500 лет об этнической ситуации в этой части Европы той поры мало что прибавилось вразумительного и определенного. И это, несмотря на тонны соответствующего материала – так, мы и в 21 веке все еще достоверно не знаем «откуда есть пошла Русская земля».
«Этническая карта Средней и Северо-Восточной Европы в I-м тысячелетии до н.э. также может быть отмечена лишь в самых общих чертах» - это уже из В.В.Седова [2]. И ещё из классики: «Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов...» [3]. Или вот ещё: «Древнеславянские племена распространились в середине I-го тысячелетия н.э. и на восток – в бассейны Припяти и Днепра, но культура неизвестна» [4].
Таким образом, имеем в этом вопросе действует своеобразный «принцип неопределенности» - сродни физике микромира. Хотя существуют письменные свидетельства античных авторов о предках славян: о них упоминали Тацит, Плиний, Кассиодор, Птолемей (один из) и, конечно, незабвенный Иордан – творец готских сказок. В славистике эти несколько авторов являются едва ли не единственными письменными источниками знаний о славянах конца I-го тысячелетия до н.э. и начала н.э. Интерпретациям имеющихся сведений (здесь же, разумеется, и «Повесть временных лет») посвящены вагоны диссертаций и монографий, но мы на них останавливаться не будем. Любопытствующих отправляем к первоисточникам [5,6,7].
В одной из предыдущих статей данного цикла представлен обзор взглядов и позиций наиболее авторитетных и уважаемых специалистов-славистов 20 века (А. Нидерле, В.В.Седов, Б.А.Рыбаков, М.Фармер) в вопросе происхождения славян и их прародины [8]. И вот, несмотря на зачастую прямо противоположные изначальные установки их научных школ, окончательные выводы корифеев оказались, в общем-то, довольно схожи. На схеме 1 представлены районы первоначального расселения славян по мнению упомянутых специалистов-экспертов. Это оказались срединная и южная части Польши, район Карпат, а также Средний и Верхний Днепр. И это примерно та же зона, которую указывал Иордан еще в 6 веке. Как видим, вся территория современной европейской России и Прибалтика исключены из рассмотрения на предмет «праславянства».
Но на вопрос: а здесь-то как оказались эти первые славяне, что это за народ, откуда пришел или он жил здесь изначально, с пещерных времен – ответа классики не дают. Как нет ясности в истории расселения славян с этой прародины далее на восток и, главное, на северо-восток, где исстари (и сами корифеи на это указывают) обитали таинственные балты и заодно с ними финно-угры, которых славянам пришлось «ассимилировать». Непонятно, чего ради, согласно официально принятой версии, славяне с Днепра, благословенного чернозема и мягкого климата, где-то в 9-10 веках н.э. вдруг двинули на север, на Вологодчину и чуть ли не к Архангельску, в непроходимые дебри, болота и холод. Ну и, наконец, нет ответа на главный вопрос: а что такое «русские». Равно как и то, что есть славяне вообще. Сегодня это скорее лингвистическое понятие, чем этническое, то есть это народы, говорящие на славянских языках. Среди них есть, например, болгары – потомки средневековых тюркоязычных до того волжских булгар. Есть сербы и черногорцы в массе своей антропологически относящиеся к средиземноморскому расовому типу – узколицые долихоцефалы, а есть русские и поляки – европеоиды-брахицефалы. То есть за понятием «славяне» не стоит определенная нация и даже сообщество. Это скорее некая неосязаемая духовная ипостась, основанная на забытом тысячелетнем родстве и общности праязыка. Последнее тоже не априорно: есть много фактов за то, что старославянский и древнерусский язык – это не одно и то же.
Как и в предыдущих статьях мы будем руководствоваться описанием различных археологических культур, их происхождением, генезисом и переходом в последующие во времени. Помятуем также об основополагающих выводах генетических исследований современной молекулярной биологии как ископаемых останков обитателей древней Европы, так и ныне здравствующих народов. Ну и, разумеется, будем обращаться к свидетельствам и выводам известных ученых археологов, историков и лингвистов.
2. Реминисценция.
Напомним читавшим предыдущее и обозначим начало пути для вновь присоединившихся. В статьях [9,10,11] была изложена хронологическая последовательность появления в Европе протоарийских племен; история их пересечений и столкновений с извечным соперником-конкурентом из родственной западноевропейской гаплогруппы R1b; процесс зарождения в северной части Европы мощного тысячелетнего пласта протоарийского культурно-исторического сообщества культуры шнуровой керамики-боевых топоров (КШК) и его последующей трансформации в три основных потока: ариев, киммеро-скифов и протославян с формированием соответствующих культур. На схеме 2 представлен контур границ «культур арийского круга» (по выявленным материальным признакам). Стрелками показаны направления миграций населения КШК на восток (за Урал), в Среднюю Азию, Индию-Иран. Процессы эти продолжались примерно с середины IV тысячелетия до н.э. и до середины II тысячелетия до н.э.
Где-то к концу этого периода мы можем фиксировать в Восточной Европе появление первых праславянских культур – как осколков от деления основного, материнского ядра КШК-Фатьяновская-Абашевская культуры. Хронологически, последовательно во времени от 2100 до 500 лет до н.э. это Мержановицкая культура - №4 на схеме 3,Тштинецко-Комаровская культура - №1, Сосницкая - №2, Лужицкая - №3, Чернолесская - №5, Бондарихинская - №6. Из расположения упомянутых культур очевидно, что именно на их конфигурацию опирались мэтры в своих построениях прародины славян (сравним со схемой 1). Вот с них мы и начнем наш обзор. Любопытно, что в ходе проработки археологических культур III-II тысячелетий до н.э. обнаружена своеобразная «белая дыра» в центре Европы – см. схему 4 – эдакое «дикое поле», где на протяжении, по разным оценкам, от 400 до 800 (!) лет археология не зафиксировала ни единой сколь либо значимой и заметной культуры. Объяснение подобному феномену пока не найдено.
3. Фатьяновско-Абашевское начало.
Восточный блок культур общности КШК-боевых топоров, а именно Фатьяновская-Абашевская-Приказанская показаны на схеме 2 под номерами 4, 5-6,12 соответственно. Хотя в [12] Приказанскую культуру однозначно относят к финно-угорскому этносу, но вывод этот очень спорный. Фатьяновская культура (2500-1500 лет до н.э.) являлась своеобразной базой формирования и расселения всего арийского и постарийского (киммеро-скифы и праславяне) мира – об этом более обстоятельно изложено в предыдущих работах [8,9,10]. Именно в развитие Фатьяновской культуры образовались западный и восточный кластеры Абашевской культуры, откуда «северным маршрутом» начали свой тысячелетний путь на восток легендарные арии, начертавшие по всей Евразии свой след в виде Сейсминско-Турбинского культурного феномена – высокоразвитой цивилизации эпохи бронзы. Немного позднее «южным маршрутом» начали расселение на восток и юго-восток с территории КШК и Среднеднепровской культуры будущие киммеро-скифы, что происходило через культурно-исторические сообщества Катакомбная и Срубная - №7 на схеме 2. На схеме 5 представлено «древо» - диаграмма расходящихся постарийских культур ариев и киммеро-скифов – пока без учета праславян – за период от 3000 до 1000 лет до н.э. (для удобства слева дана шкала времени). Построено оно на основании данных предыдущих работ с учетом неразрывности и последовательности цепочки и «веера» культур во времени и пространстве. Далее мы попытаемся выстроить логичное продолжение этого древа, его праславянскую, славянскую и, возможно, уже русскую ветви. Для этого еще раз вернемся к цепочкам культур: Фатьяновской-Абашевской-Поздняковской-Тштинецкой-Сосницкой-Лужицкой, а затем далее во времени к Чернолесской-Бондарихинской и к «кусту» из четырех схожих культур середины I-го тысячелетия до н.э. – середины I-го тысячелетия н.э., географически располагавшихся на территории современной европейской России – это Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая и Дьяковская культуры (в дальнейшем ДД-Ю-Г-Д).
Расссмотрим этническую ситуацию в Восточной Европе и на Русской равнине периода от 2000 до 1500 лет до н.э. К 2300 годам ученые уже не находят следов культуры шнуровой керамики (КШК). В её восточной части с 2500 года начинает формироваться Фатьяновская культура (2500-1500 лет до н.э.) – по ряду основных признаков (в том числе и по генетике) прямой наследник КШК, и немногим позднее, уже на базе Фатьяновской формируется Абашевская культура (2150-1750 годы до н.э.), разделенная в пространстве сотнями километров на два кластера: восточный - №6 на схеме 2 и западный - №5. По некоторым данным существовали не два, а даже три кластера Абашевской культуры и самый восточный из них – так называемый «Уральский» (на схеме не показан) – еще один след от вытягивания арийских племен с территории Фатьяновской культуры на восток в Зауралье и далее на юго –восток в Среднюю Азию и Индию. Западный кластер Абашевской культуры определен по меридиану от Москвы до Воронежа и даже южнее
Подобная не совсем обычная двойная и даже тройная конфигурация Абашевской культуры имеет следующее объяснение: это есть последствия разделения изначально единого рода ариев гаплогруппы R1a (в рамках КШК-боевых топоров), конкретно её восточной части в форме Фатьяновской культуры, на два родственных субклада – Z93 и Z280. Первый из них станет со временем родоначальником тех самых легендарных ариев из Авесты и Ригведы и их ответвлений на маршруте движения за Урал, оставивших «инверсионный след» в виде киммеро-скифского и далее сарматского круга культур, а вот вторые – это уже рода будущих славян. Напомним, что именно к данному постарийскому субкладу R1a-Z280 по мужской Y-хромосоме относится половина современного мужского населения славян России, Польши, Украины. Разделение рода R1a на эти два субклада произошло где-то на территории КШК на рубеже IV- III тысячелетий до н.э., и до поры до времени они обитали вместе в рамках одной культуры. Но вот уже начиная с эпохи Абашевской культуры ветви одного арийского ствола начинают раздельное существование. Дальнейшее развитие западный Абашевский кластер (наиболее нам интересный) получил уже в культуре Поздняковской (1700/1500 – 1000 лет до н.э.) – №7 на схеме 3. Поздняковскую культуру часть ученых считает продолжением и развитием Срубной культурно-исторической области – №7 на схеме 2 – (это общность культур киммеро-скифского круга), но ровно столько же аргументов выдвигают их оппоненты в пользу фатьяновско-абашевской прародины поздняковцев [13]. Здесь очень красноречиво выглядит свастика на их керамике. Мы же пока отметим для себя первую возможную цепочку праславянских, даже протославянских (так будет «подревнее») культур: Фатьяновская-запад Абашевской-Поздняковская. В это время арии продвинулись далеко на восток и их первые отряды вторгаются в Индию и Иран с территории Андроновской культуры (2300-1000 лет до н.э.) - №10 на схеме 2.
4. Поздняковско-Бондарихинская прародина?
Немного о Поздняковской культуре. Здесь был сохранен древний погребальный обычай их предшественников - абашевцев и фатьяновцев – ингумация в положении «скорчено на боку». Любопытно пишут о Поздняковской культуре в энциклопедиях: « ...находилась под сильным воздействием пришлых из лесостепей Верхнего Подонья ираноязычных племен» [Wikipedia]. И вот эта «ираноязычность» на Дону репетуется в любом источнике как мантра – ну откуда известно о языке «Верхнего Подонья» (а это уже под Тулой) за две тысячи лет до Рождества Христова?! Отвечаю – ниоткуда! Так принято считать в приличном научном обществе. То же касается не менее пресловутой «балтоязычности», но об этом ниже.
Далее мы увидим, что через несколько сот лет «поздняковцы» сами станут пришлыми в культурах, располагавшихся уже в упомянутом «Верхнем Подонье», а затем маятник миграций снова качнется в обратную сторону – с юга на север. Некоторые авторы утверждают, что Поздняковская культура в качестве «дочки» Срубной культурно-исторической сообщности (а это и есть те самые «ираноязычные племена Верхнего Подонья») была вытеснена и ассимилирована ... финно-уграми [14]. Переведя на понятный человеческий язык, это выглядит следующим образом: нагрянули угры, мужчин перебили, а женщин захватили в полон, заняв территорию покоренных «иранцев». Но следов подобных катаклизмов не выявлено, а подобные заявления делаются из нужды хоть как-то связать якобы финно-угорскую топонимику (которая при более тщательном анализе оказывается совсем не финской) и мнимую ираноязычность тогдашних обитателей центра России. Сама постановка вопроса – финны или «иранцы» на Верхнем Дону – не смущает уважаемых ученых, хотя, чтобы отринуть и то и другое достаточно просто взглянуть на карту без академических очков (где мы и где финны с Ираном?), призвав на помощь обычный здравый смысл. При большом желании топонимику центра России можно привязать хоть к папуасам, но на самом деле древние имена наших рек и речек, возвышенностей и низин легче всего соотнести с санскритом ведической Индии, что и сделано в работах [15].
И вот при всем при этом, при ярком пиетете ведущих археологов в их отдельных работах перед финно-уграми и балтами, вроде как заселявшими до нас на рубеже Эр все пространство европейской России едва ли не от широты Курск-Воронеж и далее до Ледовитого океана, они же в академическом 20-томнике «Археология СССР» отводят балтам «всего лишь» их законную Прибалтику с небольшим расширением за счет Пруссии, а финно-уграм опять-таки их «законную» Финляндию-Эстонию-Карелию и упоминают о вымерших протофинских племенах Приладожья, Верхней Волги и о ныне здравствующих угорских народах Поволжья и Урала [16]. То есть в отчетном, итоговом труде работы целых институтов ученые не рискнули прямо заявить о своих любимых финнах и балтах в центре и западе современной европейской России. Но поскольку славянам (или, паче чаяния, русам) здесь до 7-8 века н.э. быть не полагалось, то приходилось «подтягивать» на роль насельников и едва ли не автохтонов северных соседей.
Немногим ранее рассматриваемого периода - в 21 веке до н.э. – и западнее района Поздняковской культуры, а именно в южной половине современной Польши в качестве наследника («дочки», если угодно) КШК формируется Мержановицкая культура, просуществовавшая до 16 века до н.э. - №4 на схеме 3. Определена она на территории КШК-боевых топоров, то есть географически преемственность соблюдается, но вот временное – не очень: археологи доводят существование культуры шнуровой керамики (КШК) до 24 века до н.э., а Мержановицкая начинает свой отсчет только с 21 века до н.э. Опять наблюдается разрыв в 200-300 лет во времени в рамках все того же «белого пятна». Погребальный обряд Мержановицкой культуры таков же, как у всех арийских и постарийских племен III-II тысячелетий до н.э.: поза адорации – на боку скорченно. Причем для данной культуры четко отмечено гендерное разделение: мужчин хоронили на правом боку, женщин – на левом, ровно как и в Фатьяновской . Считается, что Мержановицкая культура является прародительской для знаковой в поисках праславянской прародины культуры Тштинецко-Комаровской – №1 на схеме 3. Здесь на схеме сплошной линией очерчено основное (изначально определенное) ядро поселений «тштинетинцев» - это территория Белоруссии – но вот дальнейшие исследования позволили «растянуть» ее границы по широте от Нижнего Одера до верховьев Оки и Дона [17] – обозначено пунктиром.
В последнем случае мы можем с уверенностью говорить о преемственности этих двух культур во времени и пространстве – Мержановицкой и Тштинецко-Комаровской - и, помимо того, укажем на ряд сходных признаков культур, позволяющих в данном случае утверждать о некой связывающей их «праславянской нити». Помимо одинакового похоронного обряда (курганные могильники с трупоположением «на боку скорченно») сюда можно отнести сходство жилищ, керамики, украшений, оружия и бытовых предметов. Кроме того, в работе [18] представлен обзор имеющихся сведений о прародине славян с соответствующими картами и схемами, и сделан однозначный вывод о праславянстве Тштинецко-Комаровской культуры (по крайней мере, что касается славян центра Европы). Мы также придерживаемся этой концепции: Тштинецко-Комаровская культура явилась одним из этапов «Великого расселения» обитателей общности КШК-боевых топоров, в результате которого на этнической карте Европы появились славяне, арии, киммеро-скифо-сарматы, ну, и русские, в конце концов.
Сосницкая культура соседствует с Тштинецкой территориально и во времени (15-11 века до н.э.) - №2 на схеме 3. Википедия указывает: «Сосницкая культура слабо изучена, для классификации недостаточно материалов, судьба ее не выяснена». Вот такие безрадостные картинки, но для целей нашего исследования Сосницкая культура весьма интересна, так как она определена в пределах современных Курской и Брянской областей – родное Черноземье – и по некоторым обрывочным данным вполне может претендовать, как и Тштинецкая, на «праславянскость», но мы эту тему пока педалировать не будем: и без Сосницкой достаточно материала для выводов. Археологи говорят о сосуществовании на протяжении довольно значительного времени – до 300 лет – именно в зоне Черноземья населения Абашевской культуры (западный кластер) и Срубной культурно-исторической общности. В частности, известно о поселениях по берегам Дона, Воронежа, Тихой Сосны и даже Битюга периода 1700-1500 лет до н.э. Опять же подчеркиваем: в зависимости от принадлежности к той или иной научной школе (историческому мировоззрению) одну и ту же культуру центральной части России ученые относят либо к финно-уграм, либо к балтам, либо к «скифоидным племенам» - самое смешное, что по одним и тем же признакам. Эти этносы, вообще-то, - вершины одного треугольника и друг с другом они не связаны. Та же участь постигла и загадочную Сосницкую культуру, так как соснихинцы применяли погребальный обряд смешанного типа: есть кремация в могильниках, но есть и трупоположение.
Известно что, по крайней мере, киммеро-скифским племенам Срубной КИО (Северное Причерноморье) кремация не была присуща. Также и финно-угры предпочитали хоронить своих покойников в целом виде. Получается, обитатели Сосницкой культуры такие же праславяне, как и их соседи из Тштинецкой. Некое небольшое славянское племя, позже растворившееся в соседних родственных родах. За неимением данных по ДНК настаивать не будем: Сосницкая культура не являлась какой-то особо значимой и ключевой на пути формирования первых славян на постарийском этническом пространстве.
Подобной ключевой культурой для западных славян стала Лужицкая культура - №3 на схеме 3 (1300-400 лет до н.э.), отмеченная большей частью на территории все той же Польши. Известен один результат по ископаемой ДНК, и это оказался вполне ожидаемый «праславянский субклад» R1a-Z280. Как говорили на уроках алгебры: «что и требовалось доказать». А уж Поморскую культуру (6-2 века до н.э.) – на схеме не показана, входит в Лужицкую – практически безоговорочно приписывают венедам, то есть западным славянам.
Посмотрим, что в это время происходит восточнее. На рубеже порядка 1000 лет до н.э. Тштинецко-Комаровская культура «растворяется» в Лужицкой и, возможно, в Чернолесской (по крайней мере, акад. Б.А. Рыбаков относил ее к праславянской). И вот теперь внимание! На базе Поздняковской культуры формируется Бондарихинская - №6 на схеме 3 (1100-750 лет до н.э.), неоднократно встречавшаяся нам ранее (здесь и в предыдущих работах) на пути поисков нашей прародины. Продолжает существовать «невыразительная» Сосницкая. Все перечисленные культуры по ряду признаков не могут одновременно относится к «ираноязычным скифоидам», к финно-уграм и к балтам (хотя, кого считать за балтов). Но вот если заменить всех трех претендентов одним – праславянским – тогда все «пазлы» ложатся на место и начинают сходится все признаки культур – и главные и второстепенные. «Букет» из Тштинецко-Комаровской, Лужицкой, Сосницкой, Чернолесской, Поздняковской и Бондарихинской культур подозревали на «праславянскость» также и ученые со всем известными именами, но не все эти культуры сразу, а по отдельности. Так, Рыбаков за таковые принимал Тштинецкую и Чернолесскую, а остальные за финские и балтские [19]; также «тасовали» данную колоду и прочие авторитеты: если какая-то культура праславянская, то остальные должны быть балто-финско-скифские. Все культуры разом ну никак не могли быть праславянскими.
Интересно, что примерно в это время – порядка тысячи лет до н.э. – в сознании практически всего населения Русской равнины происходит культурологический сдвиг: погребальный обряд меняется с ингумации (как правило, на боку скорчено) на кремацию. Это обстоятельство отмечается на всех славянских территориях I-го тысячелетия до н.э.: от Одера на западе до Волги на востоке. Киммеро-скифы Срубной КИО и последующие за ней культуры скифов и сармат остаются верны ингумации, но также меняют свойственное им положение покойных «на боку» в положение «вытянуто на спине» (как по современному христианскому обряду).
Удивительно, что западные соседи праславян – кельты и будущие германцы – примерно в то же время переходят от обычаев ингумации (трупоположение, в основном, на спине вытянуто) к сожжению своих покойных. По обряду захоронений практически вся Центральная Европа этого периода относится к культуре Полей погребальных урн (с прахом) - (1300-700 лет до н.э.). Что именно послужило причиной подобной глобальной деформации сознания и верований остается неясным, как и то, кто у кого перенял эту «моду»: европейцы у праславян, или наоборот. Но факт остается фактом: обряд трупосожжения распространился исторически мгновенно в течение жизни всего нескольких поколений. А не было ли это связано с распространением в Европе индоевропейского языка, носителями которого однозначно являлись арии КШК-боевых топоров и, естественно, их потомки из постарийских культур, в том числе праславянских?
Вернемся к Бондарихинской культуре. Ее формирование связывают с Поздняковской культурой. Так, в Wiki сказано: «...сформировалась...при непосредственном влиянии Поздняковской». А Поздняковская, в свою очередь, связана с предшествующей ей Абашевской культурой – ergo, Бондарихинская являет собой дальнейшее ответвление еще более древней общности КШК-боевых топоров. Тем не менее, в [20] с удивлением читаем следующее: «...по мнению ряда исследователей Бондарихинская культура представляет типичную финно-угорскую линию развития» (это на Среднем-то Днепре и в Поворонежье! – авт.) – подобные выводы лежат за пределами сознания. С другой стороны, М.Гумбутас и Ю.А. Рыбаков говорят о «прабалтской принадлежности» этой культуры. И еще вопреки двум предыдущим мнениям и прямо им противоположное: «Бондарихинская культура (несмотря на «финскость» и «балтскость» – авт.) послужила основой для становления в Днепровском степном левобережье культур скифского времени» [21]. Ну, это как?! Опять все свалено в одну кучу, все тот же неизбежный и незыблемый для I-го тысячелетия до н.э. триумвират из финнов, балтов и скифов. Совершенно разные народы по всем параметрам, в том числе и по языку - «в одном флаконе», «три в одном». Этот раздрай - он от безысходности, от незыблемости канона : хоть черти с инопланетянами, но только не славяне (хотя бы и с приставкой пра-). Не положено в ту эпоху быть ранним славянам на Русской равнине, а вот в Польше – пожалуйста!
Справедливости ради следует отметить, что в этом абсурдном многоголосии есть и здравые суждения не менее известных специалистов (но их не слышат): «... в конце II-го тысячелетия до н.э. в начале среднего этапа Поздняковской культуры носители этой культуры начали свое движение из Волго-Окского междуречья на юг [22]. И еще там же: «в это время начался отток части срубного населения (киммеро-скифы – авт.) из Подонья и Поднепровья, оставшаяся часть послужила субстратом для сложения Бондарихинской культуры». И еще в том же ключе: «Бондарихинские памятники иллюстрируют процесс развития Поздняковской культуры» [23]. Или: «...происхождение Бондарихинской культуры можно связать с Поздняковской культурой» [24]. - Sic! Вот и мы в дальнейшем будем исходить из принципиальной опоры на последовательность и преемственность доарийских и постарийских культур протославянского круга, а именно: КШК-Фатьяновская-Абашевская (зап.)-Поздняковская-Бондарихинская. Диаграммы (древо) расхождения этих и вышеперечисленных культур от единого «ствола» культур КШК и Фатьяновская показаны в масштабе времени на схеме 6. Сюда же можно было отнести и Лебедовскую культуру (южная половина Белоруссии – на схемах не показана), но ее происхождение на данном этапе пока неясно: оно могло быть как из Поздняковско-Бондарихинской пары культур, так и из Сосницко-Тштинецкой. Стрелками показаны предполагаемые «направления расхождений» культур. Дальнейшее развитие праславянских и славянских культур будет представлено далее – схема 8.
 
СообщениеПРОТОРУССКИЙ ЭТНОС (ПРАСЛАВЯНЕ) НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ.
1. Введение.
Аннотация: на основе анализа праславянских археологических культур Восточной Европы периода от середины I-го тысячелетия до н.э. – начала н.э., их происхождения, развития и расхождения сделан вывод о независимом формировании западного и южного-юго-восточного массива праславянских культур (будущие Польша и Украина) относительно родственного восточно-северо-восточного славянского кластера (будущая Московия).
Ключевые слова: культуры шнуровой керамики, Абашевская, срубная, Фатьяновская, Поздняковская, Бондарихинская, Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая,Дьяковская, финно-угры, балты, праславяне.
Статья продолжает серию о славяно-русском этносе дорюриковского периода Древней Руси. В данном случае речь пойдёт об историческом отрезке от середины I-го тысячелетия до н.э., и вплоть до ангажированного в различных источниках расселения восточных славян по территории Русской равнины во второй половине первого тысячелетия уже Новой Эры. Основная проблематика в краткой и ясной форме определена здесь еще «отцом истории» Геродотом: «Никто не может сказать ничего достоверного о стране, находящейся к северу от Фракии за Истром» [1] (то есть, к северу от Дуная). Это было сказано в 5 веке до н.э., и за прошедшие 2500 лет об этнической ситуации в этой части Европы той поры мало что прибавилось вразумительного и определенного. И это, несмотря на тонны соответствующего материала – так, мы и в 21 веке все еще достоверно не знаем «откуда есть пошла Русская земля».
«Этническая карта Средней и Северо-Восточной Европы в I-м тысячелетии до н.э. также может быть отмечена лишь в самых общих чертах» - это уже из В.В.Седова [2]. И ещё из классики: «Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов...» [3]. Или вот ещё: «Древнеславянские племена распространились в середине I-го тысячелетия н.э. и на восток – в бассейны Припяти и Днепра, но культура неизвестна» [4].
Таким образом, имеем в этом вопросе действует своеобразный «принцип неопределенности» - сродни физике микромира. Хотя существуют письменные свидетельства античных авторов о предках славян: о них упоминали Тацит, Плиний, Кассиодор, Птолемей (один из) и, конечно, незабвенный Иордан – творец готских сказок. В славистике эти несколько авторов являются едва ли не единственными письменными источниками знаний о славянах конца I-го тысячелетия до н.э. и начала н.э. Интерпретациям имеющихся сведений (здесь же, разумеется, и «Повесть временных лет») посвящены вагоны диссертаций и монографий, но мы на них останавливаться не будем. Любопытствующих отправляем к первоисточникам [5,6,7].
В одной из предыдущих статей данного цикла представлен обзор взглядов и позиций наиболее авторитетных и уважаемых специалистов-славистов 20 века (А. Нидерле, В.В.Седов, Б.А.Рыбаков, М.Фармер) в вопросе происхождения славян и их прародины [8]. И вот, несмотря на зачастую прямо противоположные изначальные установки их научных школ, окончательные выводы корифеев оказались, в общем-то, довольно схожи. На схеме 1 представлены районы первоначального расселения славян по мнению упомянутых специалистов-экспертов. Это оказались срединная и южная части Польши, район Карпат, а также Средний и Верхний Днепр. И это примерно та же зона, которую указывал Иордан еще в 6 веке. Как видим, вся территория современной европейской России и Прибалтика исключены из рассмотрения на предмет «праславянства».
Но на вопрос: а здесь-то как оказались эти первые славяне, что это за народ, откуда пришел или он жил здесь изначально, с пещерных времен – ответа классики не дают. Как нет ясности в истории расселения славян с этой прародины далее на восток и, главное, на северо-восток, где исстари (и сами корифеи на это указывают) обитали таинственные балты и заодно с ними финно-угры, которых славянам пришлось «ассимилировать». Непонятно, чего ради, согласно официально принятой версии, славяне с Днепра, благословенного чернозема и мягкого климата, где-то в 9-10 веках н.э. вдруг двинули на север, на Вологодчину и чуть ли не к Архангельску, в непроходимые дебри, болота и холод. Ну и, наконец, нет ответа на главный вопрос: а что такое «русские». Равно как и то, что есть славяне вообще. Сегодня это скорее лингвистическое понятие, чем этническое, то есть это народы, говорящие на славянских языках. Среди них есть, например, болгары – потомки средневековых тюркоязычных до того волжских булгар. Есть сербы и черногорцы в массе своей антропологически относящиеся к средиземноморскому расовому типу – узколицые долихоцефалы, а есть русские и поляки – европеоиды-брахицефалы. То есть за понятием «славяне» не стоит определенная нация и даже сообщество. Это скорее некая неосязаемая духовная ипостась, основанная на забытом тысячелетнем родстве и общности праязыка. Последнее тоже не априорно: есть много фактов за то, что старославянский и древнерусский язык – это не одно и то же.
Как и в предыдущих статьях мы будем руководствоваться описанием различных археологических культур, их происхождением, генезисом и переходом в последующие во времени. Помятуем также об основополагающих выводах генетических исследований современной молекулярной биологии как ископаемых останков обитателей древней Европы, так и ныне здравствующих народов. Ну и, разумеется, будем обращаться к свидетельствам и выводам известных ученых археологов, историков и лингвистов.
2. Реминисценция.
Напомним читавшим предыдущее и обозначим начало пути для вновь присоединившихся. В статьях [9,10,11] была изложена хронологическая последовательность появления в Европе протоарийских племен; история их пересечений и столкновений с извечным соперником-конкурентом из родственной западноевропейской гаплогруппы R1b; процесс зарождения в северной части Европы мощного тысячелетнего пласта протоарийского культурно-исторического сообщества культуры шнуровой керамики-боевых топоров (КШК) и его последующей трансформации в три основных потока: ариев, киммеро-скифов и протославян с формированием соответствующих культур. На схеме 2 представлен контур границ «культур арийского круга» (по выявленным материальным признакам). Стрелками показаны направления миграций населения КШК на восток (за Урал), в Среднюю Азию, Индию-Иран. Процессы эти продолжались примерно с середины IV тысячелетия до н.э. и до середины II тысячелетия до н.э.
Где-то к концу этого периода мы можем фиксировать в Восточной Европе появление первых праславянских культур – как осколков от деления основного, материнского ядра КШК-Фатьяновская-Абашевская культуры. Хронологически, последовательно во времени от 2100 до 500 лет до н.э. это Мержановицкая культура - №4 на схеме 3,Тштинецко-Комаровская культура - №1, Сосницкая - №2, Лужицкая - №3, Чернолесская - №5, Бондарихинская - №6. Из расположения упомянутых культур очевидно, что именно на их конфигурацию опирались мэтры в своих построениях прародины славян (сравним со схемой 1). Вот с них мы и начнем наш обзор. Любопытно, что в ходе проработки археологических культур III-II тысячелетий до н.э. обнаружена своеобразная «белая дыра» в центре Европы – см. схему 4 – эдакое «дикое поле», где на протяжении, по разным оценкам, от 400 до 800 (!) лет археология не зафиксировала ни единой сколь либо значимой и заметной культуры. Объяснение подобному феномену пока не найдено.
3. Фатьяновско-Абашевское начало.
Восточный блок культур общности КШК-боевых топоров, а именно Фатьяновская-Абашевская-Приказанская показаны на схеме 2 под номерами 4, 5-6,12 соответственно. Хотя в [12] Приказанскую культуру однозначно относят к финно-угорскому этносу, но вывод этот очень спорный. Фатьяновская культура (2500-1500 лет до н.э.) являлась своеобразной базой формирования и расселения всего арийского и постарийского (киммеро-скифы и праславяне) мира – об этом более обстоятельно изложено в предыдущих работах [8,9,10]. Именно в развитие Фатьяновской культуры образовались западный и восточный кластеры Абашевской культуры, откуда «северным маршрутом» начали свой тысячелетний путь на восток легендарные арии, начертавшие по всей Евразии свой след в виде Сейсминско-Турбинского культурного феномена – высокоразвитой цивилизации эпохи бронзы. Немного позднее «южным маршрутом» начали расселение на восток и юго-восток с территории КШК и Среднеднепровской культуры будущие киммеро-скифы, что происходило через культурно-исторические сообщества Катакомбная и Срубная - №7 на схеме 2. На схеме 5 представлено «древо» - диаграмма расходящихся постарийских культур ариев и киммеро-скифов – пока без учета праславян – за период от 3000 до 1000 лет до н.э. (для удобства слева дана шкала времени). Построено оно на основании данных предыдущих работ с учетом неразрывности и последовательности цепочки и «веера» культур во времени и пространстве. Далее мы попытаемся выстроить логичное продолжение этого древа, его праславянскую, славянскую и, возможно, уже русскую ветви. Для этого еще раз вернемся к цепочкам культур: Фатьяновской-Абашевской-Поздняковской-Тштинецкой-Сосницкой-Лужицкой, а затем далее во времени к Чернолесской-Бондарихинской и к «кусту» из четырех схожих культур середины I-го тысячелетия до н.э. – середины I-го тысячелетия н.э., географически располагавшихся на территории современной европейской России – это Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая и Дьяковская культуры (в дальнейшем ДД-Ю-Г-Д).
Расссмотрим этническую ситуацию в Восточной Европе и на Русской равнине периода от 2000 до 1500 лет до н.э. К 2300 годам ученые уже не находят следов культуры шнуровой керамики (КШК). В её восточной части с 2500 года начинает формироваться Фатьяновская культура (2500-1500 лет до н.э.) – по ряду основных признаков (в том числе и по генетике) прямой наследник КШК, и немногим позднее, уже на базе Фатьяновской формируется Абашевская культура (2150-1750 годы до н.э.), разделенная в пространстве сотнями километров на два кластера: восточный - №6 на схеме 2 и западный - №5. По некоторым данным существовали не два, а даже три кластера Абашевской культуры и самый восточный из них – так называемый «Уральский» (на схеме не показан) – еще один след от вытягивания арийских племен с территории Фатьяновской культуры на восток в Зауралье и далее на юго –восток в Среднюю Азию и Индию. Западный кластер Абашевской культуры определен по меридиану от Москвы до Воронежа и даже южнее
Подобная не совсем обычная двойная и даже тройная конфигурация Абашевской культуры имеет следующее объяснение: это есть последствия разделения изначально единого рода ариев гаплогруппы R1a (в рамках КШК-боевых топоров), конкретно её восточной части в форме Фатьяновской культуры, на два родственных субклада – Z93 и Z280. Первый из них станет со временем родоначальником тех самых легендарных ариев из Авесты и Ригведы и их ответвлений на маршруте движения за Урал, оставивших «инверсионный след» в виде киммеро-скифского и далее сарматского круга культур, а вот вторые – это уже рода будущих славян. Напомним, что именно к данному постарийскому субкладу R1a-Z280 по мужской Y-хромосоме относится половина современного мужского населения славян России, Польши, Украины. Разделение рода R1a на эти два субклада произошло где-то на территории КШК на рубеже IV- III тысячелетий до н.э., и до поры до времени они обитали вместе в рамках одной культуры. Но вот уже начиная с эпохи Абашевской культуры ветви одного арийского ствола начинают раздельное существование. Дальнейшее развитие западный Абашевский кластер (наиболее нам интересный) получил уже в культуре Поздняковской (1700/1500 – 1000 лет до н.э.) – №7 на схеме 3. Поздняковскую культуру часть ученых считает продолжением и развитием Срубной культурно-исторической области – №7 на схеме 2 – (это общность культур киммеро-скифского круга), но ровно столько же аргументов выдвигают их оппоненты в пользу фатьяновско-абашевской прародины поздняковцев [13]. Здесь очень красноречиво выглядит свастика на их керамике. Мы же пока отметим для себя первую возможную цепочку праславянских, даже протославянских (так будет «подревнее») культур: Фатьяновская-запад Абашевской-Поздняковская. В это время арии продвинулись далеко на восток и их первые отряды вторгаются в Индию и Иран с территории Андроновской культуры (2300-1000 лет до н.э.) - №10 на схеме 2.
4. Поздняковско-Бондарихинская прародина?
Немного о Поздняковской культуре. Здесь был сохранен древний погребальный обычай их предшественников - абашевцев и фатьяновцев – ингумация в положении «скорчено на боку». Любопытно пишут о Поздняковской культуре в энциклопедиях: « ...находилась под сильным воздействием пришлых из лесостепей Верхнего Подонья ираноязычных племен» [Wikipedia]. И вот эта «ираноязычность» на Дону репетуется в любом источнике как мантра – ну откуда известно о языке «Верхнего Подонья» (а это уже под Тулой) за две тысячи лет до Рождества Христова?! Отвечаю – ниоткуда! Так принято считать в приличном научном обществе. То же касается не менее пресловутой «балтоязычности», но об этом ниже.
Далее мы увидим, что через несколько сот лет «поздняковцы» сами станут пришлыми в культурах, располагавшихся уже в упомянутом «Верхнем Подонье», а затем маятник миграций снова качнется в обратную сторону – с юга на север. Некоторые авторы утверждают, что Поздняковская культура в качестве «дочки» Срубной культурно-исторической сообщности (а это и есть те самые «ираноязычные племена Верхнего Подонья») была вытеснена и ассимилирована ... финно-уграми [14]. Переведя на понятный человеческий язык, это выглядит следующим образом: нагрянули угры, мужчин перебили, а женщин захватили в полон, заняв территорию покоренных «иранцев». Но следов подобных катаклизмов не выявлено, а подобные заявления делаются из нужды хоть как-то связать якобы финно-угорскую топонимику (которая при более тщательном анализе оказывается совсем не финской) и мнимую ираноязычность тогдашних обитателей центра России. Сама постановка вопроса – финны или «иранцы» на Верхнем Дону – не смущает уважаемых ученых, хотя, чтобы отринуть и то и другое достаточно просто взглянуть на карту без академических очков (где мы и где финны с Ираном?), призвав на помощь обычный здравый смысл. При большом желании топонимику центра России можно привязать хоть к папуасам, но на самом деле древние имена наших рек и речек, возвышенностей и низин легче всего соотнести с санскритом ведической Индии, что и сделано в работах [15].
И вот при всем при этом, при ярком пиетете ведущих археологов в их отдельных работах перед финно-уграми и балтами, вроде как заселявшими до нас на рубеже Эр все пространство европейской России едва ли не от широты Курск-Воронеж и далее до Ледовитого океана, они же в академическом 20-томнике «Археология СССР» отводят балтам «всего лишь» их законную Прибалтику с небольшим расширением за счет Пруссии, а финно-уграм опять-таки их «законную» Финляндию-Эстонию-Карелию и упоминают о вымерших протофинских племенах Приладожья, Верхней Волги и о ныне здравствующих угорских народах Поволжья и Урала [16]. То есть в отчетном, итоговом труде работы целых институтов ученые не рискнули прямо заявить о своих любимых финнах и балтах в центре и западе современной европейской России. Но поскольку славянам (или, паче чаяния, русам) здесь до 7-8 века н.э. быть не полагалось, то приходилось «подтягивать» на роль насельников и едва ли не автохтонов северных соседей.
Немногим ранее рассматриваемого периода - в 21 веке до н.э. – и западнее района Поздняковской культуры, а именно в южной половине современной Польши в качестве наследника («дочки», если угодно) КШК формируется Мержановицкая культура, просуществовавшая до 16 века до н.э. - №4 на схеме 3. Определена она на территории КШК-боевых топоров, то есть географически преемственность соблюдается, но вот временное – не очень: археологи доводят существование культуры шнуровой керамики (КШК) до 24 века до н.э., а Мержановицкая начинает свой отсчет только с 21 века до н.э. Опять наблюдается разрыв в 200-300 лет во времени в рамках все того же «белого пятна». Погребальный обряд Мержановицкой культуры таков же, как у всех арийских и постарийских племен III-II тысячелетий до н.э.: поза адорации – на боку скорченно. Причем для данной культуры четко отмечено гендерное разделение: мужчин хоронили на правом боку, женщин – на левом, ровно как и в Фатьяновской . Считается, что Мержановицкая культура является прародительской для знаковой в поисках праславянской прародины культуры Тштинецко-Комаровской – №1 на схеме 3. Здесь на схеме сплошной линией очерчено основное (изначально определенное) ядро поселений «тштинетинцев» - это территория Белоруссии – но вот дальнейшие исследования позволили «растянуть» ее границы по широте от Нижнего Одера до верховьев Оки и Дона [17] – обозначено пунктиром.
В последнем случае мы можем с уверенностью говорить о преемственности этих двух культур во времени и пространстве – Мержановицкой и Тштинецко-Комаровской - и, помимо того, укажем на ряд сходных признаков культур, позволяющих в данном случае утверждать о некой связывающей их «праславянской нити». Помимо одинакового похоронного обряда (курганные могильники с трупоположением «на боку скорченно») сюда можно отнести сходство жилищ, керамики, украшений, оружия и бытовых предметов. Кроме того, в работе [18] представлен обзор имеющихся сведений о прародине славян с соответствующими картами и схемами, и сделан однозначный вывод о праславянстве Тштинецко-Комаровской культуры (по крайней мере, что касается славян центра Европы). Мы также придерживаемся этой концепции: Тштинецко-Комаровская культура явилась одним из этапов «Великого расселения» обитателей общности КШК-боевых топоров, в результате которого на этнической карте Европы появились славяне, арии, киммеро-скифо-сарматы, ну, и русские, в конце концов.
Сосницкая культура соседствует с Тштинецкой территориально и во времени (15-11 века до н.э.) - №2 на схеме 3. Википедия указывает: «Сосницкая культура слабо изучена, для классификации недостаточно материалов, судьба ее не выяснена». Вот такие безрадостные картинки, но для целей нашего исследования Сосницкая культура весьма интересна, так как она определена в пределах современных Курской и Брянской областей – родное Черноземье – и по некоторым обрывочным данным вполне может претендовать, как и Тштинецкая, на «праславянскость», но мы эту тему пока педалировать не будем: и без Сосницкой достаточно материала для выводов. Археологи говорят о сосуществовании на протяжении довольно значительного времени – до 300 лет – именно в зоне Черноземья населения Абашевской культуры (западный кластер) и Срубной культурно-исторической общности. В частности, известно о поселениях по берегам Дона, Воронежа, Тихой Сосны и даже Битюга периода 1700-1500 лет до н.э. Опять же подчеркиваем: в зависимости от принадлежности к той или иной научной школе (историческому мировоззрению) одну и ту же культуру центральной части России ученые относят либо к финно-уграм, либо к балтам, либо к «скифоидным племенам» - самое смешное, что по одним и тем же признакам. Эти этносы, вообще-то, - вершины одного треугольника и друг с другом они не связаны. Та же участь постигла и загадочную Сосницкую культуру, так как соснихинцы применяли погребальный обряд смешанного типа: есть кремация в могильниках, но есть и трупоположение.
Известно что, по крайней мере, киммеро-скифским племенам Срубной КИО (Северное Причерноморье) кремация не была присуща. Также и финно-угры предпочитали хоронить своих покойников в целом виде. Получается, обитатели Сосницкой культуры такие же праславяне, как и их соседи из Тштинецкой. Некое небольшое славянское племя, позже растворившееся в соседних родственных родах. За неимением данных по ДНК настаивать не будем: Сосницкая культура не являлась какой-то особо значимой и ключевой на пути формирования первых славян на постарийском этническом пространстве.
Подобной ключевой культурой для западных славян стала Лужицкая культура - №3 на схеме 3 (1300-400 лет до н.э.), отмеченная большей частью на территории все той же Польши. Известен один результат по ископаемой ДНК, и это оказался вполне ожидаемый «праславянский субклад» R1a-Z280. Как говорили на уроках алгебры: «что и требовалось доказать». А уж Поморскую культуру (6-2 века до н.э.) – на схеме не показана, входит в Лужицкую – практически безоговорочно приписывают венедам, то есть западным славянам.
Посмотрим, что в это время происходит восточнее. На рубеже порядка 1000 лет до н.э. Тштинецко-Комаровская культура «растворяется» в Лужицкой и, возможно, в Чернолесской (по крайней мере, акад. Б.А. Рыбаков относил ее к праславянской). И вот теперь внимание! На базе Поздняковской культуры формируется Бондарихинская - №6 на схеме 3 (1100-750 лет до н.э.), неоднократно встречавшаяся нам ранее (здесь и в предыдущих работах) на пути поисков нашей прародины. Продолжает существовать «невыразительная» Сосницкая. Все перечисленные культуры по ряду признаков не могут одновременно относится к «ираноязычным скифоидам», к финно-уграм и к балтам (хотя, кого считать за балтов). Но вот если заменить всех трех претендентов одним – праславянским – тогда все «пазлы» ложатся на место и начинают сходится все признаки культур – и главные и второстепенные. «Букет» из Тштинецко-Комаровской, Лужицкой, Сосницкой, Чернолесской, Поздняковской и Бондарихинской культур подозревали на «праславянскость» также и ученые со всем известными именами, но не все эти культуры сразу, а по отдельности. Так, Рыбаков за таковые принимал Тштинецкую и Чернолесскую, а остальные за финские и балтские [19]; также «тасовали» данную колоду и прочие авторитеты: если какая-то культура праславянская, то остальные должны быть балто-финско-скифские. Все культуры разом ну никак не могли быть праславянскими.
Интересно, что примерно в это время – порядка тысячи лет до н.э. – в сознании практически всего населения Русской равнины происходит культурологический сдвиг: погребальный обряд меняется с ингумации (как правило, на боку скорчено) на кремацию. Это обстоятельство отмечается на всех славянских территориях I-го тысячелетия до н.э.: от Одера на западе до Волги на востоке. Киммеро-скифы Срубной КИО и последующие за ней культуры скифов и сармат остаются верны ингумации, но также меняют свойственное им положение покойных «на боку» в положение «вытянуто на спине» (как по современному христианскому обряду).
Удивительно, что западные соседи праславян – кельты и будущие германцы – примерно в то же время переходят от обычаев ингумации (трупоположение, в основном, на спине вытянуто) к сожжению своих покойных. По обряду захоронений практически вся Центральная Европа этого периода относится к культуре Полей погребальных урн (с прахом) - (1300-700 лет до н.э.). Что именно послужило причиной подобной глобальной деформации сознания и верований остается неясным, как и то, кто у кого перенял эту «моду»: европейцы у праславян, или наоборот. Но факт остается фактом: обряд трупосожжения распространился исторически мгновенно в течение жизни всего нескольких поколений. А не было ли это связано с распространением в Европе индоевропейского языка, носителями которого однозначно являлись арии КШК-боевых топоров и, естественно, их потомки из постарийских культур, в том числе праславянских?
Вернемся к Бондарихинской культуре. Ее формирование связывают с Поздняковской культурой. Так, в Wiki сказано: «...сформировалась...при непосредственном влиянии Поздняковской». А Поздняковская, в свою очередь, связана с предшествующей ей Абашевской культурой – ergo, Бондарихинская являет собой дальнейшее ответвление еще более древней общности КШК-боевых топоров. Тем не менее, в [20] с удивлением читаем следующее: «...по мнению ряда исследователей Бондарихинская культура представляет типичную финно-угорскую линию развития» (это на Среднем-то Днепре и в Поворонежье! – авт.) – подобные выводы лежат за пределами сознания. С другой стороны, М.Гумбутас и Ю.А. Рыбаков говорят о «прабалтской принадлежности» этой культуры. И еще вопреки двум предыдущим мнениям и прямо им противоположное: «Бондарихинская культура (несмотря на «финскость» и «балтскость» – авт.) послужила основой для становления в Днепровском степном левобережье культур скифского времени» [21]. Ну, это как?! Опять все свалено в одну кучу, все тот же неизбежный и незыблемый для I-го тысячелетия до н.э. триумвират из финнов, балтов и скифов. Совершенно разные народы по всем параметрам, в том числе и по языку - «в одном флаконе», «три в одном». Этот раздрай - он от безысходности, от незыблемости канона : хоть черти с инопланетянами, но только не славяне (хотя бы и с приставкой пра-). Не положено в ту эпоху быть ранним славянам на Русской равнине, а вот в Польше – пожалуйста!
Справедливости ради следует отметить, что в этом абсурдном многоголосии есть и здравые суждения не менее известных специалистов (но их не слышат): «... в конце II-го тысячелетия до н.э. в начале среднего этапа Поздняковской культуры носители этой культуры начали свое движение из Волго-Окского междуречья на юг [22]. И еще там же: «в это время начался отток части срубного населения (киммеро-скифы – авт.) из Подонья и Поднепровья, оставшаяся часть послужила субстратом для сложения Бондарихинской культуры». И еще в том же ключе: «Бондарихинские памятники иллюстрируют процесс развития Поздняковской культуры» [23]. Или: «...происхождение Бондарихинской культуры можно связать с Поздняковской культурой» [24]. - Sic! Вот и мы в дальнейшем будем исходить из принципиальной опоры на последовательность и преемственность доарийских и постарийских культур протославянского круга, а именно: КШК-Фатьяновская-Абашевская (зап.)-Поздняковская-Бондарихинская. Диаграммы (древо) расхождения этих и вышеперечисленных культур от единого «ствола» культур КШК и Фатьяновская показаны в масштабе времени на схеме 6. Сюда же можно было отнести и Лебедовскую культуру (южная половина Белоруссии – на схемах не показана), но ее происхождение на данном этапе пока неясно: оно могло быть как из Поздняковско-Бондарихинской пары культур, так и из Сосницко-Тштинецкой. Стрелками показаны предполагаемые «направления расхождений» культур. Дальнейшее развитие праславянских и славянских культур будет представлено далее – схема 8.

Автор - studenh
Дата добавления - 04.09.2017 в 18:32:05
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Проторусский этнос на рубеже Новой эры (часть 1) (Раздельное формирование двух блоков славянства)
Страница 1 из 11
Поиск:
Загрузка...

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2017); Сайт управляется системой uCoz