[ Литературные клубы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Plotnick 
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Двуединая Русь - часть2 (окончание статьи)
Двуединая Русь - часть2
studenhДата: Пятница, 15.12.2017, 11:25:30 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
Вывод напрашивается такой. К 865 году в Поднепровье, а то и по всему Северному Причерноморью обитали воинственные и предприимчивые русы, причем к этому времени настолько могущественные, что могли себе позволить серьезный набег на столицу восточного мира – Константинополь, причем за тысячу километров от родных берегов, морским путем, преодолев Черное море. Только так можно понимать эскапады и филиппики патриарха Фотия в адрес руссо-россов, потрясших великую империю. Еще и такой вывод: к 865 году днепровские поляне уже называли себя руссами, а свою страну Русью.
Обратимся к так называемым «Бертинским анналам» [13] – это еще одно независимое письменное свидетельство о Древней Руси. В хрониках при одном из франкских монастырей есть упоминание о визите в 838 году в Константинополь послов народа «рос», правитель которого называл себя «каганом» (хаканом). Напомним, каган – официальный титул правителя Хазарии, называть так себя, значит, ставить вровень с повелителем могущественного каганата, контролировавшего в 9 веке огромную территорию Восточной Европы – см. схему 6 - и взимавшего дань, в том числе, и с некоторых славянских племен. Иными словами послы «кагана» народа «рос» хотели подчеркнуть перед византийским императором значимость своего сюзерена. При этом византийцы были прекрасно осведомлены о Хазарии, с которой то торговали, то воевали, заключая союз против арабов. Выходит, в 838 году, за 25 лет до ангажированного в ПВЛ появления Рюрика в Новгороде уже существовал союз племен Русь-Рось. Правда, в «Анналах» указано, что национальность послов была определена как «свеи», то есть, наверное, имелись в виду шведы (если на ту пору эта народность уже сформировалась), но это не меняет сути дела: у русского кагана послы могли быть любой национальности, не обязательно свои соплеменники. У Петра Великого тоже большинство специалистов были иностранцы – и что?
Арабы о Древней Руси.
Всего известно 23 арабских источника-свидетельства по Руси 9-12 веков, содержащих от одной фразы до нескольких страниц текста [14]. Основные моменты таковы.
1. О них ничего не известно авторам наших первых летописей;
2. Арабы, в свою очередь, абсолютно ничего не говорят об именах первых русских князей и вообще правителей, хотя титул упоминается в форме кнадз (князь) и хакан-каган (по аналогии с Хазарским каганатом);
3. Арабские источники сообщают о, по крайней мере, двух крупных военных экспедициях Руси на Каспийское море (Дагестан-Азербайджан-Персия). Одна из них состоялось по маршруту Дон-Волга-Каспий в начале-середине 10 века, русы в итоге терпят жестокое поражение уже на обратном пути с награбленным имуществом и рабами (увы, таковы были нравы того времени). Другая в 943 году по необычному и странному пути по реке Кура в Закавказье и с возвращением той же дорогой. До Куры надо было еще добраться опять же Черным морем и далее вверх по речкам Колхиды до водораздела с Курой, но факт есть факт;
4. Это были не просто воровские набеги шумной ватагой, а именно военные походы со штурмом городов, боестолкновениями с регулярными войсками персов и арабов;
5. Один из источников [15] говорит о появлении русов на южном берегу Каспия во второй 9-го века (!), и он же сообщает: «Русы были здесь при Хасане ибн-Зайде» (а это 864-884 годы правления). Надо понимать, что здесь и выше речь идет о целом русском войске в десятки тысяч человек, так как источник сообщает о 500 судах-однодеревок;
6. Совершенно фантастическая – на первый взгляд – цитата из арабского свидетельства [16]: «На запад от города, называемого Аль-Джазира (а ведь словечко-то на слуху как современное арабское информагентство) находится город, именуемый Ишбилия, при большой реке, которая есть река Куртаба (Кура?). В этот город вошли язычники, которых называют рус...». Это из рассказа о войне халифа со славянами в 757 году (!!!).
Получается, имя русов и сила их оружия были известны на Востоке едва ли не вровень, а то и ранее первого появления Олега (или Игоря) с дружиной в Киеве в 882 году. Или то были другие русы, не новгородские и не киевские? Русы, владевшие искусством мореплаванья, кораблестроения, морские разбойники, штурмующие Царьград и города персов и арабов?! Закрадывается подозрение, будто арабы говорят о какой-то другой Руси, нам не ведомой, Руси, о которой ничего не слышали наши первые летописцы. Напомним, первые буквицы в ПВЛ наносились только лишь в начале-середине 12 века, а у арабов речь идет о веке девятом! То есть, по крайней мере до 12 века с востока на Русь не поступало абсолютно никакой информации: между христианским Западом и мусульманским Востоком связь прервали на 300 лет кочевые орды сначала печенегов, а затем и половцев.
Несколько арабских свидетельств разделяют какую-то общую, известную им, Русь на три составные части: одна Русь со столицей в Куябе (Киев), другая Русь называется у них Славия-Славония (новгородские словене) и третья Русь – загадочная Артания, Арта. Последняя находится «на сыром нездоровом острове размером в три дня пути и окруженном морем». Вот что это за Артания и где она была – ученые ломают голову без малого тысячу лет. По Иловайскому [3] речь идет о некой Черноморо-Азовской Руси, сложившейся на осколках постгуннского разорения из славян-роксолан. Одно время этой Руси подчинялись и касоги-ясы Прикубанья и Северного Кавказа, а также часть Боспорского царства. Тмутараканское княжество с его необычным для русского уха названием он именует наследником именно этой Азовской Руси-Артании, а «нездоровый остров, окруженный морем» - это ... Тамань. Вообще-то, Тмутаракань – это русская производная от греческого названия этой местности – Таматарха, а отсюда уже недалеко и до Артании. Нашествия печенегов, а затем и половцев, постепенно отсекли эту южную часть Руси – Артания-Тмутаракань – от северных соплеменников, пока она совсем не исчезла в результате завоевания и разорения монголами. Но в нашей памяти и истории Тмутаракань Таманская осталась, в том числе, и на страницах Начальной летописи (ПВЛ), где упоминается русское княжество Тмутаракань 11 века, но без расшифровки ее происхождения и такого загадочного географического разнесения в пространстве с «метрополией» - основным Киевским государством.
Загадки Начальной летописи.
Мы имеем достаточно много свидетельств о существовании загадочной Южной Руси, наводившей ужас на соседей ближних и дальних, знаем также о Руси Киевской, где с 882 года правил Олег, прозванный впоследствии Вещим. Но вот о северной Руси, о Новгородчине, известно совсем немного. ПВЛ говорит нам о появлении здесь варягов во главе с Рюриком в 862 году. Хотя годом ранее те же варяги были предварительно оттуда изгнаны. Летописец ставит нас в известность о какой-то иноземной деспотии, но без подробностей. Характерно и то, что новгородско-псковская земля никогда не называлась ее обитателями Русью. Хотя в ПВЛ на этот счет имеется фраза, ставящая в тупик исследователей еще раз: «Новгородцы – те же люди от варяжского рода». Так словене они (в смысле одно из славянских племен) или сплошь варяги? Комментарии на этот пассаж тоже туманны. Очень похоже на не совсем корректные позднейшие вставки переписчиков, которые исправляли доставшуюся им в руки древнюю историю по своему разумению – согласно эпохе, в коей обретались – либо по наущению власть на тот момент предержащих. Однозначно, получается, по ПВЛ, что новгородцы происходят от варяжского племени – по-другому эту фразу осмыслить невозможно – то есть варяги?! Тут же такая информация: «Варяги в этих городах (имеется в виду Ладога, Белозеро, Изборск, Ростов) находники, а коренное население в Новгороде – словене...». Невообразимая путаница в самых коренных, основополагающих наших установках и как верить после такого Начальной летописи?!
Еще одна странность древних манускриптов: если считать, как это предписывает ПВЛ (в переводе Лихачева) варягов именно племенем варяги-русь, от которых и все подвластные им славяне и вся земля их стала прозываться Русью, то почему этот этноним с ходу прижился только в Киеве при вокняжении там Олега в 882 году – на земле полян – и никак, никоим образом не пристал к словенам и кривичам новгород-псковской земли даже три столетия спустя (хотя, по ПВЛ, именно словене и кривичи и кликнули варягов-русь на царство)? Только в «Русской правде» Ярослава Мудрого [17]– а это первая половина 11 века – уравниваются в правах «русины и словенины», чему, безусловно, способствовала массовая миграция южного населения на север и экспансия Олеговичей-Ольговичей по всем азимутам.
В эту же эпоху – 9-11 века – подлинные викинги-норманны стали пугалом для населения Западной Европы, они даже штурмуют Париж, добираются до Сицилии, но нет ни единого упоминания об их походах на «пути из варяг в греки». Как нет никаких археологических свидетельств о пребывании каких-либо заметных массивов норманнов – за исключением относительно небольших отрядов наемников и их захоронений – на территории Поднепровья, да и на Новгородчине. А тут речь идет о десятках тысяч воинов, целых армий вторжения, не заметить которые невозможно. Варяги – безусловно, пришлый элемент среди туземных славяно-финнских племен. Кроме того, летописцы осознавали разность понятий, этнонимов «русь» и «словене-кривичи» - даже для них, для их эпохи - а это 12 век - дошли отголоски изначального раздельного формирования элементов ставшей единой - при их бытности - Руси. Племена, даже не племена, а некие этнопонятия «русь» и «славяне» (славяне в широком, метацентрическом смысле) – это не монолит, это дуалистическое единство противоположностей, капли ртути, вечно стремящиеся воссоединиться. Русь изначальная – это самоназвание славянского племени полян (Среднее Поднепровье, Киев), генетических близнецов всего славянского мира, и это имя сразу и, безусловно – так по логике событий – принимает Олег с дружиной с 882 года.
Этот факт, в то же время – одно из основных противоречий Летописи. Ведь русь (как варяжское племя) пришло в Киев с севера, где перед этим те же варяги правили уже 20 лет. Но там, на Новгородчине и Псковщине, при этом не остается ни единого следа этих пришельцев: туземцы упорно продолжают именовать себя словене и кривичи, меря и весь. Что же, абсолютно все варяги-русь перебрались вместе с Олегом в Киев, а кто же тогда, как в анекдоте, в лавке остался? Здесь либо неудачная позднейшая вставка (напомним, сами летописи до нас не дошли, есть только списки не ранее 14 века), либо сам летописец запутался в попытках обосновать легитимность, знатность и древность современной ему княжеской власти с помощью мифа о призвании варягов-русь в Новгород.
Вспомним еще раз как выглядело это призвание по мнению большинства научного сообщества вот уже три столетия подряд. На юге Скандинавии обитает одно из племен варягов, которых соседние финны зовут ruotsi (руотси); эти варяги прибывают по просьбе новгородской федерации славян и финно-угров к ним на ПМЖ, объявляя аборигенам, что финны зовут их, варягов, руотси. Но вам, аборигены, это будет сложновато, поэтому зовите нас просто – русь! И да, кстати, вы так тоже теперь будете все называться. Новгородцы пропустили такую этнонимику мимо ушей, не прониклись, а вот киевлянам с ходу понравилось: на днепровской земле вместо банального и всем привычного «поляне» новомодное словечко «русь» моментально прижилось. Мало того, все ближние и дальние царства-государства стали звать новоявленное образование «Русь», а ее население русами. Именно такой расклад возникает из прямого перевода-пересказа нашими академиками Начальной летописи, начиная еще с «ломоносовских немцев». Между прочим, киевские славяне в ту пору никогда себя славянами не называли. Такой парадокс: новгородцы не именовали себя русами, а киевляне - славянами и так первые лет триста Древнего Русского государства
«Числа» в Повести.
Начальная русская летопись, она же Повесть Временных Лет, писалась по одним данным в 1116-1119 годах, а по другим в конце 12-го начале 13 века, и сообщает она о событиях 862-882 годов и далее. Самого этого манускрипта физически не существует, мы имеем только работу многочисленных последующих переписчиков, не всегда добросовестных и постоянно норовящих подправить рукопись по своему разумению или сообразно современной им политической конъюнктуре и указаниям вышестоящего руководства (князя, либо настоятеля монастыря). Напомним, что по некоторым данным [3], ПВЛ писалась при князе Рюрике Ростиславовиче. Автор летописи отталкивается в своих сочинениях от известных ему и документально зафиксированных событиях, таких как нападении русов на Константинополь в 865 году, столь ярко описанном в «беседах Фотия». Именно от этой даты, как «от печки», пришлось «плясать» составителю нашей летописи. Нападение на Царьград в 865 году автор ПВЛ вынужден приписать рюриковским варягам Аскольду и Диру, которые сразу по прибытии основного ядра варягов во главе с Рюриком на новгородчину, зачем-то устремились по Днепру на юг – к Киеву. Здесь они практически мгновенно (чтобы поспеть к 865 году под Константинополь) организуют валку леса и выдалбливание сотен судов-однодеревок с формированием штурмовых команд и экипажей, знакомых с навигацией по Черному морю (это в сухопутном-то Киеве).
Следующее – после 865 года – документально зафиксированное упоминание о Древней Руси – это договор Олега с греками-византийцами от 911 года. В договоре том, между прочим, Олег именуется Великим князем, ни больше и ни меньше, а никак не регентом при Игоре. Хотя Игорю в это время уже 33 года, и он мог бы сам искать «чести и славы» под Царьградом. Но что-то не срослось – и вся слава досталась Вещему Олегу, дяде-регенту-опекуну при 33-летнем «несмышленыше». Текст договора позволяет предполагать наличие каких-то существенных предварительных оснований и условий, благодаря чему русская сторона получила целый ряд преференций и уступок. Действительно, летописец красочно живописует о походе Олега на Царьград в 907 году со ставшими хрестоматийными подробностями фантастического плана – прибитие знаменитого щита к воротам и катание ладей под парусом на колесах (что на самом деле технически неосуществимо). Но вот в весьма подробных и дотошных византийских хрониках ничего этого нет, как нет самого похода. Молчат современники-очевидцы и последующие писатели и историки (включая знаменитого императора-ученого середиены 10 века Константина Багрянородного).
«А был ли мальчик?» - спрашиваем и мы в очередной раз. А вдруг, и это грандиозное выступление «всей Руси» в союзе с печенегами также плод воображения авторов ПВЛ? Хотя возможен вариант, при котором слухи о необычайно грандиозном военном предприятии со стороны Руси и ее союзников дошли до ушей тогдашнего императора и он, совершенно в духе римско-византийской политической традиции по отношению к варварам банально решил откупиться. Так в 911 году появился этот договор – без реальных военных действий, а только благодаря демонстрации военной силы. Что эта демонстрация была нас убеждают необычайно льготные условия договора для Руси – адаптированный для чтения текст договора, представлен, например в [18]. Ровно также произошло при князе Игоре, когда его поход на Царьград в 944 году закончился богатым подношением со стороны греков и выгодным договором 945 года, во многом повторяющим статьи от 911 года – см. [19]. Правда, предыдущее нашествие Игоревого войска на Костантинополь в 941 году закончилось полным провалом и буквально бегством остатков русского войска.
Олег и Игорь.
Непонятны и даже подозрительны отношения в системе координат Рюрик-Олег-Игорь. Год рождения Рюрика, естественно, неизвестен, но вот дата кончины имеется – 879 год. За год до этого печального события у Рюрика от жены Ефанды (упомянутой только в Иокимовской летописи) рождается сын – будущий князь Игорь и это год 878. Рюрик, умирая, завещает все заботы о младенце-наследнике, а заодно и обо всем государстве, Олегу. Олег - в одном варианте летописи просто приятель-сослуживец Рюрика, он же предводитель каких-то отрядов, а в другом брат упомянутой Ефанды – становится регентом-правителем при Игоре. В таковом качестве он в 882 году захватывает Киев (по дороге прихватив Смоленск), убивая при этом правивших в Киеве варягов Аскольда и Дира (тоже странный дуумвират). Далее следует захват соседних славянских земель с соответствующим расширением Киевского княжества.
На 907 год Олег предводитель русских войск, как бы осаждающих Царьград с последующим «прибитием щита к вратам». Игорь в это время заседает в Киеве, ему под 30, но реально всем заправляет дядя Олег. На следующий год после подписания с греками триумфального для Руси договора, то есть в 912 году Олег внезапно умирает, по легенде от укуса змеи. Власть, наконец-то, переходит к как бы законному наследнику Игорю. Он продолжает политику своего предшественника по собиранию славянских (и не только) земель под свой скипетр – об этом далее – и также предпринимает целых два похода на Византию. Правда, обдумывал он эти экспедиции почти 30 лет(!) и решился уже в возрасте за шестьдесят. Первый состоялся в 941 году, армия Игоря потерпела поражение и была вынуждена ретироваться ни с чем и с большими потерями. Между прочим, известен обратный маршрут остатков Игорева флота: от Царьграда на восток вдоль побережья Малой Азии до Синопа и оттуда открытым морем в Крым и далее пешим порядком. Вот так круто «мореманили» славяне тысячу лет назад. Второй поход 944 года оказался успешным: обошлось без штурма и больших жертв - греки откупились богатыми дарами и выгодным Руси мирным договором. На следующий год Игорь погибает в схватке с соседними древлянами при попытке ввести «двойное налогообложение» - то есть собрать дань (полюдье) дважды. За это он и поплатился. На престол всходит его малолетний сын, будущий «герой Руси» Святослав, но фактически «на хозяйстве» деятельная вдова Игоря – княгиня Ольга. Святослав погибает относительно молодым в бою с печенегами, его сменяют сыновья Ярополк и Владимир – тот самый, креститель Руси.
Нельзя не упомянуть еще один хронологический ляп из летописи: в 903 году правитель-регент Олег привозит 25-летнему Игорю невесту Ольгу, ей всего 13 лет. Ольга рожает наследника престола Святослава только в 942 году, в возрасте, получается, 52 года, что едва ли возможно без экстракорпорального оплодотворения (да и Игорю на ту пору за 60). При этом ничего неизвестно о братьях и сестрах Игоря. Замечателен рассказ о путешествии Ольги в Константинополь, где ею был очарован император, безуспешно домогавшийся взаимности. Дело было в 954 году и было ей на ту пору 64. Авторы летописи явно не в ладах с цифрами, или же, что вернее, летопись, ее начальная фаза, состоит из мифов и легенд, зачастую позднейшего происхождения.
Летописец - кто бы он ни был - был связан в своем «положении чисел» своеобразным прокрустовым ложем из трех документально зафиксированных дат реальных исторических событий. Это «Беседы Фотия» с описанием нашествия русов на Константинополь в 865 году и договоры греков с Олегом от 911 года и с Игорем от 944 года. Автору ПВЛ пришлось буквально подгонять даты жизни и смерти основных героев под свою концепцию призвания варягов и их предводителя Рюрика с оглядкой на приведенные цифры. О существовании князя русов Игоря западный мир узнает из договора с греками от 944 года. Вернее, не из самого договора, а из каких-то византийских хроник, упоминавших о таковом. Но династия начинается не с Игоря. Летописцу необходимо как-то связать 944 год и 865 – год первого появления русов под стенами столицы империи. Игорю назначают отца – Рюрика (хотя, вполне вероятно, что это реальный исторический персонаж). Рюрик по версии летописца основатель правящей в его время княжеской, даже великокняжеской династии, но, тем не менее, в Повести при всем при этом он персонаж третьестепенный. Он появляется на Новгородчине, проживает там тихо-мирно 17 лет и, кроме зачатия сына Игоря – по странному стечению обстоятельств уже накануне собственной кончины – более ничем не славен. После подвига «зачатия» Рюрику уже нечего делать на страницах Повести, и автор лишает жизни своего скромного героя. По принципу «мавр сделал свое дело...». Дополним: о варяге - даже скорее предводителе варягов - по имени Рюрик, правившего на земле словен и кривичей, не сообщает ни один иноземный источник.
Куда логичней было бы объявить Олега отцом Игоря и, стало быть, родоначальником киевских князей, но что-то автору помешало. Но что именно? Напомним, что ПВЛ составлялась в Киеве, где на ту пору еще помнили, что они – киевляне-поляне – никаких варягов себе на княжение не вызывали – те сами свалились им на голову в 882 году в виде дружины Олега, объявившего Киев «матерью русских городов» (тоже странность: почему не отцом?). В ПВЛ перечислено 12 славяно-русских племен, образовавших Древнюю Русь (древнюю в нашем понимании), но к варягам-то обращались только словене и кривичи и более никто, а значит, остальные были вовлечены в союз не совсем добровольно. Смахивает на «Союз нерушимый республик свободных», то есть СССР.
Летописание велось при монастырях, а это стало возможным не ранее 988 года – года Крещения Руси, а реально оно началось лет на 50 позднее по мере формирования и становления непосредственно первых монастырей. ПВЛ датируется не ранее начала 12 века, тем самым события в паре Олег-Игорь отодвинуты от авторов более чем на полтора столетия и могли быть описаны только со слов каких-то глубоких старцев, помнивших рассказы своих дедов о великих временах «давно минувших лет», но уже в сильно искаженном виде. В год кончины Олега Игорю где-то 35 лет (по другой версии вообще 45). Трудно представить такое затянувшееся регенство добровольным с его стороны. Десятки лет Русью правит полновесный Великий князь Олег (так он именуется в договоре с греками), да к тому же «Вещий», а при нем где-то сбоку 35-летний отрок Игорь (так и хочется сказать Игорёк). Закрадывается вполне логичное подозрение: уж не Игорёк ли подослал ту самую змею дяде Олегу?
Предположим (а вдруг?) еще такие варианты. Что, если Олег физически, по особенностям организма не мог быть отцом Игоря и вообще кого бы то ни было? И киевляне 12 века (эпоха составления ПВЛ) были об этом осведомлены. Можно также допустить действие «лествичного права» - то есть передачи власти и состояния не старшему сыну (майорат), как это было принято в большинстве стран Европы, а старшему в роду (Россия ведь идет своим путем), благодаря чему враждовали до крови братья, дядья, сыновья и племянники, деля вотчину покойного родственника. Русь дробилась при этом на уделы и в итоге попала в вассальную зависимость от Орды. Если, допустим, Олег был братом – хотя бы двоюродным, или племянником – Рюрика, то он вполне по лествичному праву мог возглавить род (и все владения), а сыну Рюрика Игорю оставалось терпеливо ждать, когда дядюшку укусит подходящая змея и чтоб у того не случилось своих сыновей. Судя по тому, как различаются варианты Начальной летописи (Лаврентьевский список, Ипатьевский, Новгородский, не говоря уже об Иоакимовском) и путаются именно в хронологии первых трех, а то и двух князей, то и наши гипотезы не могут показаться фантастическими.
Князь Игорь, реально возглавлявший поход Руси на Царьград в 944 году никак не мог участвовать в таковом же нашествии 865 года. А вот его батюшка – с некоторыми натяжками - вполне себе по годам подходит (и уж тем более дедушка). Олег умирает в 912 году не своей смертью, и его возраст не представляется сильно преклонным: где-то слегка за 70. Он реально возглавлял Русь в походе на Царьград 907 года (по ПВЛ) и правит на Руси с 879 года после смерти Рюрика. Вполне себе подходящая и героическая фигура, воспетая в былинах и сказаниях (в отличие от Рюрика), но почему-то не заслужившая звания основателя династии. Ниже попробуем разработать еще одну генеалогическую версию.
Олег – вождь племени чудь.
А что, если Олег не принадлежал ни к варягам, ни к «титульной нации» словен-кривичей, а был ...чудин, ну, то есть происходил из племени чудь? Пусть даже какой-то вождь, или князь? Ведь по данным генетики современные потомки рюриковичей в большинстве своем относятся по первопредку к финно-угорской гаплогруппе N1c (N1a по новой классификации) – 15 из 16 испытуемых [20]. А это означает, что и князь Владимир, хотя и святой, но известный своим изначальным пристрастием к женскому полу (800 наложниц для будущего святого – это производственная норма того времени), и его дедушка Игорь – как основатели династии рюриковичей - принадлежали к той же гаплогруппе. Именно от этих корней разрослось ветвистое генеалогическое древо русских князей. И получается – от науки никуда не деться – первопредок всего клана, а это либо легендарный Рюрик, либо реальный Олег, либо вообще персонаж, оставшийся за скобками нашей истории, относились «по крови» к финно-уграм. Список исходных племен невелик, он представлен в Летописи: это либо чудь, либо меря или весь, мурома, мещера.
По нашим летописям выходит, что княжеская династия рюриковичей появилась в Киеве в конце 9-го века, но прибыла она в лице Олега и Игоря с Новгородчины, с севера. Киевский летописец 12-говека, прекрасно об этом осведомленный, вынужден сочинять для правящего в его время и благодетельствующего ему же князя (скорее всего это Рюрик Ростиславович), какую-то небывалую престижную генеалогию, сравнимую с родословной европейских «цезарей». Ну, а вдруг Олег был простой (хорошо, не простой, а главный) чудянин-мерянин? Не варяг, не словен, не кривич, а чудин... Не зря ведь во всех древних летописных списках при перечислении племен, то ли взывающих к варягам, то ли наоборот, от них открещивающихся, племя чудь (ЧюдЪ в летописи) выставляется на первом и вторых местах, не далее. Популярность чуди как племени в древней северной Руси была необычайна, чудь постоянно упоминается в качестве одного из основных отрядов войска Олега и Игоря как в походах на Царьград, так и в усобицах с соседями.
Легко предположить, что князь племени чудь, допустим, по имени Олег (кстати, происхождение этого имени от какого-то норвежского Helge ниже всякой критики), державший власть в северной федерации славян и финно-угров, отправляется в один прекрасный момент по Днепру на юг и захватывает Киев. При нем малолетний сын Игорь – тоже, естественно, чудин - который после гибели отца правит на всей Руси. Но киевскому летописцу 12 века претит упоминание о происхождении династии от каких-то уже полузабытых к тому времени чудинов и он «изобретает» Игорю отца из варягов. Ну, а имя этому мифическому отцу присваивается по аналогии с действующим на тот момент киевским Великим князем Рюриком Ростиславичем.
Великий Киевский князь первой половины 12 века – огромного государства, уважаемого и почитаемого как в Европе, так и в Азии ну никак не мог происходить от какого-то худородного и безызвестного чудина-мерянина. Да и память об этих народах уже начала стираться – подавай нам породистого предка знатного рода (хотя бы, из неведомых варяг). И вот уже в Степенной книге [21] род Рюрика выводится от Октавиана Августа – ни больше, ни меньше. Это уже похоже на Новозаветную генеалогию Иисуса из Назореи (простого плотника) от царя Давида – иначе паства не проникнется.
Расширение днепровской Руси по всем азимутам.
Но в нашей теме «Откуда есть пошла Русская земля» родственные отношения в трио Рюрик-Олег-Игорь не так суть важны. Показана вариантность событий, так как показания Начальной летописи можно извернуть на любой вкус и цвет – чем и занимаются поколения исследователей. Тем не менее, однозначно определено, что династия киевских князей основана была на земле кривичей-словен и их финно-угорских союзников – по-простому, на Новгородчине. Захват Киева северянами в конце 9 века положил начало объединению славян (и соседних народов) под скипетром князей киевских. Олег устанавливает столицу нового государства именно здесь, и его родная Новгородчина становится всего лишь одной из провинций страны.
Новорожденное царство-государство оказалось не очень ласковым к соседям ближним и дальним, постоянно расширяя свои пределы за счет покорения: древлян (883 год по ПВЛ), северян (884 год), радимичей (885 год) и далее по списку... Об изначальном вояже Олега с дружиной по маршруту Новгород-Смоленск-Киев в летописи сказано так: «...выступил в поход Олег и взял с собой много воинов варягов, чудь (заметим – чудь), словен, мерю, весь, кривичей». В этой фразе, отметим, во-первых, не упоминается племя «русь», что, впрочем, вполне логично, так как русь-племя и Русь-страна поджидали, по нашему убеждению, северных захватчиков в Киеве. А во-вторых, в указанном списке первыми поставлены варяги, но, то ли как наемные отряды скандинавов-головорезов, то ли как фирменная дружина, пришедшая еще с Рюриком. И в-третьих, опять-таки, чудь в перечне полков идет сразу за гвардией – варягами. Видимо, это неспроста: или боевые качества тогдашних чудинов превосходили остальных участников похода, либо их реальный вес в славяно-финской федерации был изначально так значим. Что интересно, в походе Игоря на Царьград через 35 лет племена перечисляются в таком порядке: варяги, русь, поляне (получается, это все разные этнообразования), словене, кривичи и тиверцы. Чудь уже не упоминается, равно как и остальные финские племена. Они наверняка присутствовали в армии Игоря, но, по прошествии времени процесс размытия изначального этноса пришлым славянским элементом достиг апогея и все стали словенами, а затем и русскими. Летописец через 250 лет после событий, уже не наблюдая сколь либо значимых в своем окружении массивов финно-угров, предпочел о них не упоминать. Либо переписчики еще через 250 лет, когда термины «чудь-меря» вообще выглядели анахронизмом, предпочли их игнорировать. Еще раз отметим, что самой Начальной летописи не сохранилось, мы используем списки с нее по времени не ранее середины 14 века, а уж как там и кто корректировал древнюю даже для того времени историю – одному Перуну известно.
Где-то в первые годы своего триумфа на территории Среднего Поднепровья новое, стремительно разраставшееся государство принимает наименование «Русь». Князья и войско становятся «русскими», хотя подданные русского князя продолжают делиться по племенному признаку. Впервые документально весь подвластный Олегу народ именуется «русами» в договоре с Византией от 911 года: «мы, от имени народа русского», или там же - «мы от рода русского».
Собирая дань с древлян, в 945 году погибает Игорь: древляне не стерпели «двойного налогооблажения» со стороны Киева, после чего подвергаются абсолютному разгрому мстительной вдовой княгиней Ольгой и теряют этническую самоидентичность. Та же участь ожидает в ближайшем будущем и прочие славянские племена Восточной Европы, принудительно затянутые в «Русский союз». Сын Игоря Святослав в 966 году начинает воевать с вятичами, которые вскоре также силой оружия были «кооптированы» в Русь. Этноним «Русь», впрочем, тем не менее, еще долго не мог распространиться на Новгородско-Псковскую землю, где новгородцы едва ли не до эпохи Ивана III (вторая половина 15 века) упорно называли себя словенами, противопоставляя остальной Руси (южной). Границы эти были окончательно стерты только после жесточайшего разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году. После чего огромнейшая территория Новгородского княжества (вплоть до Югры и Перми) стала тихой, молчаливой провинцией Москвы.
Дальнейшее хорошо известно. Вначале следует расцвет Древнего Русского государства при Ярославе Мудром – первая половина 11 века - можно сказать, ее «золотой век», когда европейские дворы почитали за честь породниться с русскими князьями, и последующий постепенный упадок Руси к середине 12 века по разным причинам. Одна из них – то самое «лествичное право» - в результате чего дробились владения и уделы, возникали усобицы – она же гражданская война – между обиженными родичами и потомками. Есть и другие причины: нашествие кочевых племен печенегов, а затем и половцев, постепенно оттеснивших Русь от Русского же и Азовского морей, потеря Тмутаракани и колоний в Крыму (Корсунь и Сурож), а также забвение пути «из варяг в греки», благодаря завоеваниям крестоносцев в Передней Азии.
В 1169 году Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский овладевает Киевом, разграбляет и разоряет его, забрав жителей в полон (вот вам и «Боголюбский»). В русском сознании Киев как национальный объединительный символ перестает существовать, превратившись в обычный рядовой «княжеский стол», обладать которым престижно, но не более. Куда важнее были новые центры страны – Владимир, Ростов, Галич, затем и Москва.
Вот такой исторический парадокс. Этноним «Русь» появляется в 9 веке в Поднепровье (поляне и Киев), Киев захватывают северные славяне-словене, а скорее целая федерация народов о главе с Олегом Вещим. Далее Олег распространяет свое влияние на окрестные славянские племена, его деяние продолжают осуществлять Игорь, Святослав, Владимир и далее по списку... Так возникает известная нам по школьным учебникам Древняя Русь, которая в них пока еще именуется Киевской. После монгольского нашествия киевская земля надолго отрывается от северо-восточной Руси, и далее следует раздельное плавание двух массивов некогда единого славянского государства с дрейфом южной его составляющей в фарватере Польши и Литвы (а впоследствии и Австро-Венгрии); а также под сильнейшим военным и культурологическим воздействием Оттоманской Порты и Крымского ханства при самостоятельном плавании «северного русского материка» во главе с Москвой.
Постепенно северная часть двуединой Руси мужает, усиливается, развивается и расширяется до Аляски и Калифорнии, прибрав к рукам весь Кавказ и Среднюю Азию, по пути, было, прихватив на борт отбившихся бывших родственников, которые за давностью лет уже мнят себя не частью общей Руси, а незалежной, незаможной и так далее Украиной. Ну, что ж - слава героям...,
 
СообщениеВывод напрашивается такой. К 865 году в Поднепровье, а то и по всему Северному Причерноморью обитали воинственные и предприимчивые русы, причем к этому времени настолько могущественные, что могли себе позволить серьезный набег на столицу восточного мира – Константинополь, причем за тысячу километров от родных берегов, морским путем, преодолев Черное море. Только так можно понимать эскапады и филиппики патриарха Фотия в адрес руссо-россов, потрясших великую империю. Еще и такой вывод: к 865 году днепровские поляне уже называли себя руссами, а свою страну Русью.
Обратимся к так называемым «Бертинским анналам» [13] – это еще одно независимое письменное свидетельство о Древней Руси. В хрониках при одном из франкских монастырей есть упоминание о визите в 838 году в Константинополь послов народа «рос», правитель которого называл себя «каганом» (хаканом). Напомним, каган – официальный титул правителя Хазарии, называть так себя, значит, ставить вровень с повелителем могущественного каганата, контролировавшего в 9 веке огромную территорию Восточной Европы – см. схему 6 - и взимавшего дань, в том числе, и с некоторых славянских племен. Иными словами послы «кагана» народа «рос» хотели подчеркнуть перед византийским императором значимость своего сюзерена. При этом византийцы были прекрасно осведомлены о Хазарии, с которой то торговали, то воевали, заключая союз против арабов. Выходит, в 838 году, за 25 лет до ангажированного в ПВЛ появления Рюрика в Новгороде уже существовал союз племен Русь-Рось. Правда, в «Анналах» указано, что национальность послов была определена как «свеи», то есть, наверное, имелись в виду шведы (если на ту пору эта народность уже сформировалась), но это не меняет сути дела: у русского кагана послы могли быть любой национальности, не обязательно свои соплеменники. У Петра Великого тоже большинство специалистов были иностранцы – и что?
Арабы о Древней Руси.
Всего известно 23 арабских источника-свидетельства по Руси 9-12 веков, содержащих от одной фразы до нескольких страниц текста [14]. Основные моменты таковы.
1. О них ничего не известно авторам наших первых летописей;
2. Арабы, в свою очередь, абсолютно ничего не говорят об именах первых русских князей и вообще правителей, хотя титул упоминается в форме кнадз (князь) и хакан-каган (по аналогии с Хазарским каганатом);
3. Арабские источники сообщают о, по крайней мере, двух крупных военных экспедициях Руси на Каспийское море (Дагестан-Азербайджан-Персия). Одна из них состоялось по маршруту Дон-Волга-Каспий в начале-середине 10 века, русы в итоге терпят жестокое поражение уже на обратном пути с награбленным имуществом и рабами (увы, таковы были нравы того времени). Другая в 943 году по необычному и странному пути по реке Кура в Закавказье и с возвращением той же дорогой. До Куры надо было еще добраться опять же Черным морем и далее вверх по речкам Колхиды до водораздела с Курой, но факт есть факт;
4. Это были не просто воровские набеги шумной ватагой, а именно военные походы со штурмом городов, боестолкновениями с регулярными войсками персов и арабов;
5. Один из источников [15] говорит о появлении русов на южном берегу Каспия во второй 9-го века (!), и он же сообщает: «Русы были здесь при Хасане ибн-Зайде» (а это 864-884 годы правления). Надо понимать, что здесь и выше речь идет о целом русском войске в десятки тысяч человек, так как источник сообщает о 500 судах-однодеревок;
6. Совершенно фантастическая – на первый взгляд – цитата из арабского свидетельства [16]: «На запад от города, называемого Аль-Джазира (а ведь словечко-то на слуху как современное арабское информагентство) находится город, именуемый Ишбилия, при большой реке, которая есть река Куртаба (Кура?). В этот город вошли язычники, которых называют рус...». Это из рассказа о войне халифа со славянами в 757 году (!!!).
Получается, имя русов и сила их оружия были известны на Востоке едва ли не вровень, а то и ранее первого появления Олега (или Игоря) с дружиной в Киеве в 882 году. Или то были другие русы, не новгородские и не киевские? Русы, владевшие искусством мореплаванья, кораблестроения, морские разбойники, штурмующие Царьград и города персов и арабов?! Закрадывается подозрение, будто арабы говорят о какой-то другой Руси, нам не ведомой, Руси, о которой ничего не слышали наши первые летописцы. Напомним, первые буквицы в ПВЛ наносились только лишь в начале-середине 12 века, а у арабов речь идет о веке девятом! То есть, по крайней мере до 12 века с востока на Русь не поступало абсолютно никакой информации: между христианским Западом и мусульманским Востоком связь прервали на 300 лет кочевые орды сначала печенегов, а затем и половцев.
Несколько арабских свидетельств разделяют какую-то общую, известную им, Русь на три составные части: одна Русь со столицей в Куябе (Киев), другая Русь называется у них Славия-Славония (новгородские словене) и третья Русь – загадочная Артания, Арта. Последняя находится «на сыром нездоровом острове размером в три дня пути и окруженном морем». Вот что это за Артания и где она была – ученые ломают голову без малого тысячу лет. По Иловайскому [3] речь идет о некой Черноморо-Азовской Руси, сложившейся на осколках постгуннского разорения из славян-роксолан. Одно время этой Руси подчинялись и касоги-ясы Прикубанья и Северного Кавказа, а также часть Боспорского царства. Тмутараканское княжество с его необычным для русского уха названием он именует наследником именно этой Азовской Руси-Артании, а «нездоровый остров, окруженный морем» - это ... Тамань. Вообще-то, Тмутаракань – это русская производная от греческого названия этой местности – Таматарха, а отсюда уже недалеко и до Артании. Нашествия печенегов, а затем и половцев, постепенно отсекли эту южную часть Руси – Артания-Тмутаракань – от северных соплеменников, пока она совсем не исчезла в результате завоевания и разорения монголами. Но в нашей памяти и истории Тмутаракань Таманская осталась, в том числе, и на страницах Начальной летописи (ПВЛ), где упоминается русское княжество Тмутаракань 11 века, но без расшифровки ее происхождения и такого загадочного географического разнесения в пространстве с «метрополией» - основным Киевским государством.
Загадки Начальной летописи.
Мы имеем достаточно много свидетельств о существовании загадочной Южной Руси, наводившей ужас на соседей ближних и дальних, знаем также о Руси Киевской, где с 882 года правил Олег, прозванный впоследствии Вещим. Но вот о северной Руси, о Новгородчине, известно совсем немного. ПВЛ говорит нам о появлении здесь варягов во главе с Рюриком в 862 году. Хотя годом ранее те же варяги были предварительно оттуда изгнаны. Летописец ставит нас в известность о какой-то иноземной деспотии, но без подробностей. Характерно и то, что новгородско-псковская земля никогда не называлась ее обитателями Русью. Хотя в ПВЛ на этот счет имеется фраза, ставящая в тупик исследователей еще раз: «Новгородцы – те же люди от варяжского рода». Так словене они (в смысле одно из славянских племен) или сплошь варяги? Комментарии на этот пассаж тоже туманны. Очень похоже на не совсем корректные позднейшие вставки переписчиков, которые исправляли доставшуюся им в руки древнюю историю по своему разумению – согласно эпохе, в коей обретались – либо по наущению власть на тот момент предержащих. Однозначно, получается, по ПВЛ, что новгородцы происходят от варяжского племени – по-другому эту фразу осмыслить невозможно – то есть варяги?! Тут же такая информация: «Варяги в этих городах (имеется в виду Ладога, Белозеро, Изборск, Ростов) находники, а коренное население в Новгороде – словене...». Невообразимая путаница в самых коренных, основополагающих наших установках и как верить после такого Начальной летописи?!
Еще одна странность древних манускриптов: если считать, как это предписывает ПВЛ (в переводе Лихачева) варягов именно племенем варяги-русь, от которых и все подвластные им славяне и вся земля их стала прозываться Русью, то почему этот этноним с ходу прижился только в Киеве при вокняжении там Олега в 882 году – на земле полян – и никак, никоим образом не пристал к словенам и кривичам новгород-псковской земли даже три столетия спустя (хотя, по ПВЛ, именно словене и кривичи и кликнули варягов-русь на царство)? Только в «Русской правде» Ярослава Мудрого [17]– а это первая половина 11 века – уравниваются в правах «русины и словенины», чему, безусловно, способствовала массовая миграция южного населения на север и экспансия Олеговичей-Ольговичей по всем азимутам.
В эту же эпоху – 9-11 века – подлинные викинги-норманны стали пугалом для населения Западной Европы, они даже штурмуют Париж, добираются до Сицилии, но нет ни единого упоминания об их походах на «пути из варяг в греки». Как нет никаких археологических свидетельств о пребывании каких-либо заметных массивов норманнов – за исключением относительно небольших отрядов наемников и их захоронений – на территории Поднепровья, да и на Новгородчине. А тут речь идет о десятках тысяч воинов, целых армий вторжения, не заметить которые невозможно. Варяги – безусловно, пришлый элемент среди туземных славяно-финнских племен. Кроме того, летописцы осознавали разность понятий, этнонимов «русь» и «словене-кривичи» - даже для них, для их эпохи - а это 12 век - дошли отголоски изначального раздельного формирования элементов ставшей единой - при их бытности - Руси. Племена, даже не племена, а некие этнопонятия «русь» и «славяне» (славяне в широком, метацентрическом смысле) – это не монолит, это дуалистическое единство противоположностей, капли ртути, вечно стремящиеся воссоединиться. Русь изначальная – это самоназвание славянского племени полян (Среднее Поднепровье, Киев), генетических близнецов всего славянского мира, и это имя сразу и, безусловно – так по логике событий – принимает Олег с дружиной с 882 года.
Этот факт, в то же время – одно из основных противоречий Летописи. Ведь русь (как варяжское племя) пришло в Киев с севера, где перед этим те же варяги правили уже 20 лет. Но там, на Новгородчине и Псковщине, при этом не остается ни единого следа этих пришельцев: туземцы упорно продолжают именовать себя словене и кривичи, меря и весь. Что же, абсолютно все варяги-русь перебрались вместе с Олегом в Киев, а кто же тогда, как в анекдоте, в лавке остался? Здесь либо неудачная позднейшая вставка (напомним, сами летописи до нас не дошли, есть только списки не ранее 14 века), либо сам летописец запутался в попытках обосновать легитимность, знатность и древность современной ему княжеской власти с помощью мифа о призвании варягов-русь в Новгород.
Вспомним еще раз как выглядело это призвание по мнению большинства научного сообщества вот уже три столетия подряд. На юге Скандинавии обитает одно из племен варягов, которых соседние финны зовут ruotsi (руотси); эти варяги прибывают по просьбе новгородской федерации славян и финно-угров к ним на ПМЖ, объявляя аборигенам, что финны зовут их, варягов, руотси. Но вам, аборигены, это будет сложновато, поэтому зовите нас просто – русь! И да, кстати, вы так тоже теперь будете все называться. Новгородцы пропустили такую этнонимику мимо ушей, не прониклись, а вот киевлянам с ходу понравилось: на днепровской земле вместо банального и всем привычного «поляне» новомодное словечко «русь» моментально прижилось. Мало того, все ближние и дальние царства-государства стали звать новоявленное образование «Русь», а ее население русами. Именно такой расклад возникает из прямого перевода-пересказа нашими академиками Начальной летописи, начиная еще с «ломоносовских немцев». Между прочим, киевские славяне в ту пору никогда себя славянами не называли. Такой парадокс: новгородцы не именовали себя русами, а киевляне - славянами и так первые лет триста Древнего Русского государства
«Числа» в Повести.
Начальная русская летопись, она же Повесть Временных Лет, писалась по одним данным в 1116-1119 годах, а по другим в конце 12-го начале 13 века, и сообщает она о событиях 862-882 годов и далее. Самого этого манускрипта физически не существует, мы имеем только работу многочисленных последующих переписчиков, не всегда добросовестных и постоянно норовящих подправить рукопись по своему разумению или сообразно современной им политической конъюнктуре и указаниям вышестоящего руководства (князя, либо настоятеля монастыря). Напомним, что по некоторым данным [3], ПВЛ писалась при князе Рюрике Ростиславовиче. Автор летописи отталкивается в своих сочинениях от известных ему и документально зафиксированных событиях, таких как нападении русов на Константинополь в 865 году, столь ярко описанном в «беседах Фотия». Именно от этой даты, как «от печки», пришлось «плясать» составителю нашей летописи. Нападение на Царьград в 865 году автор ПВЛ вынужден приписать рюриковским варягам Аскольду и Диру, которые сразу по прибытии основного ядра варягов во главе с Рюриком на новгородчину, зачем-то устремились по Днепру на юг – к Киеву. Здесь они практически мгновенно (чтобы поспеть к 865 году под Константинополь) организуют валку леса и выдалбливание сотен судов-однодеревок с формированием штурмовых команд и экипажей, знакомых с навигацией по Черному морю (это в сухопутном-то Киеве).
Следующее – после 865 года – документально зафиксированное упоминание о Древней Руси – это договор Олега с греками-византийцами от 911 года. В договоре том, между прочим, Олег именуется Великим князем, ни больше и ни меньше, а никак не регентом при Игоре. Хотя Игорю в это время уже 33 года, и он мог бы сам искать «чести и славы» под Царьградом. Но что-то не срослось – и вся слава досталась Вещему Олегу, дяде-регенту-опекуну при 33-летнем «несмышленыше». Текст договора позволяет предполагать наличие каких-то существенных предварительных оснований и условий, благодаря чему русская сторона получила целый ряд преференций и уступок. Действительно, летописец красочно живописует о походе Олега на Царьград в 907 году со ставшими хрестоматийными подробностями фантастического плана – прибитие знаменитого щита к воротам и катание ладей под парусом на колесах (что на самом деле технически неосуществимо). Но вот в весьма подробных и дотошных византийских хрониках ничего этого нет, как нет самого похода. Молчат современники-очевидцы и последующие писатели и историки (включая знаменитого императора-ученого середиены 10 века Константина Багрянородного).
«А был ли мальчик?» - спрашиваем и мы в очередной раз. А вдруг, и это грандиозное выступление «всей Руси» в союзе с печенегами также плод воображения авторов ПВЛ? Хотя возможен вариант, при котором слухи о необычайно грандиозном военном предприятии со стороны Руси и ее союзников дошли до ушей тогдашнего императора и он, совершенно в духе римско-византийской политической традиции по отношению к варварам банально решил откупиться. Так в 911 году появился этот договор – без реальных военных действий, а только благодаря демонстрации военной силы. Что эта демонстрация была нас убеждают необычайно льготные условия договора для Руси – адаптированный для чтения текст договора, представлен, например в [18]. Ровно также произошло при князе Игоре, когда его поход на Царьград в 944 году закончился богатым подношением со стороны греков и выгодным договором 945 года, во многом повторяющим статьи от 911 года – см. [19]. Правда, предыдущее нашествие Игоревого войска на Костантинополь в 941 году закончилось полным провалом и буквально бегством остатков русского войска.
Олег и Игорь.
Непонятны и даже подозрительны отношения в системе координат Рюрик-Олег-Игорь. Год рождения Рюрика, естественно, неизвестен, но вот дата кончины имеется – 879 год. За год до этого печального события у Рюрика от жены Ефанды (упомянутой только в Иокимовской летописи) рождается сын – будущий князь Игорь и это год 878. Рюрик, умирая, завещает все заботы о младенце-наследнике, а заодно и обо всем государстве, Олегу. Олег - в одном варианте летописи просто приятель-сослуживец Рюрика, он же предводитель каких-то отрядов, а в другом брат упомянутой Ефанды – становится регентом-правителем при Игоре. В таковом качестве он в 882 году захватывает Киев (по дороге прихватив Смоленск), убивая при этом правивших в Киеве варягов Аскольда и Дира (тоже странный дуумвират). Далее следует захват соседних славянских земель с соответствующим расширением Киевского княжества.
На 907 год Олег предводитель русских войск, как бы осаждающих Царьград с последующим «прибитием щита к вратам». Игорь в это время заседает в Киеве, ему под 30, но реально всем заправляет дядя Олег. На следующий год после подписания с греками триумфального для Руси договора, то есть в 912 году Олег внезапно умирает, по легенде от укуса змеи. Власть, наконец-то, переходит к как бы законному наследнику Игорю. Он продолжает политику своего предшественника по собиранию славянских (и не только) земель под свой скипетр – об этом далее – и также предпринимает целых два похода на Византию. Правда, обдумывал он эти экспедиции почти 30 лет(!) и решился уже в возрасте за шестьдесят. Первый состоялся в 941 году, армия Игоря потерпела поражение и была вынуждена ретироваться ни с чем и с большими потерями. Между прочим, известен обратный маршрут остатков Игорева флота: от Царьграда на восток вдоль побережья Малой Азии до Синопа и оттуда открытым морем в Крым и далее пешим порядком. Вот так круто «мореманили» славяне тысячу лет назад. Второй поход 944 года оказался успешным: обошлось без штурма и больших жертв - греки откупились богатыми дарами и выгодным Руси мирным договором. На следующий год Игорь погибает в схватке с соседними древлянами при попытке ввести «двойное налогообложение» - то есть собрать дань (полюдье) дважды. За это он и поплатился. На престол всходит его малолетний сын, будущий «герой Руси» Святослав, но фактически «на хозяйстве» деятельная вдова Игоря – княгиня Ольга. Святослав погибает относительно молодым в бою с печенегами, его сменяют сыновья Ярополк и Владимир – тот самый, креститель Руси.
Нельзя не упомянуть еще один хронологический ляп из летописи: в 903 году правитель-регент Олег привозит 25-летнему Игорю невесту Ольгу, ей всего 13 лет. Ольга рожает наследника престола Святослава только в 942 году, в возрасте, получается, 52 года, что едва ли возможно без экстракорпорального оплодотворения (да и Игорю на ту пору за 60). При этом ничего неизвестно о братьях и сестрах Игоря. Замечателен рассказ о путешествии Ольги в Константинополь, где ею был очарован император, безуспешно домогавшийся взаимности. Дело было в 954 году и было ей на ту пору 64. Авторы летописи явно не в ладах с цифрами, или же, что вернее, летопись, ее начальная фаза, состоит из мифов и легенд, зачастую позднейшего происхождения.
Летописец - кто бы он ни был - был связан в своем «положении чисел» своеобразным прокрустовым ложем из трех документально зафиксированных дат реальных исторических событий. Это «Беседы Фотия» с описанием нашествия русов на Константинополь в 865 году и договоры греков с Олегом от 911 года и с Игорем от 944 года. Автору ПВЛ пришлось буквально подгонять даты жизни и смерти основных героев под свою концепцию призвания варягов и их предводителя Рюрика с оглядкой на приведенные цифры. О существовании князя русов Игоря западный мир узнает из договора с греками от 944 года. Вернее, не из самого договора, а из каких-то византийских хроник, упоминавших о таковом. Но династия начинается не с Игоря. Летописцу необходимо как-то связать 944 год и 865 – год первого появления русов под стенами столицы империи. Игорю назначают отца – Рюрика (хотя, вполне вероятно, что это реальный исторический персонаж). Рюрик по версии летописца основатель правящей в его время княжеской, даже великокняжеской династии, но, тем не менее, в Повести при всем при этом он персонаж третьестепенный. Он появляется на Новгородчине, проживает там тихо-мирно 17 лет и, кроме зачатия сына Игоря – по странному стечению обстоятельств уже накануне собственной кончины – более ничем не славен. После подвига «зачатия» Рюрику уже нечего делать на страницах Повести, и автор лишает жизни своего скромного героя. По принципу «мавр сделал свое дело...». Дополним: о варяге - даже скорее предводителе варягов - по имени Рюрик, правившего на земле словен и кривичей, не сообщает ни один иноземный источник.
Куда логичней было бы объявить Олега отцом Игоря и, стало быть, родоначальником киевских князей, но что-то автору помешало. Но что именно? Напомним, что ПВЛ составлялась в Киеве, где на ту пору еще помнили, что они – киевляне-поляне – никаких варягов себе на княжение не вызывали – те сами свалились им на голову в 882 году в виде дружины Олега, объявившего Киев «матерью русских городов» (тоже странность: почему не отцом?). В ПВЛ перечислено 12 славяно-русских племен, образовавших Древнюю Русь (древнюю в нашем понимании), но к варягам-то обращались только словене и кривичи и более никто, а значит, остальные были вовлечены в союз не совсем добровольно. Смахивает на «Союз нерушимый республик свободных», то есть СССР.
Летописание велось при монастырях, а это стало возможным не ранее 988 года – года Крещения Руси, а реально оно началось лет на 50 позднее по мере формирования и становления непосредственно первых монастырей. ПВЛ датируется не ранее начала 12 века, тем самым события в паре Олег-Игорь отодвинуты от авторов более чем на полтора столетия и могли быть описаны только со слов каких-то глубоких старцев, помнивших рассказы своих дедов о великих временах «давно минувших лет», но уже в сильно искаженном виде. В год кончины Олега Игорю где-то 35 лет (по другой версии вообще 45). Трудно представить такое затянувшееся регенство добровольным с его стороны. Десятки лет Русью правит полновесный Великий князь Олег (так он именуется в договоре с греками), да к тому же «Вещий», а при нем где-то сбоку 35-летний отрок Игорь (так и хочется сказать Игорёк). Закрадывается вполне логичное подозрение: уж не Игорёк ли подослал ту самую змею дяде Олегу?
Предположим (а вдруг?) еще такие варианты. Что, если Олег физически, по особенностям организма не мог быть отцом Игоря и вообще кого бы то ни было? И киевляне 12 века (эпоха составления ПВЛ) были об этом осведомлены. Можно также допустить действие «лествичного права» - то есть передачи власти и состояния не старшему сыну (майорат), как это было принято в большинстве стран Европы, а старшему в роду (Россия ведь идет своим путем), благодаря чему враждовали до крови братья, дядья, сыновья и племянники, деля вотчину покойного родственника. Русь дробилась при этом на уделы и в итоге попала в вассальную зависимость от Орды. Если, допустим, Олег был братом – хотя бы двоюродным, или племянником – Рюрика, то он вполне по лествичному праву мог возглавить род (и все владения), а сыну Рюрика Игорю оставалось терпеливо ждать, когда дядюшку укусит подходящая змея и чтоб у того не случилось своих сыновей. Судя по тому, как различаются варианты Начальной летописи (Лаврентьевский список, Ипатьевский, Новгородский, не говоря уже об Иоакимовском) и путаются именно в хронологии первых трех, а то и двух князей, то и наши гипотезы не могут показаться фантастическими.
Князь Игорь, реально возглавлявший поход Руси на Царьград в 944 году никак не мог участвовать в таковом же нашествии 865 года. А вот его батюшка – с некоторыми натяжками - вполне себе по годам подходит (и уж тем более дедушка). Олег умирает в 912 году не своей смертью, и его возраст не представляется сильно преклонным: где-то слегка за 70. Он реально возглавлял Русь в походе на Царьград 907 года (по ПВЛ) и правит на Руси с 879 года после смерти Рюрика. Вполне себе подходящая и героическая фигура, воспетая в былинах и сказаниях (в отличие от Рюрика), но почему-то не заслужившая звания основателя династии. Ниже попробуем разработать еще одну генеалогическую версию.
Олег – вождь племени чудь.
А что, если Олег не принадлежал ни к варягам, ни к «титульной нации» словен-кривичей, а был ...чудин, ну, то есть происходил из племени чудь? Пусть даже какой-то вождь, или князь? Ведь по данным генетики современные потомки рюриковичей в большинстве своем относятся по первопредку к финно-угорской гаплогруппе N1c (N1a по новой классификации) – 15 из 16 испытуемых [20]. А это означает, что и князь Владимир, хотя и святой, но известный своим изначальным пристрастием к женскому полу (800 наложниц для будущего святого – это производственная норма того времени), и его дедушка Игорь – как основатели династии рюриковичей - принадлежали к той же гаплогруппе. Именно от этих корней разрослось ветвистое генеалогическое древо русских князей. И получается – от науки никуда не деться – первопредок всего клана, а это либо легендарный Рюрик, либо реальный Олег, либо вообще персонаж, оставшийся за скобками нашей истории, относились «по крови» к финно-уграм. Список исходных племен невелик, он представлен в Летописи: это либо чудь, либо меря или весь, мурома, мещера.
По нашим летописям выходит, что княжеская династия рюриковичей появилась в Киеве в конце 9-го века, но прибыла она в лице Олега и Игоря с Новгородчины, с севера. Киевский летописец 12-говека, прекрасно об этом осведомленный, вынужден сочинять для правящего в его время и благодетельствующего ему же князя (скорее всего это Рюрик Ростиславович), какую-то небывалую престижную генеалогию, сравнимую с родословной европейских «цезарей». Ну, а вдруг Олег был простой (хорошо, не простой, а главный) чудянин-мерянин? Не варяг, не словен, не кривич, а чудин... Не зря ведь во всех древних летописных списках при перечислении племен, то ли взывающих к варягам, то ли наоборот, от них открещивающихся, племя чудь (ЧюдЪ в летописи) выставляется на первом и вторых местах, не далее. Популярность чуди как племени в древней северной Руси была необычайна, чудь постоянно упоминается в качестве одного из основных отрядов войска Олега и Игоря как в походах на Царьград, так и в усобицах с соседями.
Легко предположить, что князь племени чудь, допустим, по имени Олег (кстати, происхождение этого имени от какого-то норвежского Helge ниже всякой критики), державший власть в северной федерации славян и финно-угров, отправляется в один прекрасный момент по Днепру на юг и захватывает Киев. При нем малолетний сын Игорь – тоже, естественно, чудин - который после гибели отца правит на всей Руси. Но киевскому летописцу 12 века претит упоминание о происхождении династии от каких-то уже полузабытых к тому времени чудинов и он «изобретает» Игорю отца из варягов. Ну, а имя этому мифическому отцу присваивается по аналогии с действующим на тот момент киевским Великим князем Рюриком Ростиславичем.
Великий Киевский князь первой половины 12 века – огромного государства, уважаемого и почитаемого как в Европе, так и в Азии ну никак не мог происходить от какого-то худородного и безызвестного чудина-мерянина. Да и память об этих народах уже начала стираться – подавай нам породистого предка знатного рода (хотя бы, из неведомых варяг). И вот уже в Степенной книге [21] род Рюрика выводится от Октавиана Августа – ни больше, ни меньше. Это уже похоже на Новозаветную генеалогию Иисуса из Назореи (простого плотника) от царя Давида – иначе паства не проникнется.
Расширение днепровской Руси по всем азимутам.
Но в нашей теме «Откуда есть пошла Русская земля» родственные отношения в трио Рюрик-Олег-Игорь не так суть важны. Показана вариантность событий, так как показания Начальной летописи можно извернуть на любой вкус и цвет – чем и занимаются поколения исследователей. Тем не менее, однозначно определено, что династия киевских князей основана была на земле кривичей-словен и их финно-угорских союзников – по-простому, на Новгородчине. Захват Киева северянами в конце 9 века положил начало объединению славян (и соседних народов) под скипетром князей киевских. Олег устанавливает столицу нового государства именно здесь, и его родная Новгородчина становится всего лишь одной из провинций страны.
Новорожденное царство-государство оказалось не очень ласковым к соседям ближним и дальним, постоянно расширяя свои пределы за счет покорения: древлян (883 год по ПВЛ), северян (884 год), радимичей (885 год) и далее по списку... Об изначальном вояже Олега с дружиной по маршруту Новгород-Смоленск-Киев в летописи сказано так: «...выступил в поход Олег и взял с собой много воинов варягов, чудь (заметим – чудь), словен, мерю, весь, кривичей». В этой фразе, отметим, во-первых, не упоминается племя «русь», что, впрочем, вполне логично, так как русь-племя и Русь-страна поджидали, по нашему убеждению, северных захватчиков в Киеве. А во-вторых, в указанном списке первыми поставлены варяги, но, то ли как наемные отряды скандинавов-головорезов, то ли как фирменная дружина, пришедшая еще с Рюриком. И в-третьих, опять-таки, чудь в перечне полков идет сразу за гвардией – варягами. Видимо, это неспроста: или боевые качества тогдашних чудинов превосходили остальных участников похода, либо их реальный вес в славяно-финской федерации был изначально так значим. Что интересно, в походе Игоря на Царьград через 35 лет племена перечисляются в таком порядке: варяги, русь, поляне (получается, это все разные этнообразования), словене, кривичи и тиверцы. Чудь уже не упоминается, равно как и остальные финские племена. Они наверняка присутствовали в армии Игоря, но, по прошествии времени процесс размытия изначального этноса пришлым славянским элементом достиг апогея и все стали словенами, а затем и русскими. Летописец через 250 лет после событий, уже не наблюдая сколь либо значимых в своем окружении массивов финно-угров, предпочел о них не упоминать. Либо переписчики еще через 250 лет, когда термины «чудь-меря» вообще выглядели анахронизмом, предпочли их игнорировать. Еще раз отметим, что самой Начальной летописи не сохранилось, мы используем списки с нее по времени не ранее середины 14 века, а уж как там и кто корректировал древнюю даже для того времени историю – одному Перуну известно.
Где-то в первые годы своего триумфа на территории Среднего Поднепровья новое, стремительно разраставшееся государство принимает наименование «Русь». Князья и войско становятся «русскими», хотя подданные русского князя продолжают делиться по племенному признаку. Впервые документально весь подвластный Олегу народ именуется «русами» в договоре с Византией от 911 года: «мы, от имени народа русского», или там же - «мы от рода русского».
Собирая дань с древлян, в 945 году погибает Игорь: древляне не стерпели «двойного налогооблажения» со стороны Киева, после чего подвергаются абсолютному разгрому мстительной вдовой княгиней Ольгой и теряют этническую самоидентичность. Та же участь ожидает в ближайшем будущем и прочие славянские племена Восточной Европы, принудительно затянутые в «Русский союз». Сын Игоря Святослав в 966 году начинает воевать с вятичами, которые вскоре также силой оружия были «кооптированы» в Русь. Этноним «Русь», впрочем, тем не менее, еще долго не мог распространиться на Новгородско-Псковскую землю, где новгородцы едва ли не до эпохи Ивана III (вторая половина 15 века) упорно называли себя словенами, противопоставляя остальной Руси (южной). Границы эти были окончательно стерты только после жесточайшего разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году. После чего огромнейшая территория Новгородского княжества (вплоть до Югры и Перми) стала тихой, молчаливой провинцией Москвы.
Дальнейшее хорошо известно. Вначале следует расцвет Древнего Русского государства при Ярославе Мудром – первая половина 11 века - можно сказать, ее «золотой век», когда европейские дворы почитали за честь породниться с русскими князьями, и последующий постепенный упадок Руси к середине 12 века по разным причинам. Одна из них – то самое «лествичное право» - в результате чего дробились владения и уделы, возникали усобицы – она же гражданская война – между обиженными родичами и потомками. Есть и другие причины: нашествие кочевых племен печенегов, а затем и половцев, постепенно оттеснивших Русь от Русского же и Азовского морей, потеря Тмутаракани и колоний в Крыму (Корсунь и Сурож), а также забвение пути «из варяг в греки», благодаря завоеваниям крестоносцев в Передней Азии.
В 1169 году Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский овладевает Киевом, разграбляет и разоряет его, забрав жителей в полон (вот вам и «Боголюбский»). В русском сознании Киев как национальный объединительный символ перестает существовать, превратившись в обычный рядовой «княжеский стол», обладать которым престижно, но не более. Куда важнее были новые центры страны – Владимир, Ростов, Галич, затем и Москва.
Вот такой исторический парадокс. Этноним «Русь» появляется в 9 веке в Поднепровье (поляне и Киев), Киев захватывают северные славяне-словене, а скорее целая федерация народов о главе с Олегом Вещим. Далее Олег распространяет свое влияние на окрестные славянские племена, его деяние продолжают осуществлять Игорь, Святослав, Владимир и далее по списку... Так возникает известная нам по школьным учебникам Древняя Русь, которая в них пока еще именуется Киевской. После монгольского нашествия киевская земля надолго отрывается от северо-восточной Руси, и далее следует раздельное плавание двух массивов некогда единого славянского государства с дрейфом южной его составляющей в фарватере Польши и Литвы (а впоследствии и Австро-Венгрии); а также под сильнейшим военным и культурологическим воздействием Оттоманской Порты и Крымского ханства при самостоятельном плавании «северного русского материка» во главе с Москвой.
Постепенно северная часть двуединой Руси мужает, усиливается, развивается и расширяется до Аляски и Калифорнии, прибрав к рукам весь Кавказ и Среднюю Азию, по пути, было, прихватив на борт отбившихся бывших родственников, которые за давностью лет уже мнят себя не частью общей Руси, а незалежной, незаможной и так далее Украиной. Ну, что ж - слава героям...,

Автор - studenh
Дата добавления - 15.12.2017 в 11:25:30
Форум » Реальный мир » Социальная тема » Двуединая Русь - часть2 (окончание статьи)
Страница 1 из 11
Поиск:
Загрузка...

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2018); Сайт управляется системой uCoz