Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Главная » Статьи » Ликбез

Мир Гарри Поттера

Мир Гарри Поттера

Волшебство где-то рядом
Мир Джоан Кетлин Роулинг
Эпиграф:
"... и в этом доме живет самый обыкновенный мальчик."
Дж. К. Роулинг, "Гарри Поттер и философский камень"

В истории человечества есть ряд извечных вопросов, интерес к поиску ответов на которые не ослабевает даже с течением тысячелетий. К ним относятся классические "Быть иль не быть?", "Что делать?" и "Кто виноват?" — но современность постоянно рождает новые. Последним из таких вопросов, будоражащих умы и сердца внушительной части человечества, является вопрос: "Почему так популярен Гарри Поттер???!!!" Он даже популярнее, чем "Что имели в виду Вачовские?" и "Будет ли конец света в этом году?" "Зачем нам Поттер?" — удивятся некоторые. Даже если вы не прониклись приключениями юных магов, разве вам не интересно получить ответ на "вопрос десятилетия"?
В нашем путеводителе мы не только познакомим вас с реалиями волшебного мира Джоан Роулинг, но и постараемся найти Ответ.

Мир, описанный английской писательницей, совершенно не похож на привычные фэнтези-миры. Это отмечают и горячие поклоники книги, и те, кто оценивает ее лишь как "бестселлер на один день". Роулинг постепенно, из книги в книгу, создает мир глубокий (хоть и не реалистичный), а главное, очень привлекательный. В детях он пробуждает восторг и фантазию, во взрослых, отлично знакомых с архетипами и образами романов по мифологии и культурам разных наций, — чувство ностальгии и симпатии.
В настоящий момент написано пять томов из обещанных автором семи, и можно смело утверждать, что Роулинг удалось создать нечто необычное — авторское, свое. Оставим в стороне возможные споры о литературном уровне и ценности романов о Поттере, не то за дебатами не заметим сам многогранный мир.

Мир Гарри Поттера
У каждой монетки есть две стороны, у каждого кубика — четные и нечетные грани. Монетка нашего мира твердо лежит вверх "орлом", скрывая от взгляда "решку". Однако если перевернуть ее, тайное станет явным — мы увидим совершенно иное пространство, с другим рисунком и содержанием.
Так и у Роулинг. Под маской спокойного и размеренного мира людей живет совершенно самостоятельный и отделенный от нашего мир волшебников и волшебниц. Причем повествование идет как раз оттуда, и наш с вами привычный распорядок часто кажется нелепым, смешным, а по большей части магически-загадочным ("Гарри!" — восклицает один из работников Министерства Магии. — "Ты не подскажешь мне, как маглы используют этот странный прибор — ко-фе-мол-ку?").
Мир Гарри Поттера — это вполне современная Англия (хоть и отдающая привкусом 60-70-х годов), в тени технологического развития и суеты которой прячется совершенно иная реальность. Общество волшебников скрывает себя от обычных людей, как в свое время прятались люди от великанов в древней Скандинавии, faerie от смертных в кельтских и валлийских сказаниях, хоббиты от людей у Толкина, как фирмы скрываются от налогов.
Знатному любителю фантастики это напомнит сразу несколько известных вещей — таких как "Ночной дозор" С. Лукьяненко или, например, Vampire The Masquerade (мир популярной ролевой игры), или даже "Людей в черном". Впрочем, несмотря на структурную схожесть, художественное полотно Роулинг изначально иное — и стилистически, и по содержанию. Разбор стилистики пока оставим, а по сути скажем, что серия о мальчике-волшебнике — это сказка, и близка она к "Бесконечной книге", "Мио, мой Мио" или "Академии Пана Кляксы". Сказка наивная, добрая и смешная — хотя в ней чем дальше, тем сильнее сгущаются тучи. Расскажем о тучах.

Основа сюжета
Жил-был где-то в Англии мальчик по имени Гарри, вполне обыкновенный, исключая шрам в виде молнии на лбу. Был он сиротой и обитал у злющих дяди с тетей, по фамилии которых можно судить обо всем остальном — Дурсли.
Дурсли мальчика прижимали по каждому поводу, а сын их Дадли вообще отравлял его существование. Однако в один из дней рождения к Гарри прибыл получеловек-полувеликан Хагрид, сообщивший парню, что тот: а) волшебник и б) очень и очень знаменит. Потому что когда величайший черный маг Волдеморт убил родителей Гарри, сам он, будучи еще младенцем, сумел встречу с Волдемортом пережить, да не просто пережить, а отразить его убийственное заклинание на черного мага и развоплотить его. Шрам, правда, остался, но теперь служит неким датчиком, сообщающим о перемещениях и состоянии развоплощенного духа Волдеморта — Гарри чувствует гнев и радость своего злейшего врага, силен он или слаб, да и вообще постепенно выясняется, что установившаяся между ними связь весьма существенна.
Несмотря на то, что Волдеморт развоплощен, и в мире магов царит порядок, пророчества предсказывают его возвращение и новый период страха и смуты. Поэтому сильнейший из белых магов, профессор Дамблдор, извечный противник Волдеморта и единственный, кого тот боялся, заботится о Гарри, считая, что только силами этого мальчика можно будет в конечном итоге окончательно уничтожить зло. Хагрид, назначенный опекуном для Гарри, увозит юного мага в лучшую в мире школу волшебников и волшебниц — Хогвартс, попутно раскрывая глаза мальчика на то, как близко к обыкновенному существует тайный мир магов и как причудливо эти два мира переплетены.
Собственно, все тома серии и посвящены обучению Гарри в Хогвартсе, и семи годам этого обучения соответствует семь обещанных автором томов. Волдеморт с каждым томом становится все сильнее, противостоять его попыткам убить Гарри и начать новую экспансию становится все сложнее. Но помимо врагов и ненавистников, у Гарри с каждым годом — все больше друзей, да и сам он становится взрослее, копит силы и опыт.
Неизвестно, чем может закончиться серия, но Роулинг, придумавшая ее начало и конец давным-давно, заявляет, что последняя глава последнего романа о Гарри была написана ей едва ли не самым первым делом — и лежит в ящике стола, дожидаясь своего часа.

Хогвартс в реальности
По словам исследователей творчества Роулинг, школа, послужившая прообразом Хогвартса, — старинная шотландская частная школа Gordonstoun, где обучался, например, принц Чарльз. По преданию, замок построен настоящим волшебником, сэром Робертом Гордоном, жившим в XVII веке и, по шотландским преданиям, продавшим душу дьяволу. Говорят, что Гордон провел в подземелье школы 7 лет, сидя у камина, и в результате обрел свойства саламандры. Выползшая из огня саламандра поведала Роберту Гордону тайны жизни.

Карта мира
Понятно, что никакой особенной карты у мира Гарри Поттера нет. Возьмите атлас и сколько угодно ищите на нем Хогвартс, деревню Хогсмид или Косой Переулок, ничего вы не найдете. Тем не менее все эти заповедные места, от Запретного леса до французской школы магии и волшебства Шармбаттон, скрытые от нашего неосведомленного взгляда, незримо присутствуют, насмешливо подмигивая и усмехаясь.
Правда, в магазинах (особенно европейских и американских) вполне можно найти волшебные тянучки, конфеты с разным вкусом и шоколадных лягушек, а также учебники "Флориш и Блоттс". Волшебство рядом!

Общественный строй
Маглы
Роулинг посмеялась над пафосностью общественного строя Великобритании, в угоду читателю-ребенку и самой себе, наверное. Описанное в ее романах социальное и общественное устройство совершенно нежизнеспособно, и она сама это постоянно косвенно подчеркивает, тем самым напоминая читателю, что рассказ о Гарри Поттере все же сказка, и не нужно к ней придираться с мерками серьезных социально-экономических и политических отношений.
Мир делится на магов и маглов (людей, не знающих о волшебстве либо не обладающих волшебными способностями). Мы с вами, скорее всего, и есть эти самые маглы, если вы, конечно, не какой-нибудь Конан, Лич Лазарус или эльфийский князь Финголфин.
Маглы являются предметом беспокойства всех волшебников, и в Министерстве Магии есть целая служба, тщательно скрывающая мир волшебников от обычных людей. Работа их весьма напоминает действия агентов из MIB, присутствует даже стирание памяти у тех, кто стал свидетелем магических происшествий.
Отец Рона Уизли, ближайшего друга Гарри, как раз возглавляет отдел Министерства Магии, посвященный общению с маглами и решению возникающих в этом процессе проблем. Проблем, как вы понимаете, возникает очень много, поэтому Уизли-старший постоянно на внеочередных рейдах, вылетах (на метле, разумеется) и дежурствах.
Подавляющее большинство маглов ничего не знает о мире волшебников, но некоторые в курсе, и либо вполне уживаются с ними (как, например, родители Гермионы, чрезвычайно талантливой девочки из маглов, уже ставшей многообещающим молодым магом), либо ненавидят и боятся (как Дурсли).

Квиддич
В средневековой Англии (примерно Х век) целые деревни играли в весьма жестокую игру, похожую на современный футбол, где участники дрались, чтобы завладеть мячом. У кельтов также была игра Шинти, проводящаяся с помощью клюшки "камо" и маленького твердого мяча. Эта игра была военной, и порой заканчивалась гибелью участников. Вожди воинственных кланов с помощью этой игры тренировали воинов. Ну и, по словам самой Роулинг, в квиддиче есть многое от поло, конного спорта. "Мне всегда казалось, что полеты на метле сродни езде на лошади — принципы управления транспортным средством с помощью движений корпусом те же самые", — в одном из интервью сказала она.

Маги и монстры
В мире магов сохраняется политическое деление на страны, и маги французские говорят на французском, а маги английские — на английском. Главным управляющим органом в каждой стране, решающим одновременно все основные вопросы и проблемы, является Министерство Магии. Глава министерства, министр, по статусу соответствует президенту, главе правительства или премьер-министру, смотря с какой страной сравнивать. Понятно, что один орган, сколь угодно разветвленный, не мог бы справляться со всем спектром возникающих в обособленном мире волшебников проблем, но Роулинг и не ставит перед собой задачи живописать общественно-политические процессы в подробностях. Она упоминает или рассказывает об устройстве мира магов лишь в случае необходимости.
Маги, как и люди, делятся на хороших и не очень, и часто среди них есть откровенно плохие люди. Помимо людей там обитает огромное количество сказочных тварюшек, собранных Роулинг отовсюду понемногу (в пункте "Стилистика мира" подробнее рассмотрен этот момент), и это, конечно же, вносит немалое разнообразие в повествование. Например, вчетвертой книге рассказывается, как во время Турнира Волшебников Гарри и другим участникам приходится сражаться с настоящими Драконами.
Злые маги и существа, ранее бывшие заодно с Волдемортом, сейчас либо заключены в тюрьму Азкабан, либо прячут свои склонности и отрицают причастность к творимому их руками злу. Некоторым из них удается достигнуть очень высокого положения в обществе и на многое оказывать влияние — как, например, Люциусу Малфою, отцу Драко, главного соперника Гарри и его друзей в школе. Люциус пользуется куда большим уважением, чем тот же Уизли-старший; к его словам и суждениям прислушивается даже сам министр магии Корнелиус Фадж. Впрочем, нам это и по обыкновенному миру вполне знакомо, не правда ли?..
По сути, мир волшебников напоминает эдакую постоянно суетящуюся тусовку, в которой все друг с другом знакомы, и в которой пародируются основные черты общества людей. Но,конечно, все это подобно отражению в кривом зеркале, где на место привычного, нормального, становится сказочное и магическое. Так, в банке "Гринготтс" работают гоблины, не любящие людей и не подверженные человеческой алчности, а потому не способные на предательство и подкуп. Они охраняют деньги со всей серьезностью своих мифологических собратьев, охранявших сокровища гор, пещер и лесов. В книжных магазинах торгуют бестселлерами вроде "Уик-энд с упырями", "Сто семь чудес света", "Как ухаживать за вашим домашним грифоном".
Магические конфетки имеют обязательно разный, зачастую неожиданный вкус (Дамблдор их не любит, потому что в детстве ему попалась конфетка со вкусом рвоты), шоколадные лягушки прыгают и норовят удрать в болото к настоящим, а все без исключения картинки и фотографии живые, движущиеся, и обладающие разумом оригинала. Портреты бывших ректоров Хогвартса помогают Дамблдору во всех его делах, а герои развешанных по стенам картин живут своей собственной жизнью, устраивая пирушки и свидания.
Вместо автомобилей продают метлы, вместо газовых плит и сковородок "Тефаль" — волшебные котлы и, наверное, различные скатерти-самобранки — и так далее. Каждой отрасли нашей жизни соответствует своя магическая и ироническая, при этом подаваемая автором вполне серьезно.
Фактически это является основным приемом, принесшим книгам Роулинг такой успех. Увидеть своего сверстника в мире, полном захватывающих, поражающих фантазию, необычных чудес, да еще и расположенном рядом с привычным, каждодневным пространством — на это отреагирует душа и сердце практически каждого ребенка, и даже многих людей в возрасте. Роулинг, фантазировавшая для собственного удовольствия, и представить себе не могла такого эффекта — но используемая ею схема не просто очень удачна, а еще и дает множество возможностей для дальнейшего развития сюжета.
Подробно описывать даже главные достопримечательности мира магов, упомянутые в серии, было бы очень интересно, но долго. Проще прочитать книгу и самому убедиться в том, что фантазия у Роулинг на высоте, а способности ко внедрению классических мифологем и культурных образов в свое авторское пространство еще лучше. Остановимся лишь на Хогвартсе, в котором и происходит основное действие всей серии.

Другие книги о мире Поттера
На страницах книг о Гарри Поттере оживает множество мифологических, исторических и литературных персонажей. Поэтому неудивительно, что не так давно в качестве приложения к серии появились книги, рассказывающие о тех или иных деталях мира. Основной из них, пожалуй, является книга Дэвида Колберта " Волшебные миры Гарри Поттера" ( The Magical Worlds of Harry Potter. A Treasury of Myths, Legends, and Fascinating Fact). В этом труде читателю представлен магический мир событий, оставшихся как бы "за кадром" истории о приключениях Гарри. На страницах книги читателей ожидают встречи со средневековыми алхимиками и множество интересных фактов о фантастических существах.

Хогвартс
Хогвартская Школа Магии и Волшебства была основана более тысячи лет назад четырьмя величайшими волшебниками того периода: Годриком Гриффиндором, Салазаром Слизерином, Ровеной Равенкло и Хельгой Хаффпафф.
Каждый из них основал свой факультет (носящий фамилию основателя) и стал его деканом. С тех пор началась славная история Хогвартса, из стен которого вышло множество выдающихся и даже истинно великих магов — учились здесь, кстати, и родители Гарри, и даже сам Волдеморт.
Факультеты Хогвартса различны по своей сути — и Распределяющая Шляпа, прощупав сердце и разум каждого новичка, определяет его на тот или иной. В Слизерин идут жаждущие самовыражения и власти (конечно, там издавна учились все Малфои). Пуффендуй принимает к себе трудолюбивых и исполнительных. Когтевран — для умных и погруженных в науку. И, наконец, Гриффиндор — для смелых и отважных, преданных друг другу. Здесь учится Гарри и все его друзья.
Хогвартс — это, конечно, настоящий рай для детей. Здесь они обретают второй дом, друзей и учителей, учатся и взрослеют. Роулинг воплотила в образе Хогвартса мечту любого подростка. Самонакрывающиеся столы со всевозможными яствами, множество тайн и чудес, запрятанных в бесконечных коридорах замка, возможности для тысячи приключений — и уроки, уроки, уроки. А также некоторые не совсем любящие детей учителя, некоторые не совсем приятные дисциплины и занятия... Опять же, очень знакомо. Но, готов поспорить на свой гонорар, что 8 из 10 детей не раздумывая променяли бы учебу в обычной школе на занятия на уроках Зельеварения, Трансфигурации, Защиты от Злых Сил, Ухода за магическими существами, Заклинаний и Предсказания.
Хогвартс таит в себе множество тайн, и каждое поколение учеников раскрывает все новые и новые, а конца им так и не видно...
Каждый учебный год в Хогвартсе проходит соревнование факультетов. За все малейшие проступки и, наоборот, достижения, старосты и учителя начисляют или снимают очки ученикам того или иного факультета. В результате годового состязания факультет победителей славится, и Большая зала, в которой происходят все основные события Хогвартса (включая ежедневные завтрак, обед и ужин) украшается цветами победителя.
Центральным же соревнованием из всех школьных является спортивная игра квиддич — еще одна мечта любого ребенка и подростка. Участники квиддичных соревнования летают на метлах и забивают летающий квоффл в кольца соперника, уворачиваясь при этом от двух агрессивных бладжеров и пытаясь поймать неуловимо-быстрый снитч , заканчивая этим игру.
Гарри Поттер, как и его отец, является превосходным Ловцом, и гоняясь за снитчем, очень часто приносит победу своему факультету, Гриффиндору. Посмотрев эти матчи в экранизации Криса Коламбуса, поневоле проникаешься уважением к этому виду спорта — а ведь по нему, как по футболу, проводятся и национальные, и мировые чемпионаты!

Стилистика мира Роулинг
Чтобы понять внутреннюю логику мира, описанного Джоан Роулинг, надо проследить источники, из которых она черпала свои образы. Безусловно, ее тексты — это ткань из оживших валлийских преданий, античных и скандинавских мифологий,культурных элементов всех основных цивилизаций мира. Имена многих героев созвучны мифологическим персонажам, животный мир полон существ, перешедших из древних легенд.
Большое влияние на серию оказало артурианство , пронизавшее вообще всю английскую культуру испокон веку. Мерлин стал прообразом Дамблдора, а трое основателей Камелота — Артур, Гвиневера и Ланселот — проообразом троицы детей, Гарри, Гермионы и Рона, с верностью этой аналогии соглашается сама писательница. Магия взята из Египта (древние египтяне полагали, что маг должен иметь волшебную палочку, искали философский камень и т.д.), а вербальные формулировки — из слегка исковерканной латыни. Алхимик Николас Фламмель и некоторые другие косвенные персонажи вообще приветствуют нас из исторических (и полуисторических) хроник и легенд...
Однако все эти официальные версии почему-то не упоминают феноменального сходства сюжетной канвы и антуража книг о Гарри Поттере с такими книгами, как "Волшебник Земноморья", уже упомянутыми "Мио, мой Мио" и "Академия Пана Кляксы", а также с"Крабатом" Отфрида Пройслера. Между тем все эти источники вдохновляли писательницу и, по меньшей мере, стали прообразами ее книг.
Без сомнения, Роулинг можно назвать собирателем. Сама она придумала довольно мало (и ожившая еда, и живые картины, и все остальное, описанное в ее книгах, где-то уже бывало, мелькало или представлялось в полный рост). Тем не менее, писательница обладает даром синтеза и синхронизации, который смело можно назвать выдающимся. В ее книгах совершенно несовместимые вещи (например, египетская культурная составляющая со скандинавской) соседствуют и очень естественно взаимосвязаны, вписаны в сюжет и представлены несколько (или даже совсем) по-иному.
Интерпретации Роулинг почти всегда интересны и удачны, и про ее мир можно сказать, что с каждой книгой он углубляется и растет, а также становится все более серьезным и захватывающим.
Без сомнения, начало серии очень детское и наивное в смысле реалистичности, и в каждой книге о Гарри можно найти, к чему придраться с точки зрения здравого смысла. Но вспомните, как отличаются "Хоббит", начатый Толкиным как сказка для собственных детей, и его продолжение "Властелин Колец". Это отличие закономерно, равно как и сам процесс роста серьезности происходящегоиз книги в книгу. Чем дальше, тем больше Роулинг понимает, что ее сага также посвящена борьбе великих, глобальных начал, несмолкающей битве Добра и Зла. Писать об этом можно как угодно, и в шутливом тоне, и в наивно-сказочном, и в возвышенно-пафосном, и в академически-серьезном. Но далеко не факт, что популярным, любимым (а значит, и сильнее воздействующим на читателей) будет предпоследний и последний. Скорее наоборот.
Роулинг выбрала сказку, начиная которую, не знала, что
пишет бестселлер. Писательница все глубже погружается в зыбкую ткань важнейших понятий о ценности человеческой жизни, о выборе и ответственности каждого, о других высоких и сложных вещах. Тем не менее она несет свою ношу старательно, из книги в книгу улучшая результат.
Пожелаем ей успеха. Ведь он нужен, даже выгоден и нам с вами. Почему? Да потому что читать-то нам, в конце-концов. А если покупаешь книгу и в ней видишь, согласно известной пословице, фигу, нам с вами плохо — не так ли?

Сказочница
Джоан Кетлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года, и большую часть жизни была незаметным человеком из толпы, не слишком счастливым (скорее совсем не ) и очень несвободным. Училась Джоан на фа культете филологии, по специальности — французский язык и древнегреческая/латинская литература (вот они, наши источники, повлиявшие на творчество). Побывав замужем дважды, из обоих браков она вынесла только дочку Джессику и чувство собственногоодиночества, а также стойкое чувство о том, что живет не так .
Первую свою сказку Джоан написала в шестилетнем возрасте, и до Гарри Поттера к ней являлись другие герои, но недописанные романы о них она сочла неудачными и сожгла. Как-то, будучи почти без денег и сидя в кафе, она машинально стала набрасывать на салфетке историю своего будущего бестселлера. И тут вечной неудачнице повезло, может быть, впервые в жизни. Ей удалось получить грант Шотландского совета по искусству на окончание романа, который теперь называется "Гарри Поттер и философский камень".
Пристроить рукопись оказалось непросто. Издательства отвергали "сказку сентиментальной домохозяйки", но, наконец, за смешные деньги, 4000 долларов, ее издали небольшим тиражом в "Блумсберри". И совершенно неожиданно книга попала в список
бестселлеров.
В данный момент "Гарри Поттер" переведен больше чем на 30 языков, в том числе на тайский и зулусский. Общий тираж изданий перевалил за 35 миллионов. Сборы от фильма "Гарри Поттер и философский камень" составили больше 900 миллионов долларов, сделав фильм одним из самых кассовых в истории кино.
А Роулинг является самым богатым писателем мира, уже обогнав трудягу Стивена Кинга, и продолжает прибавлять к своему состоянию серьезные куски с каждой книгой и фильмом. И больше всего в этой сказочной истории радует то, что женщина, бывшая неудовлетворенной и одинокой, смогла выразить себя, и наконец-то сумела чувствовать, что в ее жизни " все так ".


Источник: http://subscribe.ru/archive/lit.writer.bestseller/200503/02000613.html
Категория: Ликбез | Добавил: Kotoleg (16.02.2012) | Автор: Александр
Просмотров: 1875 | Рейтинг: 4.0/1


Похожие материалы::


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2017); Сайт управляется системой uCoz