Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Kotoleg, Plotnick, SNiPER
Главная » Статьи » Мастер-класс

Cреда обитания или как создать фантастический мир?

            Большинство современных издательств требует от своих потенциальных авторов так называемый синопсис, то есть краткое содержание присланного на рассмотрение романа. Помимо прочего в синопсисе необходимо указывать место действия. А действие почти всех книг в жанре фантастики (и особенно фэнтази) происходит в неком вымышленном мире (а иногда и нескольких мирах). С одной стороны, это даёт авторам возможность сосредоточиться на внутренней подоплёке сюжета (проблемах, конфликтах, характерах), и не привязывать её к реальному месту и времени. С другой стороны, ни одна книга не сможет существовать без социальных или бытовых подробностей жизни героев, она просто не будет восприниматься как достоверная. Поэтому полностью или частично отказываясь от реально существующих реалий (прошу прощения за каламбур) надо восполнить пробелы реалиями вымышленными. Проще говоря, придумать для своих персонажей среду обитания.

            С чего начать? Я предлагаю постепенно идти от реалий больших к более мелким (по размеру, а не по значению). То есть сперва определить, что за мир вообще вы собираетесь создать? Это страна? Планета? Город? А может, целая вселенная? Кстати, неплохо было бы сразу определить, как ваш вымышленный мир будет взаимодействовать с миром реальным? Может быть, он будет абсолютно автономным, как допустим Средиземье Толкиена? Или герои будут периодически переходить туда-обратно как в Хрониках Нарнии Льюиса? А может быть «ваш» мир будет лишь частью «нашего» как мир иных Лукьяненко? В последнем случае атрибуты реального мира будут перемешиваться с фантастической атрибутикой. И здесь надо отдельно подумать о способе перехода между мирами.

            Больше всего хлопот создаёт мир автономный. Но его можно выстраивать по ходу дела, особенно если автор не собирается ограничиться одним произведением. То есть если действие вашего первого романа разворачивается в каком-то одном городе выдуманной страны, то в первую очередь работайте над описанием этого города. Но держите в голове и «общегосударственные» категории. К таким категориям можно отнести в первую очередь климат, который оказывает влияние на моду, как по всей стране, так и в отдельно взятом городе. То есть если в городе морозы минус 30, например, и снегу по колено, а реки скованы льдом, то его жители просто вынуждены будут носить меха и сапоги. Или иметь особое устройство организма, позволяющее не ощущать холода, даже будучи без одежды. Климат совместно с ландшафтом влияет на растительность, а также на птиц, животных и архитектуру. Понятно, что где-нибудь на теплом море, скорее всего, растут пальмы и кипарисы, чем берёзы и дубы. И дома там будут строить из ракушечника, например. А животные могут быть как всем известные гепарды с носорогами, так и фантастические.

            Последних можно условно разделить на авторские и фольклорные (или мифологические), всякие там взрывастые драклы или гипогрифы (оба примера взяты из произведений Ролинг, первый авторский, второй – заимствован из мифологии). Мифические птицы и животные позволяют внести в книгу символический подтекст. Но тут надо быть осторожным и точно знать, что именно символизирует то или иное существо из мифов. И перво-наперво определить, а нужен ли вообще вам такой символ? Или вы вводите в повествование, скажем, дракона исключительно для красного словца? Воля ваша, конечно. Но не обижайтесь потом на читателей, которые вдруг расшифруют символы и обнаружат в тесте смысл, который вы и не планировали туда вкладывать. Впрочем, создание или заимствование фантастических существ – это тема отдельной статьи.

            А сейчас возвращаемся к нашим баранам. То есть вымышленным реалиям. Вы уже продумали природные и климатические условия, и построили в городе некоторое количество домов. Теперь дома эти надо обставить. Из чего будет сделана мебель? Кухонная утварь? И прочие предметы быта, типа швабры, ковров или светильников? Кстати, а чем будут питаться городские жители и ваши персонажи в том числе? Всё должно быть логично и обосновано, другой вопрос, что в каждом мире своя логика. И вот ещё что: когда будете продумывать предметы обстановки, постарайтесь учитывать род занятий жильцов, особенно это касается центральных персонажей. Если герой скажем бедный рыбак, то он, скорее всего, будет жить в какой-нибудь приземистой хибаре, где на стенах висят рыболовные снасти, а есть будет, разумеется, уху.

            Теперь несколько слов о политическом устройстве. Кто будет править вашей фантастической страной? Это особенно важно, если конфликт как-то связан с политикой. Но даже если нет, политический строй всё равно влияет на жизнь простых граждан, хотя бы на бытовом уровне. Так при рабовладельческом строе львиную долю хозяйственной работы выполняли рабы. При феодализме было принято устраивать рыцарские турниры. Ну и так далее в зависимости от замысла автора. Нередко действие романа в жанре фэнтази разворачивается в средневековом мире. В таком случае страной, как правило, управляет король.

            А ещё средневековый (да и не только средневековый) мир не может существовать без религии (если счесть атеизм религией, основанной на вере в отсутствие Бога). При монотеизме Бог один, как в христианстве, например, а при политеизме богов много, как было, например, у Древних греков. Любая религия предполагает историю сотворения мира, обряды и заповеди.

            Ну и, конечно же, всякое государство имеет валюту. Деньги могут быть бумажные и металлические. В фантастических мирах чаще встречаются монеты, причём крупные могут размениваться на мелкие. Иногда вместо денег используют различные предметы, шкурки животных, например. И у каждой валюты есть своё название. Кстати, в книгах, сюжет которых связан с путешествиями, невозможно обойтись без упоминаний названий улиц, рек, гор, гостиниц и других топонимов. В таком случае не помешает составить своеобразный путеводитель по вашему миру, в котором указать географические и топографические названия.

            В заключение ещё раз перечислю коротко, о чем надо подумать при создании своего мира.

            1. Климат;

            2. Ландшафт;

            3. Животные;

            4. Растения;

            5. Мода;

            6. Архитектура;

            7. Предметы быта;

            8. Государственное устройство;

            9. Религия;

            10. Валюта;

            11. Географические и топонимические названия.

            При желании вы можете дополнить этот список. У кого-то может возникнуть вопрос: а что делать со всеми этими так тщательно продуманными реалиями? Во-первых, выписать каждый пункт на отдельный листок, чтобы использовать его потом вместо шпаргалки. Во-вторых, не стоит перегружать текст множеством лишних подробностей. Используйте лишь то, что нужно для конкретного произведения. А остальное пригодится в следующий раз. Если уж упоминать какую-то деталь, то упоминание это должно иметь какой-то смысл, важный для развития сюжета. В общем, как говорил классик, если в первом акте на стене висит ружьё, в последнем оно должно выстрелить. Если написано, что у героя сапоги из кожи винторогого дракона, это, по крайней мере, означает, что подобные драконы в стране водятся. И может быть, по ходу действия герою придется столкнуться с этой крылатой, огнедышащей рептилией. Или обувь обретёт какие-либо волшебные свойства. Впрочем, ход действия это опять-таки тема отдельной статьи. А эту я, пожалуй, завершу. Но к теме моделирования миров ещё вернусь, если такая необходимость появится.

            © Шмакович Олеся

           P. S. http://magicpc.spb.ru/journal/201207/23/01.php?journal=last Здесь вы можете прочесть рассказ, действие которого происходит в одном из вымышленных таким образом миров.



Источник: http://dreamworlds.ru/poleznoe/80341-creda-obitaniya-ili-kak-sozdat-fantasticheskiy-mir.html
Категория: Мастер-класс | Добавил: Kotoleg (25.11.2012) | Автор: Шмакович Олеся
Просмотров: 2237 | Рейтинг: 4.5/4


Похожие материалы::


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2017); Сайт управляется системой uCoz