Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Главная » Статьи » Мастер-класс

КАКОВ СЛОГ, ТАКОВ И МОНОЛОГ
Этот человек, потерпев поражение, не пал духом. Обрив себе голову наполовину, чтобы стыдно было показаться на людях, в подвале своего дома он устроил небольшое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос.

Отказавшись от удовольствий и развлечений (хотя многие на его месте, замкнувшись в себе, уткнулись бы лицом в телевизор) и неделями не высовываясь из своего подвальчика, долгие месяцы и годы он знал только одно: упражнения, упражнения, упражнения.

Слабый телом и духом, заика и тихоня, забитый и постоянно унижаемый сверстниками, он стал человеком-легендой, стал живым примером того, чего может добиться человек.

Как его звали? Кто он такой? Почему он добился того, чего не можем добиться мы?


КАКОВ СЛОГ, ТАКОВ И МОНОЛОГ

Данная статья даст ответ на эти вопросы. В ней перечисляются упражнения, с помощью которых тренировались и набивали себе руку знаменитости разных эпох. Прибегая к их советам и регулярно тренируясь, можно стать с ними вровень и, быть может, превзойти их. Каждый человек, если он поставит себе цель и, несмотря на все препятствия, идет к ней, обязательно добьется своего. Великие люди отличаются от обычных только тем, что обычный человек ставит себе задачу и затем, отвлекаясь на каждодневные проблемы, развлечения и удовольствия, не решает ее; а великий человек предпринимает все усилия, чтобы выполнить, чтобы решить поставленную задачу.

Для удобства Читателей статья разделена на две части. В первой излагаются упражнения, с помощью которых можно научиться писать. Вторая часть содержит материал для желающих стать не только мастером пера, но и мастером живого слова. Эта статья поможет всем обычным людям стать великими, если они этого пожелают. И не потому, что автор считает себя гением, а потому что в ней изложены советы гениальных людей.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

УПРАЖНЕНИЕ 1
Чтобы получить новые знания, пополнить свой словарный запас, улучшить свой стиль и слог, Великие советуют читать, переписывать и даже выучивать наизусть отрывки из произведений знаменитых людей.

Чарлз Джеймс Фокс вслух читал Шекспира, Теннисон - Библию, Толстой - Евангелие. Особое наслаждение доставляло Гладстону чтение сочинений Гомера. Джон Брайт заучивал наизусть длинные отрывки из стихотворных произведений Байрона и Мильтона, Вордстворта и Уитьера, Шекспира и Шелли. Демосфен переписал "Историю" Фукидида восемь раз; ему нужно было овладеть величественным стилем этого историка и писателя (5, с. 473 - 474).

Начинающим ораторам Цицерон советовал читать произведения различных писателей и поэтов, обсуждать и оценивать их с различных, противоположных точек зрения (Цицерон, "Об ораторе", 1, 158).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Чтобы овладеть новой фразеологией, новым литературным приемом, чтобы улучшить свой слог, советуют поступать так, как делал Р.Л. Стивенсон. Если он при чтении какой-нибудь книги натыкался на абзац или отрывок текста, который ему очень нравился и в котором описывалось что-либо с большим мастерством, он немедленно садился за стол и заставлял себя подражать оригиналу.

В первый и во второй раз у него ничего не получалось. Стивенсон знал об этом заранее и потому не унывал. Он пробовал подражать еще и еще. И наконец у него что-нибудь да выходило (5, с. 474 - 475).

УПРАЖНЕНИЕ 3

Перевод произведений иностранных авторов на родной язык позволит не только приобрести новые мысли, не только улучшить свой стиль, но и расширить словарный запас из-за необходимости все время подыскивать синонимы.

К такому упражнению советуют прибегать Цицерон ("Об ораторе", 1, 155) и Дейл Карнеги (5, с. 474).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Услышав или прочитав чьи-то слова, стоит попытаться придумать к ним поправки, попытаться выразить те же мысли иначе. Демосфен поступал именно так (Плутарх, "Демосфен", VII).

УПРАЖНЕНИЕ 5

Необходимо критически читать то, что написано другими, и, по возможности, редактировать их (4, с. 36).

УПРАЖНЕНИЕ 6

Поступайте, как Бенджамин Франклин. Выбрав понравившуюся ему статью, он кратко конспектировал смысл каждой фразы, затем откладывал свои записи на несколько дней, чтобы забыть текст оригинала, а потом возвращался к ним и по конспекту пытался воспроизвести исходный текст.

Это упражнение выполняется до тех пор, пока при сверке копии с оригиналом совсем не обнаруживаются ошибки (5, с. 328).

УПРАЖНЕНИЕ 7

Похоже на упражнение 6 и тоже предложено Бенджамином Франклином. Выбрав прозаический текст, следует преобразовать его в стихотворную форму. Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатят словарный запас.

Через некоторое время по написанным стихам стоит попытаться восстановить текст оригинала (5, с. 328 - 329).

УПРАЖНЕНИЕ 8

Поможет обучиться упорядоченному мышлению и умению выстраивать план статьи. Как и упражнения 6,7, предложено Бенджамином Франклином.

Кратко запишите смысл каждой фразы понравившейся статьи. Но не подряд, а каждую фразу на отдельной полоске бумаги. Затем перетасуйте свои записи и через некоторое время попытайтесь восстановить исходный текст (5, с. 329).

Делайте это до тех пор, пока не добьетесь удачи.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Предложено Демосфеном и Цицероном, поможет развить память и умение логически мыслить. Услышав чью-то речь, прочитав какую-либо статью или стихотворение, побеседовав со своим другом, приятелем, коллегой, попытайтесь, оставшись одни, вспомнить эту речь (статью, стихотворение, беседу) с начала до конца. Повторите все доводы, восстановите ход рассуждений (Плутарх, "Демосфен", VIII; Цицерон, "Об ораторе", 1, 154).

УПРАЖНЕНИЕ 10

На комплексное применение навыков, которыми можно овладеть благодаря другим упражнениям. В номере газеты следует выбрать отвратительно написанную заметку или статью. Затем, сохраняя содержание и общий смысл, попытаться преобразовать ее в более привлекательную форму.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Чтобы обнаружить ошибки в своей статье, можно поступить двояко:

1. Отложить ее на некоторое время, а затем перечитать свежим взглядом.
2. Дать почитать ее своим коллегам или друзьям.

РАБОТА НАД ВЫСТУПЛЕНИЕМ

В этой части статьи описаны упражнения, с помощью которых можно развить свое произношение и жестикуляцию. Пусть они не покажутся вам банальными. В них есть смысл. Первые четыре из них предложены Демосфеном.

Научиться произносить звук "р" помогут упражнения 12 и 13.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Заведите себе щенка и пытайтесь подражать его рычанию (8, с. 30).

УПРАЖНЕНИЕ 13

Возьмите в рот несколько камешков и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо речи и стихи (Плутарх, "Демосфен", XI).

ПРИМЕЧАНИЕ: роль камушков могут сыграть и конфеты.

Укрепить голос помогут упражнения 14 и 15.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Поступайте, как Демосфен, который выходил по ночам на берег моря и произносил речи вслух, пытаясь перекричать шум прибоя (8, с. 30).

УПРАЖНЕНИЕ 15

Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу (Плутарх, "Демосфен", XI).

УПРАЖНЕНИЕ 16

Присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как ведут беседу несколько интеллигентных людей (7, с. 11). Слушайте выступления дикторов по радио, наблюдайте за дикторами телевидения. Сходите в театр и посмотрите, как ведут себя на сцене актеры. Сходите на проповедь и пронаблюдайте за проповедником. Обратите внимание на правильность произношения, на интонацию, на жесты. Выберите удачные моменты и отметьте недостатки.

Это поможет установить идеал, ориентируясь на который Вы сможете развивать свою мимику, жестикуляцию, интонацию и произношение.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Записывайте свои выступления на магнитофонную пленку. Впоследствии, прослушивая запись, можно обнаружить ошибки, которые необходимо исправить (5, с. 327 - 328; 8, с. 28).

УПРАЖНЕНИЕ 18

Произносите речи перед большим зеркалом, чтобы отработать мимику и жесты (Плутарх, "Демосфен", XI; Апулей, "Апология", 15; 7, с. 24).

УПРАЖНЕНИЕ 19

Подготовив выступление, можно устранить ошибки в аргументации, в произношении, в мимике, в жестикуляции, предварительно выступив с речью перед своими близкими, друзьями. Они дадут весьма ценные советы (7, с. 24 - 25; 5, с. 327; 2, с. 34).

Практически все эти упражнения можно выполнять не последовательно, а параллельно. Важно обучаться умению строить фразы, подбирать правильные слова, конструировать мысли и четко
располагать их одновременно, ибо без чего-либо одного пропадет и все остальное: без умения писать теряется мысль, а без мысли никому не нужна писанина.

Процесс обучения ораторскому искусству и писательскому мастерству сложный и кропотливый. Он состоит из трех стадий:

1. Выбор идеала.

2. Подражание идеалу.

3. Проверка (сверка с идеалом).

Эти стадии (кроме первой) следует итеративно повторять до тех пор, пока в своем умении (писать, говорить, жестикулировать) вы не достигнете идеала. На первых порах, при выполнении упражнений, обнаружится масса ошибок. Но не отчаивайтесь! Терпение будет вознаграждено, как вознаградило оно того человека, о котором говорилось в начале статьи. Через 2300 лет мы до сих пор знаем его имя. Как оно звучит?

Демосфен.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Апулей, АПОЛОГИЯ или речь в защиту самого себя от обвинений в магии, Москва: Наука, 1993.
2. Вернон Будз. Как писать научную статью, Техника и наука, 1978, № 2, с. 34 - 35.
3. Вернон Будз. Как писать научную статью, Техника и наука, 1978, № 3, с. 35 - 36.
4. Вернон Будз. Как писать научную статью, Техника и наука, 1978, № 4, с. 35 - 36.
5. Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, Санкт-Петербург: Лениздат, 1992.
6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2.
7. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи, Москва: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
8. Тимченко Н.М. Искусство делового общения, ч. 1, Харьков, РИП "Оригинал", 1992.
9. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве, Москва: Наука, 1972.


Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 4 (33), 1997 г.
и опубликована на сайте "Открытые методики рекламы и PR "Рекламное Измерение" 15 мая 2002 г.

Лебедев К.А.
e-mail: askofen@mail.ru

Источник: http://www.triz-ri.ru/themes/method/txt/txt5.asp
Категория: Мастер-класс | Добавил: Kotoleg (05.02.2012) | Автор: Лебедев К.А. E
Просмотров: 2431 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы::


Всего комментариев: 2
+2   Спам
1 pra277   (08.02.2012 21:05:10) [Материал]
Олег, я уже и так не могу нормально читать художественную литературу без того, чтобы не придираться к тексту и не выискивать логические ошибки, а если ещё и постоянно тренироваться этому - караул...

2 Schtirlitz   (24.02.2012 14:20:48) [Материал]
biggrin biggrin biggrin
Плюсану

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2020); Сайт управляется системой uCoz