Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Главная » Статьи » Мастер-класс

Плагиат или бродячие сюжеты?

Плагиат или бродячие сюжеты?

Готовя к переизданию книгу "Малая энциклопндия сновидений", я столкнулась с теорией бродячих сюжетов и решила разобраться в этом. Вот что удалось раскопать:

Сюжеты  по Кристоферу Букеру:

1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себе что-то необыкновенное.
Примеры: Золушка, Давид Копперфильд, Джейн Эйр. Из фильмов: Золотая лихорадка, Моя прекрасная леди.

2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимой далекой цели. Примеры: Одиссея, миф про аргонавтов, Копи царя Соломона, Вокруг света за 80 дней

3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды. Сюжет - их попытки вернуться домой. (Почему Одиссея не здесь, кстати?!) Примеры
: Алиса в Зазеркалье, Робинзон Крузо, Машина времени.

4.
Комедия: Not just a general term, but an identifiable form of plot which follows its own rules.
(Все равно очень скользкое определение). Примеры: Том Джонс, все романы Джейн Остин, В джазе только девушки.

5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостатка характера, обычно страсти любовной, или жажды власти. Примеры: Макбет, Фауст, Лолита, Король Лир.

6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит его из этого состояния на свет. Примеры: Спящая красавица, A Christmas Carol, The Sound of Music

7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает его в неравной схватке, и получает сокровище или любовь. Примеры: Давид и Голиаф, Николас Никлби, Дракула, сюжеты Джеймса Бонда.

 
The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories, by Christopher Booker.

36 сюжетов Ж. Польти

Ж. Польти предложил 36 сюжетов, к которым сводятся известные литературные произведения. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили верность исходной классификации, а именно:

* Мольба
* Спасение
* Месть, преследующая преступление
* Месть, близкому за близкого
* Затравленный
* Внезапное несчастье
* Жертва кого-нибудь
* Бунт
* Отважная попытка
* Похищение
* Загадка
* Достижение
* Ненависть между близкими
* Соперничество между близкими
* Адюльтер, сопровождающийся убийством
* Безумие
* Фатальная неосторожность
* Невольное кровосмешение
* Невольное убийство близкого
* Самопожертвование во имя идеала
* Самопожертвование ради близких
* Жертва безмерной радости
* Жертва близким во имя долга
* Соперничество неравных
* Адюльтер (супружеская измена)
* Преступление любви
* Бесчестие любимого существа
* Любовь, встречающая препятствия
* Любовь к врагу
* Честолюбие
* Борьба против бога
* Неосновательная ревность
* Судебная ошибка
* Угрызения совести
* Вновь найденный
* Потеря близких
*************************************

Еще одно мнение.

Согласно Борхесу существует всего четыре сюжета. Он их описал в новелле.

Новелла "Четыре цикла":

Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.

В литературе глухо  упоминаются 14 сюжетов Шекспира, хотя в основном литературоведы прослеживают цепочки заимствований, начиная с античных авторов.

Магистральный сюжет Шекспира – это действительно отчасти сюжет противостояния человека и мира, который действительно заканчивается гибелью человека, но причина этой гибели – отнюдь не в мертвящей власти мира, но в том месте, которое пытается занять в этом мире главный герой. В магистральном сюжете Шекспира главное место отведено не просто противостоянию «я» человека и «они» мира, но «я» человека противостоит прежде всего «Ты» Бога, одновременно находясь в сложных отношениях с «они» мира и других людей. Магистральный сюжет трагедии Шекспира также можно определить как теодицею, пытающуюся ответить на вопрос об истоках зла в мире, и ответ на вопрос об истоках зла в мире у Шекспира вполне ортодоксальный. Истоки зла в мире – это желание человека переустроить мир по своей собственной воле, это жажда человека распоряжаться не только своей жизнью, но и жизнями других людей, и всем миром в целом.
Именно три точки построения магистрального сюжета Шекспира – «я», «Ты», «они» – составляют ключевую  тему его сюжетов.

20 сюжетов Роберта Тобиаса:  (Роберт Тобиас  Директор департамента образования  в  Нью-Йорке, работал в  государственных школах в течение 33 лет в качестве учителя и  исследователя  методик преподавания.)
 
1.Поиск – интрига вовлекает героя в поиск персонажа, места, вещи – реальной или нереальной, иногда настолько нереальной, что вообще недостижимой, например, -  бессмертия.

2.Приключения( авантюра) – сюжет вовлекает героя, ищущего счастье, в путешествие, так-как счастье  «…никогда не найдёшь дома…», и герой уходит за ним куда-то по мосту-радуге.

3. Охота – сюжет игры в прятки, один персонаж выслеживает другого.                                                                                                                                                                       

4.Спасение – Этот сюжет вовлекает героя в поиски с целью спасения кого-либо или чего-либо; обычно состоит из трёх основных действующих лиц:Герой, Жертва и Антагонист ( враг).

5.Побег – сюжет описывает героя, заключённого в обстоятельства, в ситуацию , в тюрьму или куда либо против его воли и желающего сбежать ( за исключением побега от « своих внутренних демонов»).

6.Месть – взаимоотношения героя и его антагониста из-за  причинённого реального или воображаемого вреда.                                                                                                                                                             

7.Загадка – история, втягивающая героя в поиски ключа к скрытому значению ( смыслу) чего-либо в ситуации намеренно созданной  или имеющей множество смыслов тайны.                                                                                                                                                                                  
8.Соперничество – история, втягивающая героя в соревнование с кем-либо( его соперником) за некий объект или амбициозную цель.
8. RIVALRY - plot involves Protagonist competing for same object or goal as another person (their rival).

9. Никчёмный Слабак – сюжет затягивает героя в соперничество за объект или цель, которая даёт великие преимущества или ставит лицом к лицу с полным поражением.

10.Принуждение(вынужденный поступок) – события, по той или иной причине, вынуждающие героя совершать глупые, неправильные или аморальные поступки.

11.Метаморфозы (превращения) – сюжет заставляет героя внутренне меняться по ситуации ( рефлектируя в своей внутренней идентификации).

12.Трансформация (перерождение) – сюжет повествует об изменениях в герое в его путешествии на подмостках жизни, которые приводят его из одного главнейшего персонажного состояния в совершенно другое(злодей превращается в добрягу).

13.Развитие и созревание – история, которая ставит героя перед лицом проблем, сотавляющих часть его взросления и, имея дело сними, достичь  взрослости( путь от невинности к опыту).

14. Любовь – сюжет о преодолении героем препятствий на пути к Любви, когда препятствия  преодолеваются  всепоглощающей, истинной Любовью.

15.Запретная любовь – история преодоления героем препятствий, созданных социальным неравенством или различными «табу», что и подпитывает отношения и иногда находит цену этого преодоления слишком высокой, чтобы быть вместе с объектом любви.

16.Жертвенность – сюжет содвигает героя на жертвенные действия во имя высшей цели или идеи, жертва ради любви, чести, милосердия, спасения человечества.

17.Открытия – Сюжет, наиболее эгоцентричный из всех, который вовлекает героя в вынужденное преодоление великих и внезапных обстоятельств жизни и тем самым ведёт к открытию чего-то чрезвычайно важного ( и сокрытого), тем самым достигая наилучшего понимания жизни ( т.е. начинает больше ценить жизнь,ясней видеть цель жизни, и т.д.)

18.Несчастный случай – который случайно или сознательным выбором героя, толкает его поменять  все  ограничения приемлемого поведения на экстремальное и понуждает иметь дело с соответствующей ответной реакцией ( главным образом, это сводится к психическим отклонениям личности).

19.Вознесение – история «из грязи в князи», успех и подъём героя благодаря своей доминирующей личности,  черты характера, помогающей достичь успеха.

20.Низвержение – сюжет «из богатства в нищету» имеет дело с падением( крахом) героя из-за доминирования разрушительных тенденций, превалирующих  в его личности и характере и, в конечном итоге, приводящих к краху.

 Далее находим  семь архетипических сюжетов мировой литературы по Карлу Густову Юнгу.
    
     Карл Густав Юнг различает не столько сюжеты, сколько персонажи и их действия-функции, т.е. архетипы.                                             

Вот   семь  различных архетипов по характеристикам их «действий» и «решений»:


1. Ведущие персонажи:
Протагонист: «… ведущий сюжета: тот, кто ускоряет действие». Определяется характеристиками «поиск» и «суждение».
Юнгианский эквивалент: Герой.


Антагонист: «… персонаж полностью противоположный Протагонисту». «Предотвращение» и «анти-суждение».
Юнгианский эквивалент: Тень и Злодей.


Страж: «… учитель или помощник, который содействует Протагонисту». «Помощь» и «совесть».
Юнгианский эквивалент: Мудрец, так же иногда называемый в совокупности наставником или ментором.


2. Ведомые персонажи:
Разум: «… принимает решения и действует основываясь на логике». «Контроль» и «логика».
Эмоция: «… реагирует эмоциями, бездумно». «Неконтролируемый» и «эмоция».
Закадычный друг: «… неизменной в своей лояльности и поддержке». «Поддержка» и «вера».
Скептик: «… подвергает сомнению всё». «Противостояние» и «безверие».


Юнгианский архетип-трикстер здесь часто преобладает, так как его задача спрашивать и бунтовать против обычного порядка вещей.


Причём  один персонаж может нести более чем одну роль-архетип. Он может иметь множество особенностей и чувств. Комплексный персонаж может смешивать характеристики из нескольких разных архетипов.

 

В дальнейшем , в работе « Алхимия сновидений»  эти персонажи трансформировались в следующий перечень :

 Великий Отец
Великая Мать
Тень( Трикстер)
Анима
Анимус 
Ребенок
Мудрец

Надо сказать, что в умах просвещённой публики существует путаница понятий – сюжет и фабула, и действительно, все справочники и литературоведы с киноведами, а также сомнологи  как-то путают эти два понятия. Вот какую формулировку даёт  Б. В. Томашевский: «Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении… Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них» (Б. Томашевский «Теория литературы. (Поэтика)» Л., 1925 г., стр. 137).  А вот что сказано по этому поводу в интернете : « С вопросом о сюжете обстоит в кино столь же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются вещи, в которых есть сложный фабульный узел. Но фабула ведь не сюжет…»
В 1921—30  литератор профессор Института истории искусств. Ю.Н. Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном  и кино, где пишет:
  «Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой — не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи, которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением — нарастанием и спадами стилевых масс. Фабула может быть просто загадана, а не дана; по развертывающемуся сюжету зритель может о ней только догадываться — и эта загадка будет еще большим сюжетным двигателем, чем та фабула, которая воочию развертывается перед зрителем. Фабула и сюжет эксцентричны по отношению друг к другу.»
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 324-325.

Вы что-нибудь поняли? Я – нет, хотя Тынянов очень авторитетный автор

        В рассуждении же  о сюжете и фабуле, хочется снова вернуться к «магистральному» или, как нынче говорят –  to the mainstream - к мейнстриму Шескспира. Мне представляется, что  мейнстримом  его творчества являются человеческие страсти:


Жажда власти – Макбет, Король Лир, Укрощение строптивой, Буря, Антоний и Клеопатра,  все исторические Хроники
Ревность   -         Отелло, Гамлет,  Сон в летнюю ночь,
Алчность – Венецианский купец
Всепоглощающая любовь – Ромео и Джульетта, Собака на сене, Сон в летнюю ночь, Конец – делу венец, Цимбелин
Отдельно стоят Комедия ошибок и Слуга двух господ – путаница на основе мнимого или действительного двойничества,а также -  Два веронца, 12-ая ночь, Как вам  это понравится.

Причём, именно в драматургии Шекспира фабула такова, что очень трудно вычленить сюжет, как правило, в одном произведении задействованы  3 сюжетные линии, как, например  в комедии  Сон в летнюю ночь
   Но именно поэтому , что в основе шекспировских произведений лежат непреходящие, гипертрофированные человеческие страсти, - они так актуальны и  сегодня, и не зря новаторы-режиссёры  переносят  шекспировские  драмы  и сюжеты в нынешнюю парадигму.

 

По моей собственной классификации в повествовании существуют всего 2 (две)  составляющие  и одно условие:
1-ое:  фабула -   это   Путь(Дорога);
2-ое: сюжет -   это  Событие (Случай);


 Условие – это отсутствие или присутствие   Рассказчика в них.


           Путь(Дорога) – это жизненный Путь, хронология Событий,  путешествие на небо, в ад, в параллельный мир, в прошлое, в будущее, просто по миру для удовольствия, вынужденное путешествие,  бегство, поиск,  путь обратно домой.

Путь- поиск  чего-либо :  врага, друга,  сокровища,  потерянного любимого,  поиск решения, научного открытия, родственников, ответа на вопрос, духовный поиск и поиск самого себя, как внешнего, так и внутреннего.


          Событие (Случай счастливый или несчастный) – это встреча с любимым, с Богом, волшебником, Чудищем, животным, с  двойником; катастрофа, война, эпидемия;  потеря или находка чего-либо, выигрыш, открытие, откровение-видение, Глас Божий,  увечье; рождение , смерть, свадьба, измена-предательство;  внезапное обнаружение себя и всей мизансцены в самых разных местах – на горе, под землёй, в доме, школе , в воде, в небе, на троне, в туалете, на крыше, на улице , в транспорте разнообразнейшем,  в ином мире…

Рассказчик – его ментальное или физическое присутствие в сюжете.  Ментальное – когда рассказчик не присутствует при событии и не участвует в действии, просто знает и рассказывает устно или письменно. 

 

Против этого очень возражал Ф.М. Достоевский, он писал в своих литературоведческих статьях  : «…что,   автор под столом сидел, всё  видел и слышал и – вот, рассказывает? Откуда он знает,  что делал и, тем более,  что думал герой».  Такое повествование задействовано у многих писателей, у Толстого, например – Наташа подумала…, князь Андрей почувствовал…, Анна Каренина знала в глубине души… Сам же Достоевский,  в «Бесах» например, ведёт повествование от имени некоего жителя города Скотопригоньевска, знающего всех и вся  и, если он сам не присутствует  при неких перипетиях  романа, то всегда в тексте читаем: «…мне рассказывал такой-то, который видел (слышал, узнал от  имярека, случайно наблюдал  издали и пр.) сцену или событие, или ему кто-то из действующих  персонажей  доверительно сообщал, как было дело и что он ( персонаж) подумал и почувствовал, и как решил  действовать дальше. Тот же приём и в «Братьях Карамазовых», причём очень ненавязчиво, многие читатели и внимания не обращают, т.е. Рассказчик у Достоевского физически присутствует, но пассивно, в действии не участвует, просто наблюдает и выслушивает других.


    Активное же физическое присутствие происходит в повествовании от первого лица, и там Рассказчик предстаёт инициатором, субьектом или объектом Событий в Пути, понимаемом широко, как развитие Событий в действии во времени и пространстве.
   
    В кино же Рассказчики, вернее Показчики  – режиссёр, операторы, актёры, и Наблюдатель -  зритель;   иногда  правда,  присутствует и буквальный рассказчик  в виде Голоса, комментирующего события.  И, наверное, скоро настанет время интерактивного кино, когда зритель сможет принимать участие в событиях трёхмерного экранного действия и влиять на ход повествования. Вот это будет КОШМАР, тогда иллюзия и реальность проникнут друг в друга, а потом поменяются местами. Не хотелось бы, но «прогресс» не остановить…



Источник: http://www.proza.ru/avtor/safarova
Категория: Мастер-класс | Добавил: Kotoleg (08.02.2012) | Автор: Ольга Сафарова
Просмотров: 4735 | Рейтинг: 5.0/2


Похожие материалы::


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Реклама Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2017); Сайт управляется системой uCoz